Сценарий урока (ФГОС) для 2 класса по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Богданова Мария Андреевна
С.Я. Маршак. Кот и лодыри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_s._ya._marshak_kot_i_lodyri.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала: Богданова Мария Андреевна

Взято с сайта:

Предмет     литературное чтение    

Класс      2” А”                        

                                  Технологическая карта

Тема урока

С. Я. Маршак “Кот и лодыри”.

Цель

Создать условия для знакомства учащихся с произведением С. Я. Маршак “Кот и лодыри”.

Задачи

- Познакомить с творчеством С.Я. Маршака, со стихотворением «Кот и лодыри»;

-Совершенствовать навыки выразительного чтения;

азвивать устную речь учащихся, мышление, внимательность, память;

-Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к труду, непримиримость к безделию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность научиться: правильно и выразительно читать текст, отвечать на вопросы, развивать речь и мышление, проявлять интерес к чтению детской литературе, к творчеству писателя.

Метапредметные: познавательные: умеют анализировать средства выразительности прочитанного произведения, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, воспринимают текст с учетом поставленной задачи.

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, творческая

Образовательные ресурсы

Учебник: Литературное чтение, 2 класс 2 часть, Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Москва, “Просвещение”, 2013;

Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегова.

Оборудование

Наглядно-демонстрационный материал

Портрет писателя С.Я. Маршака, ребус к стихотворению С.Я. Маршака “Кот и лодыри”.

Основные понятия и термины

Лодырь, грифель

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Андреевна! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

-Сядьте правильно, руки на парте, ноги вместе, локти у края, спинка прямая!

-Здравствуйте.

-Слушают, садятся правильно.

Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания:

-Ребята, давайте вспомним, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Откройте с. 13 учебника и найдите в тексте:

  • Почему посуда не хотела возвращаться к Федоре?

  • Прочитайте, что ответила курице посуда?

  • Найдите в тексте, что промолвил медный таз?

  • Прочитайте слова, с которыми обратилась Федора к посуде, когда шла за ней.

  • Как выглядела Федора в конце сказки? Можно ответить своими словами.

  • Что сказал Самовар?

-На прошлом уроке мы познакомились со сказкой Корнея Ивановича Чуковского “Федорено горе”

-Но ответило корыто:

“На Федору я сердито!”

И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

- И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

-«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

- «Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

- Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»/  В конце сказки Федора была заботливая хозяйка, которая любит и уважает свою посуду, а из этого можно сказать, что она была еще и счастливая.

- «Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Постановка проблемной ситуации

Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем читать произведения для детей. Перед вами портрет знаменитого советского поэта, о котором вы уже говорили ранее.

-Кто знает, как зовут этого поэта?

- А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Его название зашифровано в ребусе.

-Этого поэта зовут Самуил Яковлевич Маршак

-Название произведения “Кот и лодыри”

Целеполагание

-Кто сможет назвать тему нашего урока?

-Как вы думаете, что вы узнаете на этом уроке?

-Тема нашего урока: Самуил Яковлевич Маршак “Кот и лодыри”

-Познакомимся с произведением С.Я. Маршака “Кот и лодыри”, будем совершенствовать навыки выразительного чтения, узнаем главную мысль стихотворения

Построение проекта выхода из  затруднения

Молодцы, ребята! Самуил Яковлевич Маршак — это знаменитый советский поэт, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей и взрослых.

  Родился он в большой талантливой и дружной семье. Родители старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Особенно важную роль играл отец: он всегда рассказывал своим детям что-то интересное и познавательное.  Поэтому обучаясь в гимназии, у Самуила Яковлевича уже проявлялась любовь к литературе и большое дарование. Учась там, он уже переводил с иностранных языков произведения.  Самуил Яковлевич Маршак мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности и не усталости в труде.

 Светлый и безгранично добрый человек — вот как отзывались о поэте его современники, которым посчастливилось знать его лично. С.Я. Маршак прожил большую трудовую жизнь.  Он был награжден двумя орденами Ленина. В то время, когда жил Самуил Яковлевич — это были одни из самых высоких наград.

-Слушают учителя

Реализация проекта выхода из затруднения

Откройте с. 25 учебника, обратите внимание на иллюстрации.

-Скажите, кого вы видите на рисунке?

-Героев какого произведения Самуила Маршака изобразил художник?

-Кто здесь лишний?

  1. Первичное знакомство (аудиозапись)

-Теперь предлагаю познакомимся с произведением “Кот и лодыри" прослушаем его и ответим на вопрос, почему автор так назвал свое произведение?

-Так почему автор так назвал свое стихотворение?

-Как вы думаете, кто такой лодырь?

-А где можно узнать значение этого слова?

В толковом словаре С.И.Ожегова это слово объясняется так:

ЛОДЫРЬ — это лентяй, бездельник.  Лодыря гонять значит бездельничать.

-Так кто такой лодырь?

  1. Работа над содержанием текста

-Теперь давайте сами прочитаем этот текст по частям:

1 часть: -Скажите, куда собирались лодыри?

-Куда они попали?

      -Что было на спине у ребят?

      -А что такое ранец?

-Что несли ребята под мышками?

-Куда собирались ребята с коньками?

2 часть: -Кого увидели лодыри?

 -О чем спрашивали лодыри кота?

 -От чего был хмурый кот?

-Чем был опечален кот?

 -Почему котята не могут учиться?

 - Почему кот был хотел учиться грамоте?

 -Как вы считаете, прав ли кот?

3 часть: - Что ответили ему лодыри?

 -Почему их не могу ничему научить?

-Какое слово выделено в тексте розовым цветом?

-Что такое грифель?

-Где мы можем узнать значение этого слова?

 -В толковом словаре это слово объяснятся так:

ГРИФЕЛЬ - палочка из особой породы сланца для писания на грифельной доске. То же, что графит.

 -Чем и где пишут лодыри целый день?

 - Что ответил лодырям серый кот?

  1. Общая беседа

-Ребята, как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота?

-В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит?

-Сейчас предлагаю прочитать про себя пословицы на с.29, после чего ответить, какой смысл у этих пословиц и подходят ли они к содержанию стихотворения?

  1. Учись с молоду - пригодится в старости.

 -Подходит ли эта пословица к содержанию текста? Как вы ее понимаете?

  1. Мудрым никто не родился, а научился.

-Подходит ли эта пословица? Объясните ее значение.

  1.  Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

-Что вы можете сказать по поводу этой пословицы?  

  1. У лодыря что ни день, то лень.

-Что же означает последняя пословица и подходит ли она?                                                                                                            

-Обратите внимание на задание 4 на с.29. Давайте прочитаем его про себя, а затем найдем слова близкие по значению слову “лодырь” и определим какое же слово здесь лишнее, почему?

  1. Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение.

Откройте с. 26, рассмотрите иллюстрацию, кого вы здесь видите?

-Какими словами из текста можно подписать эту картинку?

-Смотрим следующую иллюстрацию на с. 27.

-Кто на ней изображен?

-Найдите строки, к которым нарисована эта картинка.

-Теперь давайте рассмотрим иллюстрацию на с.28

-Какие строки подходят к этой картинке?

5.Работа над выразительным чтением

-Ребята, какое это стихотворение по настроению?

-Действительно, ребята! Именно поэтому чтение здесь должно быть веселое, бодрое. Давайте сначала прочитаем его про себя, а затем вслух выразительно его прочитают 2 человека.

-На рисунке я вижу лошадь, свинку, утку, щуку, кошку, курицу, жабу, мышонка, мышку-мать.

-Художник изобразил героев “Сказки о глупом мышонке”

-Лишних героев здесь нет, потому что все на ночь пели колыбельную мышонку.

-Стихотворение называется “ Кот и лодыри”, потому что главными героями выступают именно кот и лодыри.

-Лодырь — это человек ленивый, который любит бездельничать, а не трудиться.

-Значение этого слова можно найти в толковом словаре.

-Лодырь — это лентяй, бездельник.

-Лодыри собирались на урок

-Лодыри попали на каток

-На спине ребята несли толстый ранец с книжками.

-Ранец — это портфель, рюкзак

-Под мышками ребята несли коньки на ремне.

-С коньками ребята собирались на каток.

-Лодыри  увидели как из ворот выходил хмурый и ободранный кот

-Лодыри спрашивали у кота, почему он был такой хмурый

-Кот был хмурый, потому что ему был скоро год

-Кот был опечален тем, что он не учен письму и грамоте

-Котята не могут учиться, потому никто их не хочет этим заниматься. Никто для них не стоит школы

-Кот хотел учиться грамоте, потому что без нее далеко не уйдешь, а только пропадешь, ведь без грамоты нормально не поешь, не попьешь. Даже номера на воротах не прочтешь.

-Да, я считаю, что кот прав. Ведь многую информацию мы узнаем читая, а чтобы уметь читать надо быть грамотным.

-Лодыри ответили коту, что им уже скоро 12 лет, их учат и грамоте, и письму, но их никак не могут выучить.

-Лодырей не могут ничему научить, потому что им лень. Им больше нравится кататься целый день на коньках.

-Розовым цветом выделено слово - грифель.

-Грифель — это графитовая палочка, которая находится в карандаше

-Значение этого слова мы можем узнать в толковом словаре

-Целый день лодыри пишут коньками на катке.

-Серый кот ответил лодырям, что ему скоро год, много видел он лодырей, но настолько ленивых первый раз.

-Автор сделал героями не только мальчиков, но и кота, потому что кот обычно в жизни как лодыри, любит поваляться, поиграться, ничего не делать, а в данном произведении он показан с другой строны: хочет выучиться грамоте, но при этом не может. А лодырям на это всё равно, могут учиться, но не хотят. На примере кота можно хорошо увидеть, что же ждет лодырей в будущем:  ничего не прочесть, нормально не поесть, ходить ободранными, как кот.

-Главная мысль содержится в словах кота. Он говорил, что надо учиться, потому что без грамоты далеко не уйдешь, а только пропадешь.

-Да, эта пословица подходит к содержанию текста. Я понимаю эту пословицу так: пока мы маленькие нам надо учиться, потому что, когда мы попадем во взрослую жизнь нам эти знания пригодятся.

-Да, подходит. Никто не рождается сразу мудрым, все знания приходят к нам спустя какое-то время через упорство и труд.

-Эта пословица тоже подходит к содержанию стихотворения. Она говорит, что ленивый человек избегает работы, любым способом. Например, как лодыри, которые вместо того, чтобы учиться катались на коньках.

-Да, она тоже подходит. Лодыри всегда ленятся. Постоянно уходят от работы, находя себе оправдание, чтобы не делать. Например, говорят, что начнут делать что-то “Завтра”, но как известно завтра становится сегодня.

-Близкие по значению слова: бездельник, лентяй, лежебока, ленивец. Слово неряха лишнее, потому что неряха — это неаккуратный, нечистоплотный человек.

-На картинке я вижу кота.

-Эту картинку можно подписать такими словами: из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

-На картинке изображены лодыри.

- К этой картинке подойдут такие сроки: отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

-К этой картинке пойдут такие строки:

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

-По настроению стихотворение веселое, автор обсуждает детей лодырей, которых осуждает кот. Мы привыкли видеть котов беззаботными, а тут даже кот хочет учиться грамоте, а дети, которые учатся в школе наоборот лентяи.

-Читают произведение

Обобщающая беседа

-Ребята, с каким произведением мы познакомились?

-Назовите героев этого произведения

-Почему именно кота и ребят взяли героями?

-Кто написал это произведение?

-Что интересного из биографии С.Я. Маршака вам запомнилось больше всего?

-Мы познакомились с произведением «Кот и лодыри»

-Героями этого произведения были кот и лодыри

-С.Я.Маршак взял героями своего произведения ребят и кота, потому что и те, и другие не знают грамоты. Но кот не знает грамоты, потому что нет школ для котов, а ребята не знают грамоты, потому что ленятся.

— Это произведение написал Самуил Яковлевич Маршак.

-Больше всего мне запомнилось, что у С.Я. Маршака уже с детства проявлялась любовь к литературе, он знал иностранные языки, был очень трудолюбивым, сосредоточенным и работоспособным.

Рефлексия

-Ребята, если вы осуждаете поступки лодырей и считаете, что кот был прав, что надо учиться грамоте, а развлечениями заниматься в не учебное время, то возьмите красную карточку и прикрепите ее к доске; если вы не видите ничего плохого в поступке лодырей и считаете, что ничего страшного не будет, если не учиться грамоте, прогуливать школу, то возьмите белую карточку.

-Оценивают свою работу на уроке

Итог урока

-Сейчас запишите домашнее задание в дневник: с.26-28, чит. выраз.

-Ребята, вы замечательно сегодня потрудились на уроке! Было приятно с вами работать!

Урок окончен! До свидания!

-Записывают домашнее задание

-Прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок в 4 классе по литературному чтению и истории Санкт-Петербурга

Урок-победитель школьного конкурса, посвящённый дню рождения Санкт-Петербурга...

конспект урока во 2 классе по литературному чтению

Урок по теме Д.Н. Салтыкова-Щедрина «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»  с использованием дополнительных  источников и сопровождающийся презентацией....

Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".

Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.

Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....

Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по литературному чтению

Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс...