Мастер - класс на городском семинаре по проблемно - диалогическому обучению. Тема урока: "Буква мягкий знак". 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

купцова наталья григорьевна

На семинаре по проблемно-диалогической технологии я показала методику работы на уроке обучения грамоте в 1 классе. ("Школа России"). Тема урока: "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков". Мастер- класс содержит презентацию урока по этапам проблемного диалога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

      Мастер – класс по теме урока в 1 классе «Б»:         

                                        «Буква ь — показатель мягкости

                                        предшествующих согласных звуков».

Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.

Задачи урока:

Обучающие

  • познакомить  с новой  буквой  ь;
  • учить читать слоги, слова, предложения и тексты  с новой буквой.

Развивающие

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила; умение вести диалог с учителем;

Воспитательные

  • воспитывать интерес к чтению; любовь к родному языку;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Предполагаемые результаты урока:

  • личностные

высказывают своё мнение, уважительное отношение к иному мнению, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Предметные

знают букву ь, не обозначающую звука, а являющуюся показателем мягкости предшествующего согласного; читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.

  • Метапредметные

Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – разгадывание загадки

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

   

 Оборудование урока:  учебник «Азбука», мультимедийный компьютер, слайды презентации в формате Workspace,  плакат с  буквой ь, карточки - схемы звуков и слияний, плакаты с пословицами.

Технологии, используемые на уроке:

технология проблемного - диалогического обучения, ИКТ, игровая,

правильной читательской деятельности

Методы и приёмы, используемые на уроке:

  • методы организации учебно–познавательной деятельности обучающихся:
  • Словесной передачи: беседа, рассказ, диалог
  • Наглядной передачи: наблюдение, «ловушка – удивление», слайды
  • Передачи информации: проблемный диалог.
  • Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
  •  Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.
  • Познавательные: создание проблемной ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная;
  • парная;

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация и обобщение знаний учащихся.
  3. Проблемная ситуация. «Ловушка – удивление».
  4. Поиск решения проблемы. Сказка про Ь.

     5.  Открытие нового знания.

     6.  Физминутка

     7. Первичное закрепление:

- чтение текстов с ь, придумывание заголовков

- составление рассказов по иллюстрации (о лосе)

- сравнение лексического значения слов с ь.

 8. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Подготовка к уроку.

II. Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний:

                     - чем отличается буква от звука?

                     - какие звуки знаете?

                     - чем отличаются эти звуки?

                     - какие две группы гласных знаете?

Выбор учащимися среди гласных (Ы, И, Я, Е, У, О, А) только тех, которые обозначают мягкость  согласных. Заселение домика гласными, показателями мягкости предшествующего согласного. (Слайд 1) Какие звуки они обозначают?

III. Проблемная ситуация. Побудительный диалог.

«Ловушка – удивление». (Слайд 2)

Звук-человечек с перечёркнутым ь, с ! Вопросы детям:

                         - что скажете?

                         - что заметили?

                         - чему удивились?

                         - какие мысли появились?

                         - ваши гипотезы?

(Дети выяснили, что ь – не звук). А зачем же эта буква нужна, его роль в речи?

Какова тема урока, какой проблемный вопрос  будем решать?

IV. Поиск решения.  Сказка о ь. (Слайд 3) « Буквы в азбуке дружили, не тужили. Ходили в гости: Н  к О, Т к И, Л к У и т. д.  Но была одна неразговорчивая буква, похожая на половинку Ы, молчун – ь. Буквы её не любили. А буквам нравилось  составлять  слова. Вот однажды буква Л предложила отгадать загадку и составить отгадку. А загадка была такая:

                                     Что за чудище такое

                                     В чаще леса завелось?

                                     Словно вешалка с рогами

                                     Ну, конечно, это… (лось)

Начали буквы строиться для загадки.  Встала Л, за ней О, потом С. Прочитали. Оказалось, что звук (С) – твёрдый, а должен быть мягким. Что делать? Решила встать буква И, потом Я. Опять не то. Что делать? И решили позвать Ь. Он с радостью согласился помочь им и быстро встал в конце слова.

Прочитайте, что получилось. Получилось слово ЛОСЬ.

Развеселились буквы, стали приглашать Ь к себе в гости»

V. «Открытие» детьми нового знания.

              - что же сделал Ь с буквой С?

              - какова же его роль в речи?

              - рассмотрим букву.

              - на что похожа буква Ь?

Буква Р перевернулась -

Мягким знаком обернулась.

              - можно ли поселить  ь в красный домик?

VI. Физминутка: Встать, сесть, снова встать,

                               Потопать, похлопать, попрыгать,                                

                               Влево, вправо повернись,

                               Наклонись и поднимись,

                               Руки кверху, руки вбок

                               И на месте прыг да скок.

VII. Первичное закрепление. Работа по учебнику «Азбука»:

                                 - работа по иллюстрации (О лосе):

                                                придумывание рассказов (в паре)

                                 - чтение текстов, озаглавливание

                                 - работа с пословицами:

                                                День и ночь – сутки прочь;

                                                Труд кормит, а лень портит;

                                  - сравнение лексического значения слов с ь и без ь.      

                                                                      (Слайд 4)

                                     Слова:  мел – мел…,  ест – ест…, брат – брат…, тол –    

                                                    тол…, полка – пол…ка

VIII. Рефлексия.

                               По какой теме мы работали?

                               Какой учебный вопрос решали?

                               Каков результат нашей деятельности?

                               Что показывает буква ь?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Использование проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

статья как можно использовать проблемно-диалогическое обучение на уроках в начальной школе...

Презентация к методическому семинару"ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА"

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Реализация проблемно - диалогического обучения на уроках математики в начальных классах

В данной статье раскрывается сущность проблемно-диалогического обучения и на примере урока математики показывается как можно осуществлять данную технологию в начальных классах....

Доклад на тему: "Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе как средство достижения нового качества образования"

В данной работе раскрывается актуальность применения  технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе. К докладу прилагается презентация....

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»

Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...