Конспект урока И.А. Крылов "Мартышка и очки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Абалмасова  Алина Александровна

Конспект урока И.А. Крылов "Мартышка и очки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_martyshka_i_ochki.pptx1.1 МБ
Файл krylov_martyshka_i_ochki.docx110.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе

Слайд 2

Речевая разминка Ваня - Ваня простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород

Слайд 3

ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

Слайд 4

БЫЛИНА, СКАЗКА, СТИХОТВОРЕНИЕ, БАСНЯ, ЗАГАДКА

Слайд 5

Расшифруйте 1 2 3 4 5 6 5 А Б В Г Д Е 4 Ж З И Й К Л 3 М Н О П Р С 2 Т У Ф Х Ц Ч 1 Ш Щ Ы Э Ю Я 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

Слайд 6

Иван Андреевич Крылов

Слайд 7

СОБАКА, КОШКА, МАРТЫШКА, КОРОВА, ОВЦА, КОЗА

Слайд 8

МАРТЫШКА

Слайд 9

Тема урока: «И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Слайд 10

Задачи урока 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … 3) Для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

Слайд 11

Крылов Иван Андреевич 1769- 1844

Слайд 12

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду

Слайд 13

Что такое басня?

Слайд 14

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Слайд 15

Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали?

Слайд 17

Словарная работа МАРТЫШКА — маленькая обезьянка ДЮЖИНА — 12 ПОЛДЮЖИНЫ — 6 ТЕМЯ — верхняя часть головы НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек

Слайд 26

____________ К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, То он её ещё и гонит.

Слайд 28

Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Слайд 29

Домашнее задание С.134-135, наизусть



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

ЗАДАЧИ: 

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД

Личностные: 

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные: 

- понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность;

Регулятивные УУД:  самоконтроль; самооценка;

Речевая разминка

Ваня - Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород

Хором повторяют

Личностные УУД: включение в учебную деятельность;

Коммуникативные УУД:  хоровое произношение

Проверка домашнего задания. (5 мин)

- Какой большой раздел мы изучали?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто автор?

- На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть. Попробуем.


- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?

 Великие русские писатели и поэты.

Сказка о царе Салтане

А. С. Пушкин

-Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть.

- Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.

Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

Познавательные УУД: 

сравнивать литературную сказку с народной.

Актуализация знаний

- На доске зашифрованы названия литературных жанров.

ЛИНАЫБ, КЗАСАК,

ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

- Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
-
Сегодня мы обратимся к жанру басни.
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

- Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора

3,4; 3,5; 1,5; 2,3

1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2

5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

-Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка

1

2

3

4

5

6

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

Познавательные УУД: 

знакомство с новым жанром басней.

Мотивационно-целевой

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

На доске опорная запись:

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?                                

- Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

- Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.

узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.  

Предметные УУД: понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи урока.

Коммуникативные УУД:  формулирование собственного мнения.

Организационно - деятельный

Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Биография Крылова - доп. лит-ра

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

У. Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

- Что узнали о детстве баснописца? 

- Чем он занимался?

- В чём его успех? 

  • - Что такое басня? 
    Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
  • В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
  • Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Так кто главные герои басен?
- Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
-
И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

 Добрый, умный.

 

-Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ.

Это герои басни.

- Животные.

- Людей.

- Животных.

- Нет.

- Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни; 

Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру.

Познавательные УУД: 

осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных  заданий.

Коммуникативные УУД:  умение договариваться в совместной деятельности.

Физминутка.

Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?

Словарно-лексическая работа

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

Работа в группах (пользуются словарями):

Дюжина- 12;

Полдюжины- 6;

Темя - верхняя часть головы;

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Познавательные УУД: 

словарно-лексическая работа.

Коммуникативные УУД:  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Анализ басни

- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

- Понравилось ли вам исполнение басни?

Чтение басни учащимися.

- Ответьте на вопросы в учебнике № 2,3,4,5.

- Найдите в тексте мораль этой басни.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

- Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

Слушают аудиозапись.

Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.

- Читают мораль.

- С необразованностью.

- Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Познавательные УУД: 

построение логической цепи  рассуждений;   самостоятельное  создание способов  решения проблем поискового характера, определение морали басни.

Регулятивные УУД:

овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.

Работа над выразительным чтением басни.

- Как читаем первые строчки?

 - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

- Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение по ролям

- Спокойно.  

- С досадой, недовольством.    

- Высказывают свое мнение.

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД: 

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Подведение итогов

Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать?

- Для чего люди читают басни И. А. Крылова?

- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?

Узнали, что такое басня, научились понимать мораль.

- Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Регулятивные УУД: 

ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений.

Рефлекторно-оценочный

- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

Урок был для меня:

 интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Коммуникативные УУД:  аргументировать свои высказывания.

Регулятивные УУД: 

саморегуляция; самооценка.

Домашнее задание

Домашнее задание

- читать басню выразительно

- изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

- выучить наизусть басню.

Учащиеся записывают домашнее задание


http://www.sch1262.ru/krylov/img/deti_martyshka_i_ochki.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"

Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа 21 век" по теме"Суффиксы -ёнок-, -онок-".

Данный конпект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа 21 век" по теме "Суффиксы _ёнок-, -онок-", соответствует ФГОС....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...