Урок литературного чтения ПНШ 4 класс Пейзажная лирика Н. Заболоцкий "Оттепель"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сальникова Васса Сергеевна

Разработка конспекта урока. ( Показана работа над выразительным чтением текста с точки зрения значения слова, художественного образа слова и звучания слова). Показана работа по группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Тема: Пейзажная лирика Н. Заболоцкий «Оттепель»

ПНШ 4 класс.

Учитель: Сальникова Васса Сергеевна

Цели деятельности учителя: 

Обучающая: формировать умения выразительно читать стихотворение о природе, видеть и понимать настроение автора;

Развивающая: развивать воображение и наблюдательность;

Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.

УУД:

Л.: Создание условий для процесса социализации и нравственного понимания реальности и фантазии на примере данного произведения. Смыслообразование и нравственно — этическая ориентация на особое восприятие мира для всех людей и животных, которые умеют чувствовать и понимать удивительный мир природы, её привлекательных образов и голосов

П.: Поиск и выделение необходимой информации для ответов на вопросы 

Сравнительный анализ различных позиций своих товарищей

Перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строк

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Взаимоконтроль при работе в парах и группах по выполнению задания

К.: Умение строить монологическое высказывание, доказывать своё мнение строчками из текста

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему.

Учитель читает наизусть.

Какая красота во всём!

Не передать её словами.

Под солнцем или под дождём

Она всегда повсюду с нами.

Ползёт букашка по цветку,

Сверкнёт ли молния над лесом –

Мы замираем на ходу,

На всё мы смотрим с интересом.

Как много в мире красоты!

И в ясный день и в час ненастья.

Когда все помыслы чисты,

Душа поёт, поёт от счастья.

-На сегодняшнем уроке литературного чтения мы продолжаем изучать большую тему…  Напомните, как она звучит  (Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и человека)

2. Проверка домашнего задания. Н. Заболоцкий «Сентябрь» – наизусть.

По 2 человека

-Когда читали , как вы понимали, какие эмоции нужно использовать, какую интонацию ?

- Что нужно знать читающему для правильного понимания смысла текста? Дает ли автор нам подсказки?

(оценка)

- Какие три творческих направления помогают нам видеть красоту вокруг нас?

Учитель прикрепляет на доску карточки…

           

Поэзия

Изобразительное искусство

Музыка (звучание)

Значение слова и фразы Литературные приемы ( сравнение, олицетворение, повтор, приуменьшение, преувеличение )

Образ, который слово  создает

Слова, - краски, слова - оттенки, слова -показывающие цвет

Звучание слова. Ритм, рифма, звукопись

3. Объявление темы и постановка целей урока.

 Слушаем музыку П.И. Чайковский  Апрель

 Задание перед прослушиванием – определи время года, месяц. Какие звуки природы и природных явлений услышали.

Тема: У  Н. Заболоцкого есть стихотворение «Оттепель», в котором он создал художественный образ этого природного явления.

Цель урока: продолжать  выразительно читать стихотворение о природе, видеть и понимать настроение автора; учиться передавать настроение  с помощью собственных эмоций.

4. Освоение нового материала. Первичное знакомство с текстом.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. Заболоцкого «Оттепель».

-Что означает слово «Оттепель»?

-Чем понравилось  стихотворение?

- Какие картины вы увидели?

- Какое настроение и какие чувства вызвало оно у вас? ( Настроение таинственности, любования, тихой радости. Чувство соединения с окружающим миром.)

- Реальная или сказочная картина описана поэтом?

5. Работа над текстом

1,2 группа  «Поэзия»

3,4 группа «Изобразительное искусство»

5,6 группа «Музыка»

6. Разминка. Покажите Деревья:  стройные, старые, плакучие, сонные…

7. Итоги работы групп. Ребята озвучивают слова из текста.

Поэзия

Изобразительное искусство

Музыка (звучание)

Значение слов и фраз Литературные приемы ( сравнение, олицетворение, повтор, усиление  приуменьшение, преувеличение )

Образ, который слово  создает

Слова, - краски, слова - оттенки, слова -показывающие цвет

Звучание слова. Ритм, рифма, звукопись

Утихла пурга

Снега потемнели

Утихла пурга

Сугробы осели

разорванная

Осколок луны

Клочья тучи

Блещет осколок

Льются

Тяжелые сучья

Лужи светятся

Втыкаясь в сугроб

Падают, плавятся, льются (динамика в перечислении)

Трубы весны затрубят

Дышат поля

Белые поля

Неизмеримая работа

Мокрый снег

Молчаливая дремота

Лужи как блюдца

Тонкие блюдца (просвечивают)

Проснутся деревья

Светятся

Ть, ль, се….

Занята Земля

Чья, чи, ще, ч

Скоро, скоро

Ла , лю, ль, лу

Мо, по, бо, сно

Ро,ре,ря, тру, ру

Вывод: в данном стихотворении мы увидели все три творческих направления для передачи чувств, эмоций и интонации. Теперь мы сможем прочесть выразительно!

8. Закрепление.

Выразительное чтение по строфам..

Запись  в исполнении актера. Сравните.

Под музыку

 8. Домашнее задание. Отработка выразительности прочтения текста.

10. Итог урока. Личностная рефлексия- объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

СЛАЙД

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...