Рабочая программа (литературное чтение )
рабочая программа по чтению (3 класс)

 Александрова Светлана Сергеевна

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»

Программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с Приказом  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом  Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,авторской  программой  В.Ю. Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова), положение о рабочей программе по учебному предмету АСОШ №4.По учебному плану на литературное чтение отводится 3 часа в неделю, 34 учебных недели за год 102 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx87.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»

Программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с Приказом  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом  Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,авторской  программой  В.Ю. Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова), положение о рабочей программе по учебному предмету АСОШ №4.По учебному плану на литературное чтение отводится 3 часа в неделю, 34 учебных недели за год 102 часа.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

Свиридова В.Ю.

Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2ч.-2-е изд.

3

Издательство «Учебная литература»,

2013

Издательский дом «Фёдоров»,

2013

        Планируемые результаты освоения обучающимися

программы по литературному чтению

Программа обеспечивает достижение третьеклассников личностных, метапредметных  и предметных результатов.

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных  произведе

ний;

– чувство сопричастности своему народу;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

– общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших  чувствах любви, внимания, заботы;

– понимания своей семейной и этнической идентичности;

– любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

– чувства ответственности за мир природы;

– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

– понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстов в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

– отличать художественный текст

от научного научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как

способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

– понимать структуру построения рассуждения;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках,

в контролируемом пространстве Интернета;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

– выражать свои мысли в устной

и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с

 задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах,

инсценировках, спектаклях;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

– проявлять самостоятельность в групповой работе;

– контролировать свои действия

в коллективной работе;

– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса

деятельности, контролировать и оценивать результаты.

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

– определять жанр литературного

произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

– выявлять авторское отношение к герою;

– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

– соотносить главную мысль и название произведения;

– находить портрет и пейзаж в произведении;

– видеть особенности юмористических текстов

– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

– представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

– осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

– понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

– понимать особенности жанра басни;

– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

– находить в юмористических текстах приемы создания комического;

– оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора (без использования терминологии)), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Ученик получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам  написания  изложения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Ученик к получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
  • авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

        

Содержание учебного предмета (курса)

№ п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Планируемые результаты.

1

 Вступаем в неизведанный мир.

13

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- чувство сопричастности своему народу;

- эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений, доступных данному возрасту; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе;

- способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

 - представления о своей семейной и этнической идентичности;

- чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с поступками героев литературных произведений;

- представления о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты; -самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;

- ориентироваться в содержании учебника;

- сравнивать художественный и научно-популярный текст;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты;

- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать текст по плану;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;

- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами, с видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: 

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

- уважать мнение собеседника;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе' и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Уметь ориентироваться в учебнике:

  • различать форзацы, титульный лист, оглавление;
  • понимать информацию, размещенную на них;
  • понимать систему знаков, структуру учебника: деление содержания на главы, их названия;
  • представлять по обложке, названиям глав, рисункам на шмуцтитулах, оглавлению содержание предстоящей в учебном году работы, ее особенности, сходство и отличие от предыдущих годов обучения.

-Осознанно воспринимать вступительную статью автора, понимать ее смысл и назначение. Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста.

-Осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер, эмоциональный тон.

-Овладевать навыками осознанного, правильною и выразительного чтения отрывка из фольклорного произведения.

-Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Сравнивать фольклорные тексты, созданные разными народами, формулировать с опорой на текст простые выводы о их сходстве и особенностях, о центральных образах прочитанных текстов. Уметь отвечать на вопросы по тексту.

Осознавать   красоту стихотворного текста., средства выразительности, использованные в нем, как способ передавать отношение к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства. Работать со словом, распознавать художественные образы. Ориентироваться в специфике мифологических представлений разных народов об устройстве мира, делении мира на «свой» и «чужой».

-Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении  прочитанного учебного текста и ответов на вопросы. Понимать особенности оформления учебного текста: связи между орнаментом, использованным в оформлении страницы, и мифологическим текстом.

-Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Осознавать отражение в сказке мифологических представлений об устройстве мира. Анализировать название сказки. Иметь представление об этапах бытования сказки и разных вариантах одной сказки, связанных с этими этапами. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия, распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения - накопления героев и событий. Уметь формулировать простые выводы.

Определять особенности языка, свойственные жанру сказки. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения

 

-Уметь ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию. Осознавать сходство мифологических представлений разных народов об устройстве мира. Уметь   распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения - накопления героев и событий в английской народной песенке и авторском стихотворении. Находить черты, присущие фольклорному произведению, в авторском стихотворении. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия.

-Уметь выделять черты, присущие разным жанрам фольклора. Находить элементы игры в разных жанрах фольклора. Иметь представление об общих корнях фольклора разных народов.

-Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Устно сочинять продолжение прочитанного произведения.

-Различать научный и фольклорный тексты, находить отличительные особенности построения и языка.

Воспринимать фольклорный текст на слух и при чтении. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска.

2

 В единой семье всего живого.

15

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- чувство сопричастности своему народу;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания необходимости ученик, важности чтения для современного человека;

- чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

- представления о своей семейной и этнической идентичности;

- чувства ответственности за мир природы;

- первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

- представления о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; -видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты;

- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;

- ориентироваться в содержании учебника;

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты;

- структурировать знания при сопоставлении текстов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать текст по плану;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- принимать участие в коллективном вы-

полнении заданий, в т.ч. творческих;

- участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

-Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленную в виде схемы - родословного древа.

-Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

-Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов.

- Отвечать на вопросы по учебному тексту.

Ориентироваться в мифологических представлениях древних греков of богах; разделении власти над миром между ними, о связи богов с природными стихиями. Рассматривать   и толковать скульптурные образы, символику, использованную в изображении богов, в оформлении учебного текста, схемы.

Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике. Выбирать словарь (или раздел Словаря) в зависимости от цели/ поиска.

-Отвечать на вопросы по тексту. Выбирать из информации (как зачитываемой, так и воспринимаемой на слух) ту, что отвечает требованиям учебного задания. Ориентироваться в специфике мифологических  представлений древних.

Иметь представление о единстве фольклора разных народов.

- Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы.

Углубить представление об особенностях поэтического текста: олицетворении, использовании сравнения.

-Уметь сравнивать стихотворения

-   Декламировать стихотворный текст, выразительно читать на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз - логических и психологических). Использовать термины «эпитет», «повторы» при анализе стихотворения.

Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Сравнивать литературные и живописные произведения. Создавать собственный текст на основе репродукции картины

3

 Открываем мир заново

15

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- чувство сопричастности своему народу;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- представления о своей семейной и этнической идентичности;

- чувства ответственности за мир природы;

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

- первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:  

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;.

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно работать с учебником,

хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; 1

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- находить в тексте ответ на. заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- пересказывать текст по плану;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- искать информацию, представлять найденную информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;

- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

- понимать структуру построения рассуждения; воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета;

- создавать художественные тексты разных. жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, 'спектаклях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

 - устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы.

Осознанно воспринимать научно-популярный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Иметь представление о мифологическом объяснении смен времен года у древних славян. Читать и уметь истолковывать эпиграф к разделу, пословицы о земле.

Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении учебного текста. Углублять представление о пословице.

Уметь самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике, словари в библиотеке.

Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска.

Воспринимать тексты, созданные одноклассниками. Анализировать тексты, давать характеристику: научный или художественный, имеет доказательный или образный характер. Осознанно воспринимать содержание мифа.

Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Проводить аналогии между славянскими и греческими мифами (объяснение смены времен года пробуждением природы ото сна, возрождением из мертвых). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Уточнять представления об особенностях малых фольклорных форм.

Уметь сравнивать книги одинакового содержания, но разного исполнения (знакомство с выставкой книг).

Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений. Работать в группах или индивидуально в условиях школьной библиотеки или в классе с выставкой книг, подготовленной учителем и одноклассниками, по созданию и оформлению сборника загадок, закличек, пословиц, поговорок.

Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Выбирать словарь (раздел) в зависимости от цели поиска.

Уметь представлять свой отзыв, обсуждать работы одноклассников.

4

 

Времена, когда звери говорили.

21

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- чувство сопричастности своему народу;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания моральных норм при оценке поступков литературных героев;

- общего представления о мире разных профессий, их значении и содержании;

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- представления о своей семейной и этнической идентичности;

- чувства ответственности за мир природы;

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

- первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке;

- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от, его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
  • самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнений заданий;

 - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих; -контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- пересказывать текст по плану;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;        

- уметь различать существенную и. дополнительную информацию, выделять главное.

Обучающийся поручит возможность научиться:

- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

- понимать структуру построения рассуждения;

- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной, и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Осознанно воспринимать содержание учебного текста и информацию, предлагаемую учителем, на слух.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Определять жанровые особенности произведения: построение сюжета, невозможность отнесения сказки ни к волшебным, ни к сказкам о животных. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Интегрировать детали, повествующие о внешности, особенностях поведения, о повадках животных

Уметь представлять сообщения, подготовленные группой и (или) отдельными учениками. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности, анализировать текст: определять принадлежность сказки к «объяснительным», а не к сказкам о животных или к волшебным (с приведением доказательств ). Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работать со словом, различать слова, выражающие отношение между героями произведения. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз), к чтению по ролям.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Уметь ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям, целенаправленно осуществлять выбор книги с выставки книг по заданной тематике.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Сочинять сказку по мотивам сказок Киплинга (устно).

Уметь представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики « Проверь себя», подготовленные в процессе работы над произведениями главы.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия). Работать с лентой времени.

5

 

Всмотритесь в мир своей душой.

12

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

общее представление о мире профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- представления о своей семейной и этнической идентичности;

- чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего Народа;

- чувства ответственности за мир природы;

- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

- первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;

- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.        Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

 - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- пересказывать текст по плану;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

- понимать структуру построения рассуждения;

- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

Обучающийся, получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении отрывка из мифа. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Ориентироваться в специфике Мифологических представлений древних о происхождении человека.

Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Вести самостоятельный поиск информации в соответствии с заданными критериями.

Осознанно воспринимать содержание текста басни. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Познакомиться с новым жанром литературы. Осознать его особенности.

Формулировать законы жанра: наличие морали.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь формулировать простые выводы.

Определять особенности языка жанра.

Осознавать характеры и человеческие недостатки, представленные в басне.

Рассмотреть психологически разработанные образы Вороны и Лисицы.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Выразительно читать произведение, передавать характеры персонажей.

Подготовиться к чтению (выделить количество исполнителей, распределить слова, обсудить необходимый способ исполнения) и читать басни по ролям.

6

 Пересоздаём мир в творчестве.

15

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

- чувство сопричастности своему народу;

- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

- общее представление о мире профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- представления о своей семейной и этнической идентичности;

- чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

- чувства ответственности за мир природы;

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

- первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его. типа и стиля, работать с приложениями учебника;

- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы ив выполнении заданий;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- пересказывать текст по плану;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды Словарей, справочников, энциклопедий.      

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

- понимать структуру построения рассуждения;

- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

- проводить аналогии между, изучаемым материалом и собственным опытом;

- создавать художественные тексты разных  жанров  в  устной   и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге;

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий,' в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Читать и толковать эпиграф к разделу.

Воспринимать учебный текст. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста. Осознанно воспринимать греческий миф.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Познакомиться с мифологическими представлениями о всепобеждающей силе искусства. Ориентироваться в учебнике: уметь находить информацию в уже прочитанных произведениях. Уметь сравнивать - сюжетные линии мифа с другими мифами, знакомство с которыми происходило ранее.

Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике.

Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер и особенности.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворения, поэтические образы. Находить  мотивы народного творчества.

Различать настроение поэта, Видеть его смену.

Анализировать средства выразительности каждого стихотворения: олицетворения, скрытые сравнения.

Углублять представления об особенностях поэтического текста. Сравнивать стихотворения. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз).

7

 Без тебя мир неполный.

11

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на, основе литературных произведений;

- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

- чувство сопричастности своему народу;

- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

- общее представление о мире профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

- понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

- представления о своей семейной и этнической идентичности;

- любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;

- чувства ответственности за мир природы;

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

- первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

- понятия о дружбе, сотрудничестве: в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- контролировать и оценивать результаты.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

- пересказывать текст по плану;

- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

- понимать структуру построения рассуждения;

- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной, и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- проявлять самостоятельность в групповой работе;

- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.

Воспринимать учебный текст, понимать систему заданий, учебную информацию, воспринимать текст мифа.

Участвовать в диалоге при обсуждении текста мифа, отвечать на вопросы по тексту. Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних о происхождении человека.

Находить черты мифологических представлений, детали, которые затем перешли в сказки. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Понимать нравственные ценности мифа.

Уметь высказывать собственное суждение.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Воспринимать текст мифов, понимать учебную информацию. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов. Уметь отвечать на вопросы по тексту.

Ориентироваться   в специфике мифологических представлений древних.

Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного, чтения.

Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выбирать книги по рекомендательному списку или самостоятельно.

Выразительно читать отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» (конкурс чтецов). . Осознанно воспринимать содержание   текста стихотворения Ю.Н. Кушака, оценивать его характер.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, скрытые сравнения), использованные в нем, отсутствие рифм. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

 

102ч.

Наименование разделов

Количество часов

1.

Вступаем в неизведанный мир

13 ч.

2

В единой семье всего живого

 15 ч

3

  Открываем мир заново

15 ч.

4

 Времена, когда звери говорили

19 ч.

5

Всмотрись в мир своей души

14 ч.

6

Пересоздаем мир в творчестве

12

7

Без тебя мир неполный

14 ч.

Итого

102 ч

ч

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вступаем в неизведанный мир-13ч.

1

Знакомство с учебником. Ю.П. Мориц «1 сентября». Что такое миф. Знакомство с мифологическими представлениями о разделении мира" на «свой» и «чужой».   «Калевала», славянский миф.

1

ОНЗ

2

Народная сказка «Яичко». С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек».

1

ОНЗ

3

М.Я. Бородицкая «Убежало молоко».

1

ОНЗ

4

«Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии).

1

ОНЗ

5

Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок -золотой гребешок и жерновцы».

1

ОНЗ

6

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Мир волшебной сказки в живописи:B.Васнецов,
Т. Маврина. Картинная галерея.

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

7

Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки. Черты мифологического мышления, особенности построения

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

8

Русская народная сказка «Хаврошечка». Обобщающий урок по сказкам.

Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра. Отзыв о произведении. Сочинение сказки по законам народной волшебной сказки.

1

Урок развивающего контроля (РК)

9

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М. Новицкая «Береза», И.А. Бунин «Все лес и лес», М. Врубель «Сирень».

1

ОНЗ

10

Воспитание творческого отношения к миру. Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан».

1

ОНЗ

11

Следы мифологических представлений в жизни современного человека. Юмористическое освещение темы

колдовства в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

12

Следы мифологических представлений в жизни современного человека. Юмористическое освещение темы

колдовства в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки». Анализ картины П. Синьяка «Красный буй». Сочинение о летних впечатлениях.

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

13

М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».

Контрольная работа.

1

РК

 В единой семье всего живого-15

14

Боги-олимпийцы (Из греческих мифов).

Мифологические мотивы, характерные для .фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.

1

ОНЗ

15

Прометей.

1

ОНЗ

16

Образ родины в поэзии: B.А. Жуковский «Родного неба милый свет...»,

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

17

Образ родины в поэзии:
А.К. Толстой «Край ты
мой...».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

18

Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

19

Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч...». (Картинная галерея)

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

20

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

21-22

Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях».

Отличие от фольклорных   сказок. Проверочный тест.

1

Урок  развивающего контроля (РК)

23

Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина.

1

Комбинированный

24

Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна...»

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

25

Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево».

Необычное в обычном: анализ рассказа

Г.Я. Снегирева «Чудесная лодка».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

26

Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен...», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках...». Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова  «Как поймать облако».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

27

Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок.

Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басе, Кикаку, Исса, в стихотворении ' С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя».

2

Комбинированный

Открываем мир заново-15ч.

28

Мать Сыра Земля (Из славянских мифов)

Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери.

1

ОНЗ

29

Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке.

1

ОНЗ

30

Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок.

1

Комбинированный

31

Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении

К.Г. Паустовского «Прощание с летом».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

32

Точность поэтических образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя...») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою...»).

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

33

Мифологические представления, о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса».

1

ОНЗ

34

Нравственный смысл

произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

1

ЗУН

35

Нравственный смысл

произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

1

ЗУН

36

Нравственный смысл

произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

 

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

37

Творческий почерк, писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

1

ОНЗ

38

Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

1

ЗУН

39

Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение) или анализ картины М. Шагала «Синий дом».

1

Комбинированный

40

Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина...») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины...»), картины Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой».  (Картинная галерея)

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

41

Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке...» и картина И. Левитан «Тихая обитель» . Сочинение по картине.

1

ЗУН

42

Проверь себя.. Тест.

Защита проекта «Сборник произведений малых жанров»

1

РК

Времена, когда звери говорили-19 ч.

43

«Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка).  Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов.

1

ОНЗ

44

«Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка).

 «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов.

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Урок развивающего контроля

 45

«Медведь и бурундук» (нивхская сказка). «Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов

1

ОНЗ

46

Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости». Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. Сравнение научного описания, художественного текста и «объяснительного описания» народных сказок

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

47

Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки.

1

ОНЗ

48

Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы».    Чудеса природы в авторских произведениях

1

ОНЗ

49

Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы».Чудеса природы в авторских произведениях.

1

ОНЗ

50

Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?

1

ОНЗ

51

Паустовский «Стальное колечко»; рассказ или сказка?  

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

52

Природа родного края в произведениях писателей, художников.  (Картинная галерея)

1

ЗУН

53

Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина B. Поленова «Заросший пруд».

1

ОНЗ

54

Особый взгляд   Ю.И. Коваля  на природу малой родины (по рассказам  «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка  и галки»).

1

ОНЗ

55

Опыт ценностно-эстетического восприятия мира,

воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»

1

ОНЗ

56

Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».

1

ОНЗ

58

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».

1

ОНЗ

59

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег».  (Картинная галерея)

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

60

«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение H. H. Матвеевой «Солнечный зайчик».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

61

Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ B. Ю. Драгунского
«Красный шарик в синем небе».

1

ОНЗ

62

Тест.

Защита проекта Чему можно поучиться у кота, скворца, жука, пчелы…».

1

РК

Всмотрись в мир своей души-14 ч.

63

Защита проекта Чему можно поучиться у кота, скворца, жука, пчелы…».Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина B. Кандинского «Два овала».

1

ОНЗ

64

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

ОНЗ

65

Воспитательное значение басни.

И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа

в «Картинной галерее» с иллюстрациями

В. Серова к басням.

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

66

Басня - древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»).

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

67

Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе.

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

68

Библиотечный урок. Работа в Хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа,

И.А. Крылова

1

Комбинированный

69

Сказка, похожая на басню. Народная сказка  «У страха глаза велики ».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

70

Поучительный смысл сказки B. М. Гаршина «Лягушка путешественница» .

1

ОНЗ

71

Поучительный смысл сказки B. М. Гаршина  «Лягушка

путешественница».

1

ЗУН

72

Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»).

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

73

Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».

1

ОНЗ

74

Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».

1

ЗУН

75

Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны»,

B. В. Голявкина «Был не крайний случай».

1

ОНЗ

76

Тест. Представление детских творческих и проектных работ! С.

1

РК

Пересоздаём мир в творчестве-12ч.

77

Вечные   ценности искусства и творчества: Миф о художнике («Орфей и Эвридика»).

1

ОНЗ

78

 Ш.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После

дождя».(Картинная галерея)

1

ОНЗ

79

Чудеса  поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи». «Что такое стихи?» Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»).

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

80

Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

1

ОНЗ

81

Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья.

1

ЗУН

82

Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота

Сказочных героев. Проверочный тест

1

Урок развивающего контроля (РК)

83

Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка».

1

Комбинированный

84

Знакомство с повестью-сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

ОНЗ

85

Характер главного героя и других персонажей повести-сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

ЗУН

86

 М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Сныть-трава», А. Дюрер «Трава».  (Картинная галерея)

1

ОНЗ

87

М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника».

1

ОНЗ

88

Проверь себя. Тест.

1

РК

Без тебя мир неполный-14ч

89

След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион. и Пирра».

1

ОНЗ

90

Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирёва

1

Комбинированный

91

Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

92

Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок».  (Картинная галерея)

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

93

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей».

1

ОНЗ

94

Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»  

1

ОНЗ

95

Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

1

ЗУН

96

Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

1

ЗУН

97

Письмо герою повести Теме. Или рассуждение на тему «0 чем заставляет задуматься высказывание писателя».

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

98

Добро как основная ценность жизни в стихотворении

Э.Э. Мошковской

«Нужен он».

Контрольная работа за 2 полугодие.

1

Урок развивающего контроля (РК)

99

Пробуждение чувств в душе юного героя (по рассказу  B. Драгунского «Девочка
на шаре»)

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

100

Мир

взрослых, мир детей (в рассказе

B. Драгунского «Девочка на шаре»).

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

101

Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»). (Картинная галерея)

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

102

Задание на лето.

1

Комбинированный

B. Драгунского «Девочка на шаре»).

1

 направленности) (СОН)

101

Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»). (Картинная галерея)

1

Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности) (СОН)

102

Задание на лето.

1

Комбинированный

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу третьего года обучения литературному чтению учащиеся должны иметь представление:

1.об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

2.об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

3.об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

4.об особенностях жанра басни;

знать:

1.наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;

2.имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

1.читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;

2.различать малые жанры фольклора;

3.находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

4.отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

5.характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

6.выявлять авторское отношение к герою;

7.рассказывать о любимом литературном герое;

8.устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...