конспект урока литературное чтение, 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Галина Михайловна Серяева

стрижонок Скрип, 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 4 класс

В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Цели:

- учебная: формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;

- общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

- воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты

личностные (воспитательные) результаты:  

- воспитывать любовь к живой природе;

- бережное отношение к  «братьям нашим меньшим» к природе

метапредметные (развивающие) результаты:

- развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся

- долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.

предметные (образовательные) результаты:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.

- формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,

- учить анализировать поступки героев.

Оборудование: презентация к уроку, медиа проектор, карточки-задания для работы в парах, учебник «Литературное чтение. 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др.».

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок. Все встали. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам новые открытия на этом урок.

  1. Эмоциональное введение в тему.

- Ребята, подскажите мне, какой раздел литературного чтения мы изучаем?

  1. Прием ассоциаций

- Закройте на минуту глаза. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы. После ответов учащихся составляем  кластер «Природа»

- Мы уже не первый урок знакомимся с произведениями  этого раздела. А вам нравится путешествовать по этой замечательной стране «Природа и мы»?

-Ещё бы!!! Эту удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы чувствовать и все понять!

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. Какую, вы сами догадаетесь.

  1. Актуализация знаний. Стадия вызова.

Внимательно ли вы читали предыдущие произведения этого раздела?

  1. «Узнай по описанию»

(за правильный ответ можно давать цветочек или что-нибудь, легче будет выставлять оценки)

- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).

- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».

А.И.Куприн).

- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

- Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).

- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,

превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).

  1. Игра «Найди пару»

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 2)

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                «Выскочка»

А.И.Куприн                                               «Кабан»

В.П.Астафьев                                            «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                             «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                           «Барбос и Жулька»

-Все ли произведения вам знакомы?

-Зачем же я включила в игру незнакомое произведение?

Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».(слайд 3)

Чем мы будем  делать на уроке? ( обозначить цели)

  1. Подготовка к восприятию нового.

1)        Беседа об авторе. (Слайд 4-11)

- Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

- Немного об авторе нам приготовила сообщение Жаворонкова Катя. Послушаем её.

2)        Речевая разминка

Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд 12 )

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте с ускорением.

  1. Чтение текста. Прием «Инсерт»

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на экране (Слайд 13)

   V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

   - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

  + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

  ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Слайд 14

- Начало, дети слушают учителя (рождение Скрипа)

- Как вы  думаете, где мама?

Дальше продолжается чтение учащиеся-учитель-учащиеся.

  1. Первичное восприятие

Обмен впечатлениями.

      - Понравился ли рассказ?

      -Что особенно запомнилось?

      - Какие чувства пробудила эта история?

      - Когда было страшно за стрижонка?

      - А в какие моменты тревожно?

  1. Словарная работа.

- Какие слова были непонятны?

      Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

      Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

      Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 15

Чтение 1 части.

- Где и как родился стрижонок?

- Как повел себя стрижонок?

- Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?

- Как вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?

- Что принесла мама птенцам?

На какие части  мы можем поделить эту часть?

1.Рождение Скрипа.

2. Стрижата одни.

3.Возвращение мамы-стрижихи.

Чтение 2 части.

О чем говорится в этой части?

1.Кормление птенцов.

2.Скрип обижен.

3.Жизнь семьи.

Чтение 3 части.

Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?

-О каком качестве характера это говорит?

-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?

- Чего она боялась?

- Знал ли об этом стрижоно?

- На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?

1.Любопытство стрижонка.

2.Страх матери.

3.Враги стрижей.

Чтение 4 части.

-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?

-Как коршуну удалось победить мать - стрижиху(он ее перехитрил)?

-О каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,

храбрость  самоотверженность)?

-Как стрижи помогли бедным стрижатам?

-О каком качестве стрижей это говорит?

На какие части мы поделим 4 часть?

1. Гибель мамы

2. Беда стрижей.

3. Дружные стрижи

VI. Закрепление изученного.

  1. Тестовые задания

У каждого ученика карточка-тест. После выполнения обмениваются тестами в паре, проверяют на слайде. 

–Проверим работу. (Правильные ответы на слайде)

  1. ошибка – 5.

2-3 ошибки – 4.
4-5 ошибок – 3.

Более 5 ошибок -2

Составление синквейна (стрижиха) (Работа в парах)

1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

VII. Рефлексия. Итог урока.

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Выставление оценок, благодарность за урок

VIII. Домашнее задание.

Рисунок стрижа, пересказ от имени Скрипа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...