Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Н.Носов "Федина задача""
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Демидович Людмила Леонидовна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Н.Носов "Федина задача""

Тема: Н.Н. Носов «Федина задача»

Тип урока: комбинированный (чтение и анализ прочитанного текста)

Цель:

1.Продолжить: знакомство с творчеством Н. Носова; совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор.

2. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

3. Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

Задачи:

 

на базе интереса к чтению формировать технику чтения; приобщение детей к литературе, как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа; развитие устной речи, творческих способностей детей.

Используемые технологии: технология уровневой дифференциации, сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие, технология целеполагания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n._nosov_fedina_zadacha_3_klass.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»

Тема: Н.Н. Носов «Федина задача»

Тип урока: комбинированный (чтение и анализ прочитанного текста)

Цель:

1.Продолжить: знакомство с творчеством Н. Носова; совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор.

2. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

3. Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

Задачи:

на базе интереса к чтению формировать технику чтения; приобщение детей к литературе, как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа; развитие устной речи, творческих способностей детей.

Планируемый результат:

Предметные: развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

Метапредметные: познавательные УУД: развивать творческое мышление; коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах, группе; развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; регулятивные УУД: учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; формировать умения выполнять свои действия по образцу.

 Личностные: формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия. Формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Ход урока

1.Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем наш урок.

- Литературное чтение это урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»  (Слайд 2)         

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

2.Актуализация знаний.

- Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

- А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела.

- Я предлагаю вам сыграть в игру «Откуда я?» (Слайд 3)         

- Отгадайте, из каких произведений эти предметы. (На экране картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), кастрюли («Мишкина каша»), варенье («Фантазеры»).  

- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу.

- Кто написал эти рассказы?    /Н. Н. Носов/

- Как вы думаете творчеству какого писателя посвящен наш урок? (Творчеству Н. Н. Носова) (Слайд 4)         

-А что вы знаете про него? Ответьте на вопросы  викторины?

Викторина:

- Где и когда родился Н.Н.Носов?

(Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.)

- Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву).

- Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве)

- Какую получил профессию? (Режиссёр)

- Как назывался первый рассказ Носова, где он был напечатан?

(Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.)

- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу.

- В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.  Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

В этом году исполнится 112 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова.

- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

- Сегодня мы познакомимся с юмористическим рассказом Н.Н. Носова, но его название вы должны расшифровать,

- Посмотрите на  доску.  (Слайд 5)         

Ачадазанидеф («Федина задача»)
        - И так, тема нашего урока? Н.Н.Носов «Федина задача».

- Давайте сформулируем цель и задачи урока. Поможет нам в этом наша памятка.


Цель: Познакомится с произведением Н.Н. Носова «Федина задача»

 Проанализируем произведение.

 Сделаем (дадим) характеристику герою.

- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу.

3.Подготовка к первичному восприятию текста.

- Откройте учебник на с. 164. Прочитайте название еще раз. Рассмотрите иллюстрацию на с 166.

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

- После слушания рассказа попробуйте ответить  на вопрос: «Почему у рассказа такое название?»

4. Первичное восприятие текста

Слушание  аудиозаписи в исполнении Льва Дурова.

5. Проверка первичного восприятия текста.

- Понравилось вам произведение?

- Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку?

- К какому жанру относится произведение?

- Почему у рассказа такое название?

- Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала  отдохнём,
а затем  продолжим работать. Встали.

6. Физкультминутка.

7. Вторичное восприятие  произведения, анализ

  • Словарная работа (Слайд 6)

Какие трудные или не знакомые слова вы услышали в тексте?

Где мы можем найти значение этих слов?

Перед вами лежат толковые словари Ожегова. Найдите и прочитайте значение этих слов.

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Борзая – быстрая

Титулярный советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В море полуденном – в море в середине, в полдень.

Кафтан – удлинённый пиджак

Чурбан – глупый человек

  • Чтение текста с остановками

1)Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … ")

- Откуда пришёл Федя? (с катка)

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)

- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку).

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел, не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста )

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)

- Почему Федя не смог решить задачу

  • Работа в группах

Консультанты

Математики

Составить советы как правильно готовить домашнее задание

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько всего задач прочитал Федя?
  2. Сколько раз прочитал Федя задачу?
  3. Сколько концертных номеров прослушал Федя?
  4. А сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?

Художники

Писатели

Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Придумайте  продолжение (концовку) рассказа.

  • Из предложенных слов вы должны сложить пословицы, у каждой группы по 2 пословицы.

Консультанты

Математики

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

Ум хорошо, а два лучше.

Художники

Писатели

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

- Прочитайте пословицы, которые у вас получились. (Слайд 7)

- Как вы думаете, подходят ли эти пословицы к произведению, с которым мы познакомились? Объясните.

 - Чему нас учит это произведение?

 - Как вы выполняете домашние задания? Есть у вас свой уголок, где можно спокойно готовить домашние задания?

- Итак,  какую  главную  мысль  рассказа  мы  с  вами    сегодня  узнали,  и  какой      вывод  из  этого  можем  сделать?

    Вывод: делать  два  дела  сразу –  трудно,  практически  невозможно!

-  Что должен научиться делать мальчик?  Вы догадались? (Научить себя создавать условия для выполнения домашнего задания)

-  Что полезного для себя вы узнали из рассказа? (Делая домашнее задание не надо включать телевизор, чтобы он нас не отвлекал, уроки надо готовить при полной тишине)

-  А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ним? (Нет, он любит своего  героя, а смеётся над чертами характера, особенностями: ленью, неумением… )

- А  вам жалко главного героя рассказа?

- А когда нам музыка не мешает?  ( На уроках физической культуры, технологии, во время спортивных соревнований).

  - Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное. Очень плохо, если ребенок смеется над попавшими в беду товарищами.

     Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу.

- У кого все получилось на уроке

-  Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые,  забавные истории, читайте книги Н.Н.Носова.

9. Домашнее задание  (Слайд 8)

  1. Пересказ понравившегося отрывка
  2. Написать сочинение о Феде Рыбкине
  3. Попробуйте сами написать смешной рассказ  

- Урок закончен. Спасибо. (Слайд 9)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист самооценки

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Игра  «Откуда я?»

Викторина о      

Н. Носове

Определение темы и целей урока

Работа в группах

Сложить пословицы

Результат работы за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...