конспект урока чтения
методическая разработка по чтению (4 класс)

Светлана Николаевна Лукьянова

конспект урока чтения и развития речи по теме "Н.Носов.Заплатка"4 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Тарская адаптивная школа-интернат»

Конспект

урока чтения и развития речи  

4 класс

Н. Носов. Заплатка

учитель начальных классов

Лукьянова С.Н.


Урок чтения и развития речи в 4 классе

Тема: Н. Носов. Заплатка. (2 часть).

Цель урока: продолжить работу над содержанием произведения Н. Носова «Заплатка»

Задачи:

Образовательные:

-Совершенствовать навык осознанного и беглого чтения;

-Формировать умение анализировать текст, давать характеристику главному герою;

Развивающие:

-Развивать речь учащихся (уточнение и обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи)

Воспитательные:

-Воспитывать добросовестное отношение к выполнению работы на примере рассказа, умение объективно оценивать свои и чужие поступки;

Оборудование:

-презентация к уроку;

-пословицы;

-словарные слова;

-листы самооценки;

-иллюстрации к рассказу;

Ход урока:

  1. Орг. момент.

-С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать, а работать и читать.

-Какой сейчас у нас урок?

-Чему мы учимся на этом уроке?

-А зачем нам всем надо уметь читать? Где пригодится вам это умение?

-А сейчас, проверьте, что необходимо для работы на этом уроке. Я называю, а вы проверяете (дневник, карандаш, карточки с заданиями). Чего не хватает?

-Конечно же, нам необходима книга для чтения.

1)Актуализация знаний.

Прочитайте на доске слова.

Досада, штаны, забор, гвоздь, замечательные, зашивать, защитного, солдатские, рассердилась, завидовали.

-Из какого рассказа эти слова? Кто автор?

-А весь ли рассказ мы вчера прочитали?

-А хотите узнать, что было дальше?

2)Сообщение темы и целей урока

-Кто догадался, с чем мы познакомимся на уроке?

Да, правильно тема урока - Н. Носов. «Заплатка», 2 часть.

Слайд 1

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Вот вам слова – помощники.

Слайд 2

Продолжим --------

Научимся ------------

Будем отвечать ----------------

Дадим характеристику -----------------

-Все верно мы продолжим знакомство с рассказом Н. Носова «Заплатка»

-Будем учиться читать его без ошибок, научимся выделять главную мысль рассказа, будем отвечать на вопросы  по содержанию текста, дадим характеристику главному герою.

3)Критерии оценивания

-На всех этапах урока вы сами будете оценивать свою работу с помощью вот такой ладошки. На каждом пальчике ладошки написан вид работы. Прочитайте.

Если вы прочитали без ошибок, громко, четко, ответили на вопросы правильно, ставите на пальчике 2++. Если допустили 1-2 ошибки при чтении, или задание выполнили с помощью учителя, то ставите 1+. Если допустили более 3 ошибок при чтении и не справились с заданием, ставите -. На мизинце – получаете дополнительный +  от меня за что, узнаете в течение урока. В конце урока , посмотрев на ладошку, сами оцените свою работу. Если у вас 8 и более +, то получаете 5. Если менее 7,6,5 +, то получаете 4.Если менее 5 + ,  то получаете 3.

-Работать вы будете самостоятельно, все вместе, учиться работать в парах. На уроке не выкрикивайте, учитесь слушать друг друга, отвечайте по поднятой руке и полным ответом.

II.Речевая разминка

-Чтобы хорошо и правильно читать, давайте подготовим свой речевой аппарат.

У вас на партах чистоговорки. Прочитывает один ученик, затем хором все повторяют.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры- ры–ры – у нас в руках шары.

Да-да-да – из трубы бежит вода.

До-до – до - на дереве гнездо.

Ду-ду-ду – с мамой я домой иду.

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Прочитайте скороговорку и постарайтесь ее четко проговорить.

Коси, коса, пока роса.

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

-Оцените свою работу.( на указательном пальце)

-Ребята, кто быстрее всех и четче проговорил скороговорку? Тот получает  дополнительный +.

III. Проверка домашнего задания

1) Чтение по ролям.

-Что было задано на домашнее задание?

-Откройте книгу по закладке на странице 90.

-Какие роли надо распределить? (Бобка, автор, мама, ребята)

-Ребята, слушайте внимательно и оцените как слушатели, чья роль была наиболее артистичной.

1)Беседа по содержанию. Слайд 3

-Как зовут героя рассказа?

-Почему он так дорожил своими замечательными штанами?

-Как Бобка порвал штаны?

-Почему он пошел на улицу в рваных штанах?

-Какое замечание сделали ребята?

-Оцените свою подготовку домашней работы. (на большом пальце)

IV. Изучение новой темы.

-Интересно вам узнать продолжение?

-Послушайте внимательно продолжение рассказа и ответьте на вопрос, чему научился Бобка?

1)Чтение произведения – аудиозапись.

2)Проверка первичного восприятия.

-Вы внимательно прослушали рассказ, скажите, чему научился Бобка?

-у меня для вас следующее задание «Восстанови слово».

- Из слов убежали гласные. Угадайте их, чтобы получилось слово.

ПЛЬЦ, ЗПЛТК, ГЛК, ФЗКЛЬТМНТК, ШТН.

-Какое слово лишнее? (физкультминутка)

-Да, ребята, правильно это слово лишнее.

И сейчас мы ее с вами проведем и отдохнем. Проговаривайте четко и готовимся к следующей работе.

3) Словарная работа.

-В рассказе вам встретились следующие слова,

объясните их значение и получите дополнительный +

Из материи, величиной, аккуратно, сморщилась,

наново переделывать. (на доске) -дополнительный +

4) Чтение по цепочке по одному предложению.

-Переходим к чтению рассказа по цепочке. Читать будем по одному предложению. Ребята, следите внимательно, чтобы наша цепочка не порвалась.

-Остановились. А дальше дочитайте самостоятельно про себя и ответьте на вопрос: Что сказали ребята Бобке?

4) Самостоятельное чтение рассказа

А Прокопьева Валя будет читать мне. Индивидуальная работа

V. Закрепление.

-Беседа по содержанию.

-Как Бобка пришил заплатку в первый раз?

-Понравилась ли ему его работа?

-С чем сравнивается его заплатка?

-Выборочное чтение.

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится как Бобка пришивал заплатку во второй раз.

-Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте отрывок к данной иллюстрации. Слайд

-Найдите и прочитайте предложение, начинающееся со слов

1-Она торчала. 2- Теперь он шил. 3-Наконец Бобка.-

Найдите в рассказе и прочитайте слова, состоящие из двух слогов, из трех слогов.

-Чему Бобка еще хотел научиться?

-Ребята, а с кем из вас в жизни случалась такая ситуация как с Бобкой? Кто уже сам зашивал дырку на одежде, может быть ставил заплатку? Кто уже умеет пришивать пуговицы? Как у вас это получилось?

-На каком уроке вы можете этому научиться?

-А сейчас давайте составим характеристику Бобки.

–Каким стал Бобка? Выберите подходящие слова (на доске) и прикрепите их к Бобке.

упорный, веселый, старательный, настойчивый, ленивый, неаккуратный.

- Как вы думаете, что испытал Бобка после того, как заплатка получилась ровной и гладкой? ( Радость, гордость, удовлетворение). Дополнительный +.

Вывод.- Чему же учит нас вторая  часть рассказа?

Работа над пословицами.

На партах лежат пословицы. Прочитайте их, посоветуйтесь в парах и решите, какая пословица подходит к этому рассказу. Почему?

У Кости и Вали по одной пословице – индивидуальная работа.

Труд украшает человека. Какие труды, такие и плоды. Терпенье и труд  всё перетрут.

-Вы посоветовались. Как считает ваша пара, какая пословица отражает главную мысль 2 части рассказа? Почему?

-Вы работали в паре, сейчас поменяйтесь ладошками и оцените работу своего соседа по парте.

VI. Домашнее задание.

2 гр.- выразительное чтение.

3гр.- прочитать, ответить на вопросы.

Вале прочитать отрывок.

VII. Итог урок. Рефлексия.

-Над содержанием какого рассказа мы работали сегодня на уроке?

-Чему мы научились?

-Ребята подумайте и скажите, чтобы Бобка вам мог пожелать?

У Н.Носова много интересных и поучительных рассказов. Поэтому вы можете взять в нашей библиотеке его книги и с удовольствием их почитать.

VIII. Самооценка и оценка учителя.

-Пришло время оценить свою работу. Посмотрите на свою ладошку и посчитайте свои плюсы и поставьте себе отметку на ладошке.

-Кто получил 8 и более 8+ и заработал 5? Поднимите ладошки и покажите мне.

-Кто получил менее 7, 6, 5 + и заработал 4? Поднимите ладошки.

-У кого менее 5 + , тот получает 3? Над чем вам надо поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...