Литературное чтение 2 класс А.Н. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино".
методическая разработка по чтению (2 класс)

Каюн Инна Анатольевна

  Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема урока: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема урока: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке.

Предмет изучения: главы из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Цели: 

      Обучающие:

      -определить характеры героев через исследование их поступков и действий;

       -выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить    основные отличия;

       -совершенствовать умение анализировать литературное произведение.

       Развивающие:

      -развивать умение вести учебный диалог, аргументировать свою точку зрения;

       -развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;

       -развивать навык выразительного чтения по ролям.

      Воспитательные:

      -воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки,   взаимопомощи на примерах характеров героев.

Личностные УУД:

1)развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать  эмоции;

2)оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

3)формируем умение самоопределяться в жизненных ценностях.

Познавательные УУД:

1)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

2)формируем умение извлекать информацию из текста;

3)делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

1)определять цель (проблему) и план действий с помощью учителя.

2) формируем умение оценивать учебные действия

Коммуникативные УУД:

 1)выразительно читать и пересказывать текст;

2)развиваем умение слушать и понимать речь других;

3)умение работать в парах;

4)оформлять свои мысли в устной форме.

Тип урока: Обобщающий.

Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», прослушивание  глав из аудиокниги,  конкурс рисунков к сказке, подготовка инсценировка отрывка из сказки, подготовка биографии писателя сказки.

  Оборудование:  портрет писателя, книга сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино», рисунки учащихся, материал для рефлексии, презентация, сольдо, иллюстрации сказки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы открываем новых героев, узнаем себя, рассуждаем.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Вы читали её самостоятельно.

Отгадайте загадку и назовите героя сказки:

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

(Буратино)

  1. Ввод в тему урока.
  1. Сообщение об авторе сказки.

- Кто автор этого произведения?

- Кто расскажет об авторе сказки?

- А кто знает из вас, как Алексей Толстой объясняет появление этой сказки?

  1. Ответь на вопросы викторины по сказке и ты встретишься с нашим героем

  • Имя отца Буратино.
  • Кто подарил Буратино Золотой ключик?
  • Зачем Буратино продал азбуку, подаренную ему папой Карло?
  • Главная отличительная черта внешности Карабаса Барабаса.
  • Кто давал уроки письма Буратино?
  • Четвероногий друг Буратино.
  • Поклонник Мальвины.
  • Что хотели отобрать у Буратино лиса Алиса и кот Базилио, переодевшись разбойниками?
  • Что открыл Буратино с помощью золотого ключика?

- Дети, а это герои из одной сказки?

- Кто здесь главный герой?

- А вы знаете, как полное название сказки, где главный герой
Буратино?

  1. Постановка темы урока. Сообщение задач урока.  

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

- Сегодня на уроке мы еще раз перелистаем странички этой замечательной сказки.

Мы будем: - вспоминать

                     - читать

                     - беседовать

                     - рассказывать

                     - инсценировать

А так же:

- выясним насколько внимательно вы читали эту сказку;

- развивать умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- обобщим знания по произведению «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

- А скажите, как вы готовились к сегодняшнему уроку?

  • Читали сказку
  • Рисовали рисунки
  • Подготовили инсценировка отрывка из сказки

 

III. Работа над материалом урока.

  1.  Кроссворд.

Мы сейчас с вами разгадаем кроссворд, где вам надо будет вспомнить героев известной сказки.

За каждый правильный ответ на уроке, вы будете брать по одному сольдо, которые у вас лежат на середине парты. Посмотрим, кто сегодня разбогатеет как Буратино. По- мимо оценок на уроке, у кого будет больше сольдо, тот получит высокий балл.

2.Инсценировка отрывка произведения из главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»

Сценка учёбы Буратино  и Мальвины. 

Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока.

Буратино (хитро подмигнул). Врете, ни одного.

Мальвина. А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино. Два!

Мальвина. (изумленно) Почему?

Буратино. Я не отдам Некту яблоки, хоть он дерись!

Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.

Буратино. А как  это?

Мальвина.  Пишите: «А роза упала на лапу Азора» Написали? Теперь прочтите эту волшебную  фразу наоборот.

Буратино. Нет, я поставил кляксу на бумагу….

Мальвина.  Вы гадкий шалун! Вы должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в темный чулан!

- А что было дальше?

(дети продолжают восстанавливать развивающее событие дальше)

3. Игра «Вопрос – ответ»

- А сейчас проверим, на сколько хорошо вы знаете сказку.

- Я буду задавать вопросы, а вы четко и кратко на них отвечать:

  • Что мечтал купить Буратино Папе Карло? (Новую куртку.)
  • Сколько стоил входной билет в кукольный театр? (Четыре сольдо.)
  • Кто из героев книги носил серебряные часы? ( Пудель Артемон.)
  • Где спрятался Буратино, чтобы узнать тайну черепахи Тортиллы?

(На дне кувшина.)

  • Какие слова нужно было сказать Буратино, чтобы выросло дерево с золотыми монетами?                 («Крекс, пекс,фекс»,)
  • К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса-Барабаса?

(Итальянская сосна.)

  •  Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)
  • Что  использовала  Мальвина в качестве  зеркала?                        (Зеркального карпа)
  • Как называлась любимая песня кукол  из театра Карабаса Барабаса?

(«Полька - Птичка»)

(Детям  предлагается  вспомнить текст «Польки - Птички»)

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Нос налево, хвост направо,-

Это полька «Карабас».

  • Какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?
  • Мальвина бежала в чужие края,
  • Мальвина пропала, невеста моя.
  •  Что скрывается за потайной дверью?
  • (Кукольный театр чудной красоты.)
  •   Какое  название имел новый кукольный театр?                                     («Молния».)

IV. Работа с текстом.

1. - Вам были заданы домой вопросы, на которые вам надо было найти отрывки.

  1. Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне?
  2. Что предложили сделать лиса Алиса и кот Базилио с пятью золотыми Буратино?
  3. Чем снабжали звери Мальвину, когда она убежала из театра?
  1. «Добро и зло»

- Давайте сейчас распределим героев сказки, кто несет добро, а кто зло.

3.         «Кому принадлежат эти предметы?»

Галстук-бабочка – Артемону

Сачок – Тортилле

Башмачок – Мальвине

Очки – коту

Костыль – лисе

    Азбука – Буратино

 

V. Работа по иллюстрациям.

«Что дальше?» (нужно по картинке восстановить событие)

- Я вам буду показывать иллюстрацию, а вы кратко расскажите о событии, которое изображено на картинке.

Vl. Обмен мнениями по произведению.

- Кто из героев произведения вам понравился больше всего? Почему?

- Вы хотите иметь такого друга как Буратино? Почему?

- Чему учит сказка А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

   

      VII. Оценивание учащихся. Подсчет сольдо.

VIII. Рефлексия.

- А теперь я хочу узнать ваше отношение к уроку.

       - У каждого из вас на парте лежит по 3 золотых ключика разного размера. Выберите 1 золотой ключик, ключик счастья, и подарите его Буратино.

Большой, если урок понравился, было интересно.

Средний, если на уроке было интересно, но что-то осталось непонятным.

Маленький, если урок не понравился, было не интересно.

     IX. Заключение

-А в заключение нашего урока мы с вами споем отрывок песни «Буратино».



Предварительный просмотр:

Вопросы викторины по сказке А. Н. Толстого

"Золотой ключик, или Приключения Буратино".

1. Имя отца Буратино.

2. Кто подарил Буратино Золотой ключик?

3. Зачем Буратино продал азбуку, подаренную ему папой Карло?

4. Главная отличительная черта внешности Карабаса Барабаса.

5. Кто давал уроки письма Буратино?

6. Четвероногий друг Буратино.

7. Поклонник Мальвины.

8. Что хотели отобрать у Буратино лиса Алиса и кот Базилио, переодевшись разбойниками?

9. Что открыл Буратино с помощью золотого ключика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению. А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК"Школа2100".Дети определяют характеры героев через исследование их поступков и действий....

Урок литературного чтения «А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».

Тип урока  открытия новых знаний, был проведен в рамках районного методического объединения....

Технологическая карта урока литературное чтение А.К.Толстой "Золотой ключик,или Приключения Буратино"

Технологическая карта урока литературного чтения построена на основе системно-деятельностного подхода и СТИМ технологии....

Внеклассное чтение Тема: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»

Форма: литературная игра-викторина, беседа. интерактивная игра...