Буква ь. УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Обучение грамоте. УМК "Школа России" 1 класс. Тема урока "Буква ь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_._konspekt.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буква ь

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
  • содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Дыхательная гимнастика: «свеча».
  3. Включение в учебную деятельность

- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.

- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)

- Какие буквы могут обозначать два звука?

- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)

- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)

- А как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают ни одного звука? (?)

- На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока.

IV. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, я, е. Правило)

V. Постановка целей и определение темы урока

- Ребята, посмотрите на доску. Ученик пишет на доске слово КОНЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «кон» - написано на доске)

-  Верно, а нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (НЬ)

- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (кони)

- Подходит? (нет)

- Может букву е? (нет)

- Может букву Я? (нет)

-Ребята, может кто-то догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.

-Ребята, сегодня с вами на уроке мы познакомимся с буквой ь.

- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука! (вставить ь в слово КОНЬ на доске)

- Буква ь никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.

- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11.

- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.

Физминутка

VI. Работа по теме урока

- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)

- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй?

- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)

- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак. На что эта буква похожа?

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

- Найдите текст на странице 11.  И запомните чем питается лось.

- Чем питается лось?

- Что насыпали мальчики для лося на пень?

VII. Работа над дикцией

- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:

Ась-ась-ась – в речке плавает карась

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

Ель-ель-ель – мы купили карамель

Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.

VIII. Закрепление изученного

- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

IX. Подведение итогов:

- Ребята, давайте ответим на вопрос, который у нас возник вначале урока: есть ли буква в русском языке, которая не обозначает никакого звука?

- Что ещё вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?

- А на следующем уроке, на уроке письма, мы научимся писать эту букву письменно.

Рефлексия

- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтый смайлик,

- Кому было что-то не понятно – поднимите красный смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква Я. Закрепление."1 класс

Закрепление знаний о букве Я. Письмо и чтение слов с буквой Я....

Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.                 Москва: «Дрофа», 2008 год....

. Конспект урока Буква Ё, ё. 1 класс ФГОС Подготовила Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов, МБОУСОШ № 23, г. Томмот, Республика Саха ( Якутия), Алданский район.

Цели:Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отве...

Мастер - класс на городском семинаре по проблемно - диалогическому обучению. Тема урока: "Буква мягкий знак". 1 класс.

На семинаре по проблемно-диалогической технологии я показала методику работы на уроке обучения грамоте в 1 классе. ("Школа России"). Тема урока: "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков". М...

Конспект урока .Тема: Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е. 1 класс.

Образовательная система: Школа РоссииУчебный предмет: интегрированный урок (чтение и письмо)Класс: 1Тема:  Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е.Тип урока...