конспект урока чтение Житков
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Янгула Валентина Анатольевна

Конспект урока чтение Житков " Кака я ловил человечков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Конспект урока по технологии.

Тема: Флористика

Цель урока: расширить представление о принципах аранжировки растений, совершенствовать навыки составления композиций из засушенных растений; воспитание аккуратности.

Изготавливаемое изделие: композиция «Цветущий шар».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Беседа «Искусство составления букета».

В процессе беседы анализируются различные виды цветочных композиций, определяется использованный природный материал, способы высушивания растений. Учитель разъясняет особенности технологии изготовления цветочных композиций. Для организации работы можно использовать готовые цветочные композиции, фотографии работ флористов, иллюстрации в учебном пособии (с. 8).

Акцентируется внимание учащихся на возможности декорирования интерьера комнаты при помощи подвесных (настенных) композиций.

  1. Повторение правил аранжировки растений

В процессе анализа композиций необходимо вспомнить правила аранжировки растений, с которыми учащиеся познакомились в III классе: пропорции, симметрия, асимметрия, уравновешенность.

  1. Новая тема

Учитель предлагает учащимся сделать необычный букет, который нельзя поставить на стол, а нужно подвешивать за ленточку. Такая композиция называется «Цветущий шар» (рис. 39).

  1. https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6e00a04cd8/585720_1.png

Алгоритм изготовления букета-шара

Вопросы:

  • С чего лучше начать работу?
  • Что необходимо сделать сначала, а что потом?
  • Почему следует выполнять работу в данной последовательности, а не в другой?

Последовательность изготовления букета-шара

  1. Подобрать нужный растительный материал.
  2. Связать растения в небольшие пучки.
  3. Подготовить основу для букета.
  4. Закрепить на основе держатель из пластилина.
  5. Установить растения в держателе.
  6. Оценить готовую композицию.

  1. Повторение правил безопасности труда при работе с инструментами и целесообразная рациональная организация рабочего места.
  2. Практическая работа

В ходе практической работы учащиеся отбирают необходимые растения, связывают их в пучки, выполняют основу композиции из ленты, палочек и пластилина, собирают букет-шар, проводят окончательную отделку композиции (если есть пробелы, то их заполняют растениями).

  1. Выставка и анализ работ
  2. Итог урока


Тема: Икебана

Цель: познакомить с японским искусством икебаны, научить составлять простейшие композиции из засушенных растений в стиле «икебана»; воспитывать аккуратность.

Ход урока

1. Сообщение темы урока

- На уроке они познакомимся с японским искусством аранжировки растений, которое называется «икебана».

2. Активизации внимания

Для активизации внимания рассказывается японская притча, которую рассказывают всем начинающим изучение искусства икебаны. Хозяином сада, знаменитого на всю Японию, был Сенно Рикю. О красоте цветущих ирисов Рикю ходили легенды, и как-то раз сегун Тоетоми Хи-дэеси собрался лично полюбоваться ими. Слуги сегуна уведомили мастера о предстоящем визите, но когда великий сегун вошел в сад, то обнаружил, что все цветы срезаны и лишь из одного-единственного цветка сделана приветственная композиция. Сам мастер пояснил, что большое количество цветов рассеяло бы внимание великого князя, а один цветок лучше, чем сто, передает великолепие всего сада.

Затем учитель рассказывает учащимся о японском искусстве составления цветочных композиций. Новое слово (икебана) необходимо записать на доске и дать ему определение.

3. Словарная работа

Рассказывая учащимся о роли этого искусства в Японии, следует отметить, что японцы вкладывают в икебану очень глубокий смысл. Для них важно значение не только каждого растения, но и сочетание разных растений, стадии их развития. Учитель знакомит с символикой растений, передающей смысловое содержание цветочной композиции. Например, ветка сосны — это символ стойкости и долгой жизни. Сосна и пион олицетворяют молодость и процветание, а сосна и сакура говорят о преданности и рыцарстве.

4. Повторение пройденного

Учитель проводит аналогии между икебаной и цветочной композицией (русской, европейской), сравнивает их. Демонстрирует соблюдение всех известных учащимся принципов составления цветочной композиции. Необходимо пояснить структуру икебаны, состоящую из трех основных ветвей, олицетворяющих небо, землю и человека. В Японии существует огромное количество школ, в которых специально обучают искусству икебаны. Каждая школа, основываясь на своих концепциях, разрабатывает свои формы композиций. Выпускаются журналы со схемами построения композиций в различных стилях, в которых определяется длина, угол наклона и расположение ветвей.

5. Тема урока

В ходе изложения нового материала необходимо продемонстрировать учащимся фотографии различных икебан. Можно использовать фотографии, приведенные в учебном пособии (с. 10).

Учащиеся знакомятся с понятием динамичности в цветочной композиции.

Определяются способы передачи динамичности в аранжировке растений:

  • использование изогнутых стеблей;
  • подбор зелени разного размера и формы;
  • использование цветов в разных стадиях развития. Последовательность изготовления икебаны составляется на основании имеющегося у учащихся опыта изготовления различных цветочных композиций. В ходе обсуждения следует актуализировать знания учащихся о держателе, его назначении и особенностях использования в процессе создания цветочной композиции.

6. Составление алгоритма

Алгоритм, полученный учащимися в ходе обсуждения, можно записать на доске:

  • выбрать эскиз композиции;
  • подобрать нужный растительный материал и сосуд;
  • закрепить держатель в сосуде;
  • укрепить высокие растения в держателе;
  • укрепить низкие растения в держателе;
  • оценить получившуюся композицию.

После обсуждения алгоритма изготовления композиции уточняется, какие материалы и инструменты необходимы для работы.

Следует продемонстрировать ребятам, как закрепляется держатель в сосуде, напомнить приемы крепления растений в держателе, рассказать, как и в какой последовательности устанавливаются ветви растений в икебане, как определяется угол наклона ветвей. Перед началом практической работы следует подчеркнуть, что создание икебаны требует тщательной продуманности каждого элемента.

  1. Инструктирование
  2. Практическая работа учащихся
  3. Презентация работ

  • Что изготовили, для чего?
  • Из какого материала изготовили поделку?
  • Как оцениваете результат своей работы?

  1. Оценка общей работы школьников.
  2. Подведение итогов урока
  3. Уборка рабочих мест.



Предварительный просмотр:

                                             Конспект урока

Тема: Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

Цели:

  • Наблюдение за способами выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя.
  • Вовлечение детей в сопереживание с героем своей вины за содеянный поступок.

Задачи:

1. Образовательная:

  • Продолжить работу над содержанием произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», выявлением главной мысли рассказаУчить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки.

2. Развивающая:

  • Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста, умение прогнозировать текст. Развивать устную речь, воображение, внимание, творческие способности, интерес к чтению, умение работать с текстом, учебной книгой. Формировать навык правильного, плавного, осознанного и выразительного чтения.

3. Воспитательная:

  • Воспитывать нравственные качества и нравственные убеждения через анализ содержания художественного произведения, чувство ответственности за свои поступки, коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением 
Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;

научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Ι. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Тамара Владимировна. Я рада встрече с вами! Надеюсь, 
сегодня вы порадуете меня. 

На уроке не робей, будь, пожалуйста, смелей.

Если знаешь – отвечай.

И ошибки – примечай.

Дойдет время – расскажи,

И, конечно, - покажи!

Будь внимателен, дружок,

Начинается урок.

- Улыбнёмся и пожелаем мысленно себе и друг другу удачи.

Детям заранее раздаю листочки для самооценки.

Выполняют действия

1 мин.

Ι Ι.Актуализация знаний.

Звучит песня « Бескозырка белая»

- Как вы думаете, можно ли эту песню как-то связать с жизнью Б. Житкова?

(Слайд 1)

(Слайд 2, 3, 4, 5)

Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Ему не было и 10-ти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке в далекое море. Он быстрее

всех своих одноклассников мог вязать морские узлы, грести, управлять парусником и отлично изучил морское дело.

- Все виды морской службы прошел Житков – от юнги до помощника капитана. Он считал, что море закаляет дух, воспитывает в человеке стойкость к трудностям, ответственность за свои действия, чувство локтя и надежного плеча. Морская наука неодолимо манила его. Именно о море, пароходах, морском деле много рассказов написал Б. С. Житков.

Один из таких рассказов вы читали дома.

Этот рассказ из цикла «Морские истории».

Ребята, у вас лежат листы самооценки.

Оцените начало урока. Поставьте плюсик в нужную колонку.

Слушают песню ( 1 куплет)

Дети рассуждают.

Усваивают информацию о писателе

Называют рассказ, который прочитали на прошлом уроке

3 мин

IΙI. Введение в тему урока и постановка целей.

- Что является главным в рассказе?

- Определите тему сегодняшнего урока

Какие задачи поставим на урок?

- Сегодня на уроке мы попробуем правильно оценить поступок героя.

- герой и его поступки.


Учащиеся формулируют тему и задачи урока

2 мин.

. Работа по теме урока

- Ребята, от чьего имени ведется рассказ?

- Назовите предмет его обожания.

Слайд 6

- Найдите описание пароходика. Прочитайте об этом.

(просмотр 1 фрагмента мультфильма)

- Какое впечатление произвело на героя увиденное?

- Найдите строки, подтверждающие ваш ответ.

- Что странного было в пароходике, по мнению мальчика?

(просмотр 2 фрагмента мультфильма)

- Какие хитрости придумывал Боря, чтобы увидеть человечков?

(просмотр 3-4 фрагментов мультфильма)

- Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик?

- Как эти чувства его характеризуют?

(просмотр 5 фрагмента мультфильма)

- Дети, оцените 1 шаг.

- от имени мальчика

-Пароходик

Находят описание парохода.

Высказывают свое мнение.

Зачитывают отрывки, подтверждающие ответ.

- Мальчик думал, что в пароходике живут человечки.

Дети находят в рассказе.

Высказывают своё мнение.

15 мин.

. Продолжение работы над темой урока

- Какой момент рассказа вы считаете самым напряженным?

(просмотр фрагмента мультфильма)

- Почему заплакал Боря? Как это его характеризует?

-

- Таким вы представляли Борю во время чтения рассказа?

- Как последние слова Бори в рассказе характеризуют его?

- Оцените 2 шаг

Дети составляют рассказ в группах

- Боялся наказания бабушки, стыдно, не сдержал слово, бабушка расстроится, не хотел огорчать бабушку, сломал пароходик, так и не увидел человечков

Раскаивается, переживает, испытывает чувство стыда, разочарования.

10 минут

V I. Физминутка

- Если нравится тебе, то делай так…

Повторяют движения

2 мин

II. Продолжение работы над темой

-Подготовь рассказ о мальчике по плану (как я ловил человечков)

(СЛАЙД 7)
1. кто герой произведения?
2. какой он по характеру?
3. какое событие в жизни героя стало началом его приключений? 
3. какой поступок совершил мальчик ?

4.как ты к нему относишься?
5. как автор относится к своему герою?

Примерный ответ:

Главный герой произведения мальчик Боря, которого отвезли пожить у бабушки. Мальчик он любознательный, большой выдумщик, способный замыслить и довести начатое до конца. Приключение по ловле человечков началось в тот момент, когда Боря увидел необычайно интересный, очень похожий на настоящий, только маленький, пароходик на полке над столом в бабушкином доме. Мальчик придумал целый план поимки таинственных обитателей корабля. Долго наблюдал, прикармливал человечков. Наконец, исхитрившись, остался один дома и вскрыл игрушечный пароходик, отогнув палубу и повредив при этом веревочные лесенки. Но напрасно - никого там не было. Это был плохой поступок, ведь Боря поклялся бабушке не трогать игрушку - дорогую память. Фантазия и любопытство победили обещание.

Автор осуждает любопытного внука. В рассказе бабушка заботится о Боре, а он совершает такой необдуманный поступок - портит памятную вещь и нарушает обещание. Автор не описывает гнев бабушки. Нам и без того становится понятно раскаяние фантазера.

Выслушивается 2 рассказа.

-Оцените 3 шаг

- Как вы думаете, что было бы, когда бабушка узнала о поступке Бори?

Работают в группе

Высказывают свое мнение.

III. Рефлексия

- Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером.

-- А что вы посоветуете герою?

Составим синквейн

Детям даются памятки

1.Одно ключевое слово – имя существительное.

2.Два прилагательных, характеризующие данное понятие.

3.Три глагола, обозначающие действия в рамках данной темы.

4. Короткое предложение из 4 слов.

5.существительное – синоним данного слова

Теперь, ребята, дайте общую оценку уроку .

Вот красивый кораблик. Давайте украсим парус. Цвет выбирайте сами: если Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

Д.З. Подготовить пересказ от имени главного героя

- Так не поступать: не обманывать старших; быть послушным; не нарушать данное слово






Лист самооценки

Этап урока

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал затруднение

Начало урока

Введение в урок, формулирование темы урока, постановка задач урока

1 шаг

Выборочное чтение

2 шаг

Оценка поведения Бори

3 шаг

Работа в группе

Итого












Этап урока

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал затруднения

Начало урока

1 шаг

2 шаг

3 шаг

Итого



Этап урока

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал затруднения

Начало урока

1 шаг

2 шаг

3 шаг

Итого


Этап урока

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал затруднения

Начало урока

1 шаг

2 шаг

3 шаг

Итого



Этап урока

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал затруднения

Начало урока

1 шаг

2 шаг

3 шаг

Итого

























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока Б.Житков "Храбрый утёнок"

Цель урока продолжить работу над умением кратко рассказать о прочитанном произведении;над умением прогнозировать содержание текста по обложке книги; над умением обосновывать своё предположение, находи...

Конспект урока "Б.Житков «Про обезьянку»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...