Тема: А.П. Гайдар. Совесть.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.

Класс: 2

Цель урока – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи:

1.Развивающие:

– развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;

- овладевать речевой и коммуникативной культурой;

 2. Воспитывающие:

- воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности;

3. Образовательные:

- создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

Представление о результате:

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки людей;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

- учиться высказывать свое предположение;

- учиться работать по  предложенному учителем плану;

Познавательные УУД.

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные УУД.

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные:

- воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

- размышлять о характере и поступках героя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_a.gaydar_sovest.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.

Класс: 2

Цель урока – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи:

1.Развивающие:

– развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;

- овладевать речевой и коммуникативной культурой;

 2. Воспитывающие:

- воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности;

3. Образовательные:

- создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

Представление о результате:

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки людей;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

- учиться высказывать свое предположение;

- учиться работать по  предложенному учителем плану;

Познавательные УУД.

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные УУД.

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные:

- воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

- размышлять о характере и поступках героя.

1).  Приветствие.

2). Создание эмоционального настроя урока.

- Я сегодня хочу поговорить с вами на серьезную и важную тему.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Учитель предлагает задание (слайд 1).

1). Прочитайте, пожалуйста, высказывания:

- Сделано на совесть;

- Поступить по совести;

- Этот поступок на его совести.

а) Что общего?

б) Объясните смысл высказываний?

в) Ребята, а как вы понимаете, что такое совесть?

- Учитель разъясняет понятие «совесть» из толкового словаря под ред. Т Ефремовой.

Ученики слушают задание и отвечают на вопросы:

- Про совесть….

Дети объясняют смысл., высказывают предположения, что такое совесть.

- Разобраться в этом вопросе нам поможет художественное произведение – рассказ А.П.Гайдара «Совесть».

- знаком ли вам этот автор?

- по каким произведениям?

- я хочу немного рассказать вам об этом писателе. (показ слайдов 3,4.5).

Аркадий Петрович Гайдар. - Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков. Хорошим, чудесным человеком был. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась ВОВ.  Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде. А.П. Гайдар  был уволен из армии из – за тяжелой контузии. После этого он стал детским писателем.

Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара (выставка книг представлена у доски).

- Вернемся к рассказу «Совесть».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Дети отвечают на вопросы учителя, называют известные произведения Гайдара.

Учащиеся слушают биографию писателя и следят за слайдами.

- О совести.

1) Первичное чтение учителем.

- Сядьте, пожалуйста, для слушания, я познакомлю вас с рассказом.

Учитель эмоционально читает текст.

2) Первичная проверка  восприятия произведения.

- что скажете ?
- главные герои?
- где происходит действие?

3) Словарная работа (слова напечатаны на карточках на доске).

вышмыгнула
добродушный
украдкой
беспощадная
болтается
наткнулась
смекнула
4) Чтение рассказа детьми по отрывкам (абзацам). Анализ произведения (работа по содержанию). Учитель оценивает чтение детей словесно.

Постановка вопросов для анализа текста:

-Почему Нина решила не пойти в школу?

- Понимала ли Нина, что  поступает плохо?

- Какие слова об этом говорят? (выборочное чтение)

- Почему украдкой?

- Какое настроение было у Нины в начале рассказа? Докажите словами из текста.

- Ребята попробуйте передать движениями настроение Нины.
-  Что случилось с Ниной дальше?

- Почему Нина решила подшутить над малышом?
- С какими словами Нина обратилась к малышу?

- Как надо читать слова Нины? Прочитайте.
- А слова Малыша? Прочитайте, передавая удивление.
- Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
- Удалось ли Нине подшутить над малышом?

- Почему?

– Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?

- Что произошло пока не было Нины?

- Перечитайте, пожалуйста, последний абзац.
- Почему Нина не подняла книг?

- Опишите настроение Нины в конце рассказа.

- Покажите движениями настроение Нины.
- Отчего она себя так чувствовала?  Как об этом говорит автор?
- Это как? (Рассуждения детей).
- Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе?
- Так что такое совесть?
- За что?

- Перед кем?

Вывод: Совесть - это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
- Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно?

- Что вы можете сказать о совести малыша?
- А о Нининой? 

- Что вы посоветуете Нине? Как выйти ей из сложившейся ситуации?

Дети высказываются:

- Нина и малыш.

- В роще.

- выскочила;

- добрая душа;

- незаметно;

- не жалеет, не щадит;

- ходит без причины;

- неожиданно встретила;

- догадалась.

- не выучила урок;

- да;

Дети  ищут ответ в тексте и читают его.

- не хотела, чтобы увидели знакомые.

-веселое и радостное.

- наткнулась на малыша.

- решила, что он прогуливает.

- Несчастный прогульщик.

- строго.

- удивленно и испуганно.

Дети читаю по ролям.

- нет.

- собака съела завтрак.

- ей было стыдно.

- грустная, тяжесть на сердце.

- было стыдно.

- грызла беспощадная совесть.

Дети рассуждают.

- малыш.

- совесть – это стыд.

- за свои поступки.

-  перед окружающими.

- плачет. Опускает глаза, молчит.

- она чиста.

- совесть мучает Нину.

Дети высказываются.

- Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 
- удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?  


1) Работа над пословицами
Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.

- Объясните смысл пословицы.

Учитель:

- Мне хочется в память о нашей встрече подарить вам по сердечку и помните о том, что совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых и хороших поступков.

- да.

Учащиеся самостоятельно работают, выбирают 3 и/или 4 пословицу, объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...

Тема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»

План – конспект урока по литературному чтениюТема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»...

Конспект урока по литературному чтению "Тема раскаяния в рассказе А. Гайдара "Совесть""

Данный конспект можно использовать и на уроках внеклассного чтения.Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с...

Технологическая карта по литературному чтению.Тема "А. Гайдар «Совесть. " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 29.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 3Время: 9:55-10:35Кабинет: 111Студент: Колдаева ИринаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Гайдар"Совесть"

создать условия для знакомства с произведением А.п.Гайдара "Совесть"...