Звук [р], [р']; ,Буква «Р», «р»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Куликова  Анна  Евгеньевна

 Звук [р], [р']; ,Буква «Р», «р» ,Технологическая карта урока по предмету литературного чтения 1 класс. Учебник - азбука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_azbuka_r.docx193.94 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обучение грамоте (чтению)

Класс: 1 класс

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Звук [р], [р']; ,Буква «Р», «р»

Цель урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв; закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных; умение составлять слова из слогов; развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков; знание функций строчных и письменных букв; закрепление знаний о форме новой печатной буквы; формирование умения читать отдельную букву; формирование умение читать слоги с новой буквой; формирование умения читать слова с новой буквой; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение находить изученные орфограммы.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст.

Метапредметные:

умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД).

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).

структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).

II. Повторение ранее изученного

2.1. Работа с буквенной лентой.

. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Каким цветом наша лента?

(Красным и синим)

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

(Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки)

-Чем отличаются гласные от согласных?

(Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.)

-Сколько знаете гласных букв?

(Десять)

-А гласных звуков? Назовите.

(Шесть: [а],[о],[у],[ы],[и],[э].)

-Назовите изученные согласные.

(М, Н.)

-Все ли буквы нам известны?

(нет)

-Хотите познакомиться с новой буквой?

(да)

Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.

        - Отгадайте загадку:

В реке большая драка:
Поссорились два ... (рака)

  • Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рак)
  •  Какой первый звук в слове «рак»?

2. Уточнение артикуляции звука [р]

  • Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).
  • Произнесите Р.  Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)
  • Р – это гласный или согласный звук? (согласный)
  • Каким  цветом  будет  обозначена буква, которая обозначает этот звук? (синим)

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв

структурирование знаний, анализ, синтез (познавательные УУД)

III. Изучение нового звука [р],  [р’],

3.1.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков[р],  [р’],

На экране предметные картинки с изображением  рака и  ореха.

Учитель. Выполните слого-звуковой анализ слов  рак и орех.

- Какой звук слышите в  начале слова рак?

Дети произносят слова рак, орех, делят на слоги, вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ слов, составляют схемы на доске из карточек, чертят схемы в тетради, сравнивают составленные схемы со схемами  на экране.

- Какой звук слышите в  начале слова рак?

-Какой это звук-гласный или согласный?

-Согласный.

-Почему согласный?

-При произношении воздух встречает препятствие, язык дрожит.

Звук [р] звонкий или глухой?

-Звонкий. (Дети закрывают уши, произносят звук Р, в ушах звенит).

2. Игра «Назови предметы со звуком [р], [р’]»

-Какое свойство звука мы еще должны определить? -Твердость и мягкость.

Твердый или мягкий звук в слове  рак?

-Твердый.

Выполните слого-звуковой анализ слова  орех

-Твердый или мягкий звук в слове орех?

-Он мягкий.

Вывод: звуки[ р], [р’]-согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими.

Дети называют слова с новыми звуками и определяют место в слове. Называют предметы: поросенок, крыльцо, перила, розы, трава, труба, крыша, береза, топор, ручка, рама, корзина и т.д.

3. Упражнение в определении места новых звуков [р], [р’] в названных учениками словах.

Учитель подводит детей к тому, чтобы они назвали слова  родители, Родина, Россия (Слайды № 3,4,5)

Какие слова самые дорогие для каждого человека?

-Что такое Родина?

Как называется наша Родина?

Ответы детей. Родители, мама, папа, Родина.

4. Упражнения со звуками  [р} , [р’]. Чистоговорки. (Слайд №7)

-Какой звук встречается во многих словах?

5. Физминутка 

«Рябинка».

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка тоже гнётся,

Не печалится – смеётся.

Резкий ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети потягиваются поднимают руки вверх.

Выполняют вращения туловищем вправо-влево.

Выполняют наклоны в стороны.

Дети машут руками, изображая ветер.)

Когда будете делать физминутку, прислушайтесь, какой звук встречается во многих словах?

Дети проговаривают  чистоговорку сначала с учителем, а потом в парах.

Дети. -Звук [р]. Звуки [ р],  [  р’]

6. Знакомство с буквами Р, р. (учебник)

Учитель. Звуки [р] , [р’] на письме обозначаются буквами Р, р (эр)-показ на экране и карточке.

7.Чтение слогов на экране (хоровое).

Дети. Находят букву Р на ленте букв. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении.

8. Чтение слов в столбиках (Учебник)

Учитель Прочитайте слова. В какой  части стоит новая буква?

Дети читают хором:

ра-ар

ро-ор

ру-ур

ры-ыр

ри-ир

Дети читают слова, указывают в каком месте в слове стоит буква Р, определяют количество слогов.

Что показывает сплошная вертикальная черта? Сплошная вертикальная черта показывает границу слога.

IV. Знакомство с буквами

4.1. Знакомство с буквами

Скачать буква р картинки и фото на телефон бесплатно

Звуковой анализ слова «рыба», «речка».

-Отгадайте загадку:

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».(рыба) http://www.aromasoap.com.ua/819-product_single/kartinka-mult-012.jpg

-Составьте звукобуквенную модель слова «рыба».

-Назовите первый звук в слове.

([ р])

-Какой это звук?

(Твердый, согласный звук.)

-Какой фишкой обозначим?

(синей)

-Назовите второй звук в слове?

([ы])

-Что знаете об этом звуке?

(Гласный, обозначим красной фишкой)

-Назовите третий звук.

([б])

-Какой это звук?

(Твердый, согласный звук.)

-Какой фишкой обозначим?

(синей)

-Назовите последний звук?

([а])

-Что знаете о нем?

(Гласный, обозначим красной фишкой)

Аналогично проводится анализ слова «речка».

Загадка.

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

(речка) Скачать Речка картинки для детей 2

знание функций строчных и письменных букв

закрепление знаний о форме новой печатной буквы

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

V. Физкультминутка

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не пускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(2 раза декламируется, в первый раз дети стоят на одной ноге, во второй – на другой)

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД)

VI. Обучение чтению

6.1.

Чтение слов по строчкам, по столбикам.

-Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.

(Марина, Нина, рана, имена)

-Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.

-Нина, Марина.

-Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.

-Прочитайте только имена.

формирование умения читать отдельную букву

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД)

VII. Упражнения в развитии речи и мышления.

7.1 Работа с текстом.

«На рыбалке».

Митя и Леша удили рыбу.

Вот ёрш и карась.

А это пескарь.

Дети кладут рыбу в ведро.

Мурзик будет рад улову.

-Как называется рассказ?

(На рыбалке)

-Кто прочитает?

(Чтение читающими детьми вслух)

Работа по вопросам.

-Кто удил рыбу?

(Митя и Лёша)

-Какую рыбу они поймали?

(Ерша, карася, пескаря)

-Куда дети кладут рыбу?

(В ведро)

-Кто будет рад улову?

(Мурзик)

-Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,]

(Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.)

развитие воображения, развитие лексического строя речи

развитие связной речи

поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД); нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (личностные УУД)

VIII. Языковая и орфографическая пропедевтика

Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

  • Закрепление зрительного образа буквы Р.

-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква  Р.

  • Задание «Сообрази и запиши»

-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

-Прочитайте получившиеся слова.

(Море, нора, рама)

-Чем похожи эти слова?

(Есть звук [р]и[р,])

-Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?

(нет)

-В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?

(нора,рама)

-А мягкий согласный звук?

(море)

  • Задание «Напиши»

-Впиши букву Р.

-Прочитай получившиеся слова.

(Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия)

-Что общего у всех слов первой строчки?

(Имена людей)

умение находить изученные орфограммы

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

IX. Итого урока

-С какой буквой сегодня познакомились?

(-Рр)

-Какой звук обозначает буква Р?

([р],[ р,])

-Что было интересным на уроке?

(Фронтальные ответы детей)

-Возникали затруднения?

(да)

-Вы смогли их преодолеть?

(да)

-Удалось вам сохранить хорошее настроение?

(да)

  • -Оцените свою работу

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....