Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Тема стихотворений. В.Брюсов "Опять сон"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Радостева Наталья Алексеевна

В данном конспекте урока представлен вариант работы с поэтическим произведением, предполагающим построфный анализ.  Ознакомление  с биографией поэта Валерия Брюсова осуществляется через деятельностный подход. В ходе урока идет работа с различными видами текста: поэтическим текстом, научной статьёй, видео фрагментом, аудио-материалом, иллюстрациями учебника и портретами поэтов В.Брюсова, А.Блока, К.Чуковского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l61_otkrytyy_urok.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ    КАРТА  УРОКА

4 класс. Литературное чтение. 61 урок (УМК «Школа России»)

Тема: Тема стихотворений. В.Брюсов «Опять сон»

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

Планируемый  результат предметных умений:   обучающиеся будут  знакомиться с творчеством поэта-символиста Валерия Брюсова; учиться наблюдать за словом и его подтекстом, многозначностью; упражняться в анализе поэтического произведения на примере стихотворения «Опять сон»; будут работать с текстами, объединенными общей тематикой; развивать художественную образную речь.

Ход урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(метапредметный результат)

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Эмоциональная установка на урок.

Предлагает прослушать музыкальный фрагмент с закрытыми глазами, а потом описать образы, которые возникли в воображении.

Учитель фиксирует на доске образы, которые возникли у детей.

- В какой ситуации вы можете увидеть подобные образы?

- Можно ли образ, увиденный во сне описать средствами литературы?

- Кто этим занимается?

Организуют рабочее место

Прослушивают музыкальный фрагмент.

Высказывают мнения о том, что представили.

-Их можно увидеть во сне?

- Скорее всего, да.

Это писатели и поэты.

К – формулируют собственное мнение и позицию

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Самоопределение к деятельности  

- Попробуем и мы побывать во сне

Организует речевую разминку со стихотворением «Сны» (Приложение 1)

Организует поисковую деятельность детей.

- Определите тему урока, опираясь на прочитанное произведение и оформление класса.

- Какова тема урока?

- Что мы должны сделать на уроке, чтобы сказать, что тема нами усвоена?

Выслушивает мнения детей и записывает пункты на доску

Упражняются в чтении стихотворения:

- чтение про себя;

-чтение  с постепенным уменьшением громкости;

- чтение по «цепочке»;

- чтение с остановками (первая строфа вслух, вторая – чтение про себя и т.д.)

Обучающиеся читают слова и фразы, размещенные по всему пространству класса. По необходимости, проходят по кабинету.

- Будем читать произведение Валерия Брюсова о снах.

Определяют задачи урока.

Например:

- Узнать о творчестве В.Брюсова

- Прочитать одно из его произведений

- Провести  анализ произведения

- Упражняться в выразительном чтении или чтении наизусть

П – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания

К – допускают возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственными.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её.

К – допускают возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственными.

3. Построение проекта выхода из затруднения

- Начнем с первого отмеченного вами пункта – творчестве В.Брюсова.

- Что вы можете о нем рассказать?

Учитель выслушивает ответы детей, дополняя их своим рассказом.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Сам автор вспоминал, что первые стихи писал печатными буквами, потому что прописных еще не знал. В детстве очень увлекался математикой, его привлекали цифры, поэтому он хотел стать историком – хорошо запоминал даты исторических событий. В студенческие годы начал издавать сборники, а позже стал редактором журнала «Весы». Он был лично знаком с К.Чуковским и А.Блоком.

Последний был восхищен поэзией Брюсова и считал себя недостойным писать рецензии на его произведения (критика, оценка работы поэта или писателя).

- Можно ли сказать, что первый пункт плана на урок мы реализовали?

-Задайте вопросы о творчестве В.Брюсова одноклассникам.

- Что мы запланировали дальше?

- Кто догадался, что это будет за произведение и о чем?

- Вспомните, когда в начале урока вы слушали музыкальное произведение, вы представляли какой-то образ, символ.

Символы очень интересовали В.Брюсова и поэтов начала ХХ века, их так и называли – «символисты».

- Как вы думаете, как это могло отражаться на их творчестве?

Обучающиеся опираются на опорные слова:

Валерий Брюсов

купеческая семья (занята торговлей)

8 лет

стихи

историк

редактор журнала

«Весы»

портреты К.Чуковского, А.Блока

- Да.

Составляют вопросы о биографии В.Брюсова.

- Познакомиться с одним из его произведений.

- Это будет стихотворение

о снах.

Высказывают предположения.

- В стихах поэты использовали слова-символы, писали об одном, а представляли – другое.

П – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Р – осуществляют самоконтроль за пошаговым выполнением действий

Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её.

К – допускают возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственными.

4. Первичное закрепление

Проводит анализ стихотворения  «Опять сон»

  1. Первичное чтение учителем
  2. Беседа по содержанию

- Какие картины представили, слушая это стихотворение?

  1. Построфный анализ

- Проанализируем это стихотворение и попробуем найти символы.

Первая строфа

- Что такое дебри?

- Что значит «опять приснились»?

- Опишите картину, которую видит автор

Вторая строфа

- Кто такой гиппопотам?

- Почему, описывая деревья, автор употребляет слово «упрямо»?

Третья строфа

- Что такое утёс?

- Что значит фраза «Весь я - зренье, весь я – слух».

- Какие переносное значение имеет слово басня?

- Тогда почему автор пишет, что эти басни возмущают слабый дух?

Четвертая строфа

- О чем говорится в этой строфе?

Чего боится автор?

Огненный змей – это символ пожара.

Пятая строфа

- Что это за карлики?

Шестая строфа

- С какой строфой связана прочитанная строфа? Докажите.

- Как понимаете фразу «Лес, взрывая листьев ворох, тупо тянется к реке»?

Строфа седьмая

- Как автор называет здесь медведя?

- Как нужно читать эту строфу?

Обращает внимание на особенности пунктуации во второй строке и слитное прочтение фразы «Ведь кто же знает: это ль духи…».

-А теперь самостоятельно прочтите это стихотворение снова.

Организует отработку выразительного чтения стихотворения по строфам.

- Можно ли отметить второй и третий пункты нашего плана?

Слушают учителя, следят по тексту.

Высказывают собственное мнение.

- Представил саванну, Африку, фантастический лес, тропических животных, героя, который находится один в этом таинственном месте, его что-то страшит.

 

Находят значение в словаре учебника

- Дебри – это место, заросшее непроходимым лесом.

- Автор видит это во сне не в первый раз.

- На закате через высокую траву лев подкрадывается к зебре.

- Это бегемот.

- Действие происходит в дебрях, деревья растут в беспорядке, упрямо двигаясь вверх.

- Это возвышение, гора, скала.

- Автор очень напряжен, он вслушивается и всматривается в окружающий пейзаж.  

- Ложь, неправда.

- Он боится, он верит тому, что слышал. Может быть, это

рассказы о страшных местах и животных.

- Огненный змей – это пожар. Автор боится пожара в этом месте.

- Возможно, это гномы, которые по преданиям рождаются из камня.

- С первой строфой. Здесь говорится о зебре. Она спаслась ото льва.

- В стихотворении описана пора засухи, листья на деревьях пожухли от жары и река единственное место притяжения всего живого, в том числе и леса.

- Он называет его царем пещер.

- Эту строфу надо читать с паузами, приглушенным голосом.

Самостоятельно читают стихотворение целиком.

Обучающиеся читают по цепочке стихотворение несколько раз.

- Да.

Отмечают на доске пройденный этап.

К – строят монологическое высказывание, контролируют действия партнера

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале

П – устанавливают причинно-следственные связи

5.Самостоятельная работа  с проверкой по эталону

 - В этом стихотворении автор описал нам удивительную природу саванны. Прочитайте научный текст о саванне и выделите в тексте те сведения, которые вы встретили в стихотворении В.Брюсова

(Приложение 2.)

Организует работу в малых группах.

( В качестве эмоционального пятна, можно показать фрагмент видео фильма о пожаре в саване (без сцен с животными)).

- В заключение урока проверим, запомнили ли вы стихотворный текст.

Организует работу в малых группах.

Задание: записать недостающие слова из текста. (Приложение 3)

- С какими фрагментами текста у вас возникли сложности?

Выслушивает варианты ответов.

Работают с текстом в малой группе (по 4 человека), выделяя сведения, представленные и в тексте, и в стихотворении.

Выделяют слова и выражения

- лето очень жаркое и засушливое;

- огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев;

- стада травоядных животных;

- зебры, львы

Восстанавливают стихотворный текст, работая в группе.

самостоятельно проверяют себя по тексту учебника.

Обучающиеся высказывают мнение от групп.

К – строят монологическое высказывание, контролируют действия партнера

Р – осуществляют самоконтроль за пошаговым выполнением действий

Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её.

6. Рефлексия деятельности

а) Установка на домашнюю работу

- Сегодня мы ознакомились только с одним произведением этого поэта. Дома прочитайте стихотворение «Детская» на странице 70 и поупражняйтесь в его выразительном чтении.

Записывают задание в дневник.

К – адекватно используют речевые средства в монологической форме

Р – соотносят поставленные задачи и достигнутые результаты урока

Л – проявляют эмоции по поводу собственного поведения

6. Рефлексия деятельности

б) Оценивание

Подведение итогов

- Еще в юности в своем дневнике Валерий Брюсов написал: «Надо работать! Надо что-нибудь сделать! За работу, жизнь не ждет!»

- Как вы думаете, что он имел в виду?

- Всё ли задуманное на уроке мы смогли реализовать?

- Оцените свою работу на уроке.

Проводит оценку обучающихся с пояснением.

Высказывают мнение о данной фразе.

- Не нужно ждать, что все получится само собой, надо постоянно работать, учиться, узнавать что-то новое и тогда, можно в своей жизни сделать что-то по-настоящему большое.

Высказывают мнение о своей работе и работе одноклассников.

Приложение 1

В пижамах и в тапочках из тишины

Крадутся на цыпочках добрые сны.

Выходят  на улицы сонной гурьбой –

А самый волшебный идёт за тобой!

Бывают спокойны, бывают смешны,

Есть сны-хулиганы и сны-ворчуны:

Один тёмно-синий, другой голубой…

А самый красивый идёт за тобой!

Вот сон для мартышки и сон для слона…

Их видят и море, и лес, и луна,

Букашка и камушек на мостовой…

А самый хороший, конечно же, твой!

Опорные слова для урока

Валерий Брюсов

купеческая семья (занята торговлей)

8 лет

стихи

историк

редактор журнала

«Весы»

портреты К.Чуковского, А.Блока

       Приложение 2

 Саванна — это африканская степь, находящаяся в зоне субтропиков: лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое, и только зимой наступает короткий сезон дождей. Саванна представляет собой огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев; это место обитания множества различных животных.
В саванне пасутся огромные стада травоядных животных — жирафы, зебры и антилопы, а также слоны и носороги. Есть здесь и хищные звери, такие как львы и леопарды, а также птицы — страусы, грифы и другие. Самые большие саванны находятся на северо-западе Африки, в бассейне рек Конго и Нигер. Районы, напоминающие африканскую саванну, есть также на юге Азии, в Южной Америке на территории Бразилии и Венесуэлы и на севере Австралии.

Приложение 3

Мне опять приснились дебри,

 Глушь пустынь, заката тишь.

 Желтый __________ крадется к зебре

 Через травы и __________.

 Предо мной ____________упрямо

 В небе ветви вознесли.

 Слышу шаг _________________,

 Заросль мнущего вдали.

 На утесе безопасен,

 Весь я - зренье, весь я - слух.

 Но виденья старых __________

 Возмущают слабый ___________.

 Крылья огненного __________

 Не затмят ли вдруг закат?

 Не взлетит ли, искры сея,

 Он над нами, ______________ рад?

 Из камней не выйдет вдруг ли

 Племя ______________ ко мне?

 Обращая ветки в угли,

 _________ не встанет ли в огне?

 Месяц вышел. Громче шорох.

 __________ мчится вдалеке.

 Лев, взрывая листьев ворох,

 Тупо тянется к _________.

 Дали сумрачны и глухи.

 ________ слышнее. Страшно. Ведь

 Кто же знает: это ль духи

 Иль пещеры царь - ____________!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.

Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»

Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»...