Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс)

Бакиева Лилия Равильевна

Рабочая программа  по литературному чтению для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

пункт 2.2. ООП НОО Рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности

Принято

на методсовете

протокол №1 от 29.08.2019

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________ Н.Б. Айнитдинова

Утверждено

приказом от 30.08.2019 № 447

Директор

__________ Т.В. Лактина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

наименование учебного предмета

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

наименование предметной области

2 «Г» КЛАСС

количество часов по учебному плану начального общего образования

за 1 год __136_

ФИО учителя:

                                Бакиева Лилия Равильевна

«Литературное чтение», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

(сведения об авторской программе учебного предмета,

на основе которой разработана рабочая программа учебного предмета)

(УМК «Школа России»)

(сведения о системе обучения)

г. Нефтеюганск

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

             Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и на основе авторской   программы по литературному  чтению В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Литературное чтение: сборник  рабочих программ.1-4 класс». М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012г.

Цели и задачи курса

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

-  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного/

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.

Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 часов во 2 классе.

Так как 2019-2020 учебный год был сокращен на 2 недели в связи с эпидемиологической обстановкой в стране, темы 16.05.20 по 30.05.20 были не пройдены в 1 классе и перенесены во 2 класс на период сентябрь май 2020-2021 учебного года. Темы скорректированы и вставлены в КТП после основной темы.  Не пройденные темы будут одновременно изучаться в 2020-2021 учебном году с новыми темами 2 класса.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса 

Обучающиеся должны:

  • владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
  • составлять пересказ ( краткий, полный) прочитанного текста;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища;

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
  • содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.

Содержание курса 2 класс (136ч)

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран ( 12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Методическое обеспечение

  1. Анащенков С.В. Сборник рабочих программ 1-4 классы. М.: «Просвещение, 2011 г.
  2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: «Просвещение» 2020
  3. С.В.Кутявина.  Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. М.: «Просвещение»2012

Тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

Основные виды деятельности

ДАТА

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

Вводный (1ч)

1

Знакомство с учебником. Постановка учебных задач.

1

Знание структуры учебника, условных обозначений;

-умение пользоваться оглавлением, словарём;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

Коммуникативные УУД:- строить понятные для партнёра высказывания

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

Понимать условные обозначения.

Находить в словаре непонятные слова

01.09

Самое великое чудо на свете (5ч)

2

Игра «Крестики - нолики».

1

 -владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Работать с художественными текстами,

читать целыми словами, понимать прочитанное,

владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения;  делить  текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации

Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов

-находить выходы из спорных ситуаций

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

Расставлять книги на выставке, сравнивать их. Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию, читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Описывать внешний вид героя, его характер

02.09

3

Введение в тему «Самое великое чудо на свете».

1

04.09

4

Знакомство с библиотекой.

1

07.09

5

История книги. Подготовка устного сообщения на основе иллюстрации и текста.

1

08.09

6

Готовим проект «История книги».

1

09.09

Устное народное творчество (15ч)

7

Малые и большие жанры устного народного творчества

1

-выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. анализировать их.

понимать образ деревьев в народных песнях; сравнивать произведения раздела, развивать навыки правильного осознанного чтения текста

различать виды УНТ; находить различия в потешках и прибаутках; находить созвучные окончания в тексте.

Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный

текст; определять последовательность событий, составлять план

Научатся приводить примеры художественных произведений разной тематики.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных  и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Устойчивое следование в поведении социальным нормам,

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

принятие образа «хорошего ученика»;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

читать с выражением; объяснять смысл пословиц; придумывать рассказ по пословице;

находить различия в потешках и прибаутках.;

сочинять, находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;

анализировать загадки;

распределять загадки и пословицы по тематическим группам;

придумывать свои

собственные сказочные сюжеты;

характеризовать героев сказки; соотносить качества с героями сказок;

контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

11.09

8

Пословицы и поговорки.  К.Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

1

14.09

9

Русские народные песни, потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества.

1

15.09

10

Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества.

1

16.09

11

Загадки. Сравнение предмета загадки и отгадки.

1

18.09

12

Ю. Коваль «Сказки». Что такое народная сказка?

1

21.09

13

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Восстановление сказочного текста на основе картинного плана.

1

22.09

14

Интонация – способ передачи отношения к событиям и героям сказки «У страха глаза велики».

1

23.09

15

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки.

1

25.09

16

Русская народная сказка «Каша из топора». Особенности бытовой сказки.

1

28.09

17

Поговорим о самом главном. Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

18

Рубрика «Как хорошо уметь читать». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Самостоятельное чтение.

1

29.09

19

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Определение главной мысли.

1

30.09

20

Рубрика «проверь себя». Викторина по сказкам.

1

02.10

21

КВН «Обожаемые сказки».

1

05.10

Люблю природу русскую. Осень. (8 ч.)

 22

Вводный урок раздела «Люблю природу русскую. Осень».

1

Научатся прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять

интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени; соотносить стихи и музыкальные произведения

Научатся описывать

поэтический образ осени в стихах,

анализировать поэтическое изображение осени в стихах; определять тему и главную мысль произведения;

читать стихи наизусть; читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять выражения в лирическом тексте;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания

задавать вопросы;

-контролировать свои действия и действия партнёра

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование чувства прекрасного.

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности

-читать стихотворения, передавая настроение поэта; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

различать стихотворный и прозаический текст; сравнивать художественный и

научно-познавательный текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

продумывать собственные сравнения;

представлять картины осенней природы;

находить средства художественной выразительности;

оценивать свой ответ;

составлять палитру

стихотворения с помощью красок;

подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту; контролировать себя

в процессе чтения.

06.10

23

Слово как средство создания картины ранней и поздней осени. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

1

07.10

24

Слово как средство создания картины ранней и поздней осени. К. Бальмонт «поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…».

1

09.10

25

А. Фет «Ласточки пропали…».

1

12.10

26

Сравнение стихотворений. «Осенние листья» - тема для поэтов.

1

13.10

27

Средства художественной выразительности В. Берестов «Хитрые грибы».

1

14.10

28

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М. Пришвин.

1

16.10

29

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

1

19.10

Русские писатели (14ч)

30

 Введение в раздел «русские писатели». Рубрика «Что уже знаем и умеем».

1

Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства

художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение.

Научатся читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение)

Научатся прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках; участвовать в обсуждении; характеризовать героев сказки.

Научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев, соотносить смысл басни и пословицы.

Научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать  текст подробно, выборочно;

Регулятивные УУД:

-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать

оценку учителя;

Познавательные УУД:

-учиться основам смыслового чтения поэтического, прозаического текстов, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-задавать вопросы;

-контролировать свои

-формулировать собственное мнение и позицию;

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной

деятельности; способность к самооценке.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Ориентация в нравственном содержании поступков.

Русские     писатели  

читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках;

сравнивать авторские и народн. произведения;

отличать басню от стихотворения и рассказа;

знать особенности басенного текста;

характеризовать героев басни;

находить авторские и подбирать свои сравнения;

представлять картины природы;

воспринимать на слух художественные произведения; соотносить пословицы и смысл прозаического текста; пересказывать текст; характеризовать героев рассказа и сказки;

выбирать книги по авторам и по темам;

участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе

20.10

31

Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…».

1

21.10

32

Особенности языка произведения А. С. Пушкина «сказка о рыбаке и рыбке».

1

23.10

33-34

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Деление текста на смысловые части.

2

02.11

03.11

35

А.С. Пушкин

 «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказки.  

1

06.11

36

Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».

1

09.11

37

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.

1

38

Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. Подготовка устного сообщения об авторе.

1

10.11

39

Л.Н. Толстой «Котёнок». Подготовка к пересказу на основе вопросов.

1

11.11

40

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже». Нравственный смысл произведения

1

13.11

41-42

Рубрика «Как хорошо уметь читать». Л. Н. Толстой «Филипок». Определение главной мысли.

2

16.11

17.11

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели».

1

18.11

О братьях наших меньших (13ч)

44

Вводный урок раздела «О братьях наших меньших». В. Лунин «Волк». Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны». Т. Павлов «Кто?»

1

Научатся прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Научатся находить авторские сравнения и подбирать свои; определять главных героев произведения; участвовать в обсуждении; получат возможность научиться сочинять сказку.

Научатся сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; пересказывать текст.

Научатся определять героев и характеризовать их;

выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Научатся видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать;

Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

-устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; воспринимать на слух художественные произведения разных жанров;

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-задавать вопросы;

-контролировать свои

-формулировать собственное мнение и позицию;

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Ориентация на понимание причин успеха вучебной деятельности; способность к самооценке.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм.

читать вслух с переходом на чтение про себя;

сравнивать тексты художественный и научно-познавательн.;

сравнивать сказки и рассказы о животных;

составлять план произведения;

пересказывать подробно по плану;

видеть красоту природы в художественных произведениях;

характеризовать героев произведения;

выражать своё отношение к героям;

давать нравственную оценку поступкам героев;

оценивать свой ответ;

планировать вариант исправления ошибок;

проверять себя и оценивать свои достижения на основе диагностическ. работы;

выбирать книги по темам и по авторам;

пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

20.11

45

И. Пивоварова «Жила-была собака…». Учимся придумывать рассказ о животных.

1

23.11

46

В. Берестов «Кошкин щенок». Заголовок стихотворения. Характер героев стихотворения.

1

24.11

47

Домашние животные. Учимся придумывать рассказ о животных.  М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу».

1

25.11

48

М. Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана.

1

27.11

49

М. Пришвин «Ребята и утята». Деление текста на части, составление плана.

1

30.11

50-51

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Главная мысль. Герой рассказа и его характеристика. Определение отношения автора к героям.

2

01.12

02.12

52

Б. Житков «Храбрый утёнок». Наблюдаем за поступками героев.

1

04.12

53

В Бианки «Музыкант». Прогнозирование текста. Подробный пересказ по вопросам.

1

07.12

54

Рубрика «Как хорошо уметь читать». В. Бианки «Сова».

1

08.12

55

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших».  Д. Тихомирова «Находка». Разноцветные страницы.

1

09.12

56

Готовим проект «Пишем статью в школьную стенгазету».

1

11.12

Люблю природу русскую. Зима. (9ч)

57

 Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

1

Научатся прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении.

Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности.

Научатся различать стихотворный и прозаический текст;

находить авторские сравнения и подбирать свои.

Научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Научатся понимать особенности сказочного текста; характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики.

Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

-устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений;

учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию;

-контролировать свои действия и действия партнёра

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-задавать вопросы;

-контролировать свои

-формулировать собственное мнение и позицию;

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

формирование чувства прекрасного

рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника;

14.12

58

Сравниваем стихи о первом снеге.

1

соотносить загадки и отгадки; читать выразительно;

воспринимать на слух художественный текст;

соотносить пословицы с главной мыслью произведения;

сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;

рисовать словесные картины зимней природы; подбирать музыкальное сопровождение к текстам; наблюдать за жизнью слов в художествен.тексте;

чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть;

понимать особенности были и сказочного текста;

характеризовать героев произведения;

планировать вариант исправления ошибок.

15.12

59

Олицетворение как средство создания образа. Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…».

1

14.12

60

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза». Слова, которые помогают представить зимние картины.

1

18.12

61

Особенности лирических произведений А. С. Пушкина. Стихи о зиме.

1

21.12

62

Русская народная сказка «Два Мороза». Беседа на нравственную тему.

1

22.12

63

С.В. Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

1

23.12

64

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

25.12

65

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую! Зима».

1

11.01

66

Игра «Поле чудес».

1

12.01

Писатели детям (17ч)

67

Вводный урок раздела «Писатели – детям».»

1

Научатся прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст, передавать настроение стихотворений при помощи интонации.

Научатся определять особенности юмористического произведения; характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики.

Научатся передавать с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения.

Научатся определять смысл произведения, обсуждать заголовок; составлять план, давать характеристики героям, выражать свой мнение в адрес героев; читать по ролям.

Научатся обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам; правильно называть книги (автор, название); ориентироваться в книге по обложке и содержанию.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов; выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-соотносить иллюстрации с фрагментами; сравнивать произведения схожей тематики; сравнивать персонажей

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-задавать вопросы;

-контролировать свои

-формулировать собственное мнение и позицию;

- участвовать в диалоге;

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться, ориентация в нравственном смысле поступков.

Ориентация на понимание причин успеха; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение»

читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

воспринимать на слух художественный текст;

определять смысл произведения;

соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;

объяснять лексическое значение слов;

определять особенности юмористического произведения;

характеризовать героя;

находить слова, которые помогают представить образ героя произведения;

рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды произведения;

составлять план произведения;

пересказывать текст подробно на основе плана;

пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение;

планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

читать тексты в паре;

организовывать взаимоконтроль;

оценивать своё чтение

13.01

68

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. «Путаница».

1

15.01

69

К.И. Чуковский «Радость». Сравнение произведений «Путаница» и «Радость».

1

18.01

70-71

К.И. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

2

19.01

20.01

72

Знакомство с жизнью творчеством С.В. Михалкова. «Сила воли».  С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…».

1

22.01

73

С.В. Михалков «Мой щенок». Герои поэтического текста. Анализ поступков героев.  И. Токмакова «Купите собаку».  Н. Сладков «Лисица и ёж».

1

25.01

74

А.Л. Барто «Верёвочка». Особенности авторского текста.

1

26.01

75

А.Л. Барто «Мы не заметили жука…», «Вовка – добрая душа». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.

1

27.01

76

Знакомство с жизнью творчеством Н. Н. Носова.

1

29.01

77

Н. Н. Носов «Затейники». Составление плана текста.

1

01.02

78-79

Н.Н. Носов «Живая шляпа» Герои юмористического произведения. Оценка их поступков.

2

02.02

03.02

80

Рубрика «Поговорим о самом главном». В. Осеева «Синие листья».

1

05.02

81-82

Н.Н. Носов «На горке». Герои юмористического произведения. Подробный пересказ на основе картинного плана.

2

08.02

09.02

83

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели – детям».

1

10.02

Я и мои друзья (10ч)

84

Вводный урок раздела «Я и мои друзья».  Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина  «Подарок».  В. Орлов «Если дружбой дорожить…».

1

Научатся выбирать книги по заданной учителем теме; прогнозировать содержание раздела

Научатся давать характеристику персонажу; составлять небольшой рассказ о персонаже; выявлять подтекст читаемого произведения.

Научатся анализировать заголовок произведения; определять идею произведения; иллюстрировать текст.

Научатся определять идею произведения; отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

Научатся использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; читать по ролям; делить на смысловые части; составлять план.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать произведения схожей тематики;

-определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;

подробно пересказывать прочитанное, составлять план; наблюдать и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-задавать вопросы;

-контролировать свои

-формулировать собственное мнение и позицию;

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

читать вслух с переходом на чтение про себя;

воспринимать на слух худож.  произведение;

определять послед-сть событий в произвед-ии;

придумывать продолжение рассказа; соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей;

объяснять нравственный смысл рассказов;

объяснять и понимать поступки героев;

выразительно читать по ролям; составлять план рассказа, пересказывать,

оценивать свой ответ;

планировать вариант исправления ошибок;

составлять короткий рассказ на тему.

12.02

85

Ю. Ермолаев «Два пирожных». Определяем свое отношение к герою. Учимся пересказывать текст от лица героя. И. Пивоварова «Вежливый ослик».

1

15.02

86-87

В. Осеева «Волшебное слово». Нравственный смысл поступков. Авторское отношение к героям и их поступкам. План рассказа. Творческий пересказ от лица героев.

2

16.02

17.02

88

В. Осеева «Хорошее» учимся понимать, что хотел сказать автор.

1

19.02

89

В. Лунин «Я и Вовка». Определяем главную мысль произведения. Наблюдаем за поступками героев.

1

22.02

90

Рубрика «Поговорим о самом главном». Стихи о дружбе и обидах.  С. Маршак «Хороший день».

1

24.02

91-92

Рубрика «Как хорошо уметь читать». В. Осеева «Почему?» оценка качества чтения и понимания текста.

2

26.02

01.03

93

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья».  М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата».  С. Аксаков «Гнездо». В. Лунин «Никого не обижай».

1

02.03

Люблю природу русскую. Весна. (12ч)

94

Вводный урок раздела «Люблю природу русскую. Весна»..

1

Научатся определять темы произведений; находить в тексте логически законченные части произведения.

Научатся осознанно читать художественный текст; оценивать события, героев произведения; анализировать стихотворный текст.

Научатся определять тему и главную мысль

произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Научатся определять идею произведения; анализировать заголовок

произведения; выделять в тексте главное и второстепенное

Научатся понимать настроение лирического героя; читать осознанно, выразительно.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

-учиться основам смыслового чтения художественных текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания

-задавать вопросы;

-контролировать свои

формулировать собственное мнение и позицию;

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

читать стихотворения, загадки с выражением;

передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; наблюдать за жизнью слова; отгадывать загадки;

соотносить отгадки с загадками; сочинять загадки; представлять картины весенней природы;

находить слова в стихотворении, которые помогают

представить героя;

объяснять выражения в лирическом тексте;

сравнивать

стихотворения о весне разных поэтов;

придумывать вопросы к стихотворению;

оценивать свой ответ;

планировать вариант исправления ошибок;

контролировать и оценивать своё чтение;

оценивать достижения.

03.03

95

Стихи Ф.И. Тютчева о весне. Учимся передавать настроение поэта с помощью голова и интонации.

1

05.03

96

А.Н. Плещеев «Весна». Учимся находить слова, которые помогают увидеть картины природы.

1

09.03

97

С. Дрожжин «Весеннее царство».

1

10.03

98

А.А. Блок «На лугу».

1

12.03

99

А.Н. Плещеев «В бурю».

1

15.03

100

И. Бунин «Матери».

1

16.03

101

Е. Благинина «посидим в тишине». Сравнение стихотворений разных поэтов на одну тему.

1

17.03

102

Рубрика «Как хорошо уметь читать». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

1

19.03

103

Рубрика «Поговорим о самом главном». С. Васильев «Белая берёза».

1

29.03

104

Готовим проект ко Дню Победы.

1

30.03

105

Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Весна».

1

31.03

И в шутку и всерьез (16ч)

106

Вводный урок раздела «И в шутку и всерьез».

1

Научатся определять темы произведений; находить в тексте логически законченные части произведения.

Научатся осознанно читать художественный текст; оценивать события, героев произведения; анализировать стихотворный текст.

Научатся определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Научатся определять идею произведения; анализировать заголовок

произведения; выделять в тексте главное и второстепенное

Научатся понимать настроение лирического героя; читать осознанно, выразительно.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД:

-учиться основам смыслового чтения художественных текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания

-задавать вопросы;

-контролировать свои

формулировать собственное мнение и позицию;

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;

понимать особенности юмористического произведения;

анализировать заголовок произведения;

сравнивать героев произведения;

характеризовать поступки героев;

восстанавливать последовательность

событий на основе вопросов;

пересказывать подробно; выразительно читать отрывки;

инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов;

пересказывать весёлые рассказы;

придумывать весёлые истории;

оценивать свой ответ;

планировать вариант исправления ошибок

02.04

107

А. Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения.

1

05.04

108

Д. Хармс «Вы знаете?..». учимся определять комические ситуации в тексте.

1

06.04

109

Стихи И. Токмаковой. Знакомство с творчеством И. Токмаковой.

1

07.04

110-111

Б.В. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Интонация. Ритм стихотворения. Сочиняем смешное произведение.

2

09.04

12.04

112

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой..».

1

13.04

113

Стихи Э. Успенского. Комическая ситуация – основа юмористического произведения.

1

14.04

114-115

Э.Н. Успенский «Чебурашка». Узнаем, что такое сценарий. Учимся писать сценарий.

2

16.04

19.04

116-117

Рубрика «Поговорим о самом главном». В. Драгунский «Тайное становится явным».

2

20.04

21.04

118-119

Г.Б. Остёр «Будем знакомы». Учимся понимать тему текста. Учимся пересказывать текст.

2

23.04

26.04

120

Обобщение по разделу « И в шутку и всерьёз».

1

27.04

121

Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа.

1

28.04

Литература зарубежных стран (15 ч)

122

Вводный урок раздела «Литература зарубежных стран».

1

Ученик научится: прогнозировать содержание раздела, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение. Ученик получит возможность научиться: сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходства и различия; объяснять значение незнакомых слов; участвовать в проектной деятельности; создавать свой собственный проект; определять героев произведений, характеризовать их поступки

П: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации.Р: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата. К: аргументировано высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера

Сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие; объяснять значение незнакомых слов.

Развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных

ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений

со своими

30.04

123

Английские народные песенки. Сравниваем разные переводы одного и того же произведения.

1

Ученик научится: выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.Ученик получит возможность научиться: сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходства  различия; объяснять значение незнакомых слов; определять героев произведения, характеризовать их поступки

П: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.Р: формулируют и удерживают учебную задачу.К: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления

Сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие; объяснять значение незнакомых слов.

Развивают художественно-эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

04.05

124

125

126

Ш. Перро «Кот в сапогах». Составляем отзыв на книгу.

3

Ученик научится: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.Ученик получит возможность научиться: определять героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова-антонимы; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; пересказывать сказку и по плану; инсценировать сказки зарубежных писателей

П: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации.Р: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата.К: аргументировано высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной  форме, в том числе творческого  характера

Знать творчество Ш. Перро.

Уметь выделять эпизоды из текста;

читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные

Развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных

ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками

05.05

07.05

11.05

127

128

Е. Шварц «Красная шапочка». Особенности пьесы. Инсценирование.

2

Ученик научится: воспринимать на слух художественное произведение.Ученик получит возможность научиться: определять героев произведения, характеризовать их поступки; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; пересказывать сказку по плану; инсценировать сказки зарубежных писателей

П: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Р: выбирают действия в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Уметь прогнозировать содержания произведения, объяснять значение незнакомых слов, придумывать окончание сказки по составленному плану.

Определяют мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принимают образ «хорошего ученика»

12.05

14.05

129

130

Рубрика «Как хорошо уметь читать». Г. _. Х. Андерсен «Огниво». Оценка понимания текста.

2

Ученик научится: читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Ученик получит возможность научиться:воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения; определять особенности юмористич. произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря

П: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки.Р: формулируют  и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.К: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве

Уметь определять эмоциональность характера текста;

читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

читать стихотворные произведения наизусть

Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

17.05

18.05

131

Рубрика «Поговорим о самом главном». Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…»

1

Ученик научится: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя, воспринимать на слух худ-ное произведение.Ученик получит возможность научиться: определять героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; пересказывать сказку и по плану; инсценировать сказки зарубежных писателей

П: самостоятельно находят алгоритмы

деятельности при решении проблем различного характера.

Р: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила.

К: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия

Уметь прогнозировать содержания произведения, объяснять значение незнакомых слов, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок.

Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

19.05

132

Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

1

Ученик научится: рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении.

Ученик получит возможность научиться: проводить самодиагностику и самокоррекцию.

П: самостоятельно выделять и формулир-ть познавательную цель, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы и обобщения. К:формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Р: работать по предложенному учителем плану, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы

Знать литературные произведения зарубежных стран.

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать;

сравнивать произведения, персонажей разных произведений.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

21.05

133

КВН «Цветик-семицветик».

1

Ученик научится:

рассказывать о прочитанных произведениях, читать, понимать и выполнять предложенные задания.

Ученик получит возможность научиться:

высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы и обобщения. К: формировать навыки реч. действий, участвовать в общ беседе, соблюдая правила реч.поведения, проявлять активность и стремление высказ-ся.Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответ с этими критериями

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

сказки народные и литературные;

 приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

различать элементы книги.

 Мотивация к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

24.05

134

Повторение.

1

25.05

135

Промежуточная аттестация.

1

Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное

Проверка предметных и универсальных учебных умений

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Осознают личностный смысл учения

27.05

136

Повторение.

1

Ученик научится:

рассказывать о прочитанных произведениях, читать, понимать и выполнять предложенные задания.

Ученик получит возможность научиться:

высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.

П: сам-но выделять и формулир-тьпознават.цель, осознанно и произвольно строить реч.высказывание в устной форме, ориентир-ся в своей системе знаний, делать выводы и обобщения.К: формировать навыки реч. действий, участвовать в общ беседе, соблюдая правила реч.поведения, проявлять активность и стремление высказ-ся.Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответ с этими критериями

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

сказки народные и литературные;

 приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

различать элементы книги.

 Мотивация к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...