урок литературного чтения в 4 классе Дмитрий Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

план-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc80.5 КБ
Файл prezentatsia.pptx177.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе

Дата: 13 февраля 2020 г.

Учитель Малютина Н. А

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш» Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

Цель: формирование у обучающихся бережного отношения к природе, подготовка выборочного пересказа.

Задачи:

Воспитательные: формирование норм нравственно – этического поведения, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности,

Метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся,

Предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, формирование навыка выборочного чтения, умения составлять план пересказа.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимопроверка

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка, умение управлять своими действиями.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели, умение анализировать текст, находить в тексте нужную информацию

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, строить речевые высказывания, работать в паре.

Оборудование: электронная презентация к уроку, интерактивный тест

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ технология

       

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Ответы , действия обучающихся

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный

(1 мин)

- Итак, друзья, внимание –

- Ведь прозвенел звонок.

- Садитесь поудобнее –

- Начнем скорей урок!

Проверяется готовность к уроку

Регулятивные

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Речевая разминка

У детей на столе карточки с текстами:

-  В начале урока проведём речевую разминку

Лист №1

Улетели лебеди с севера на юг

И теряли лебеди белый-белый пух.

То ли пух лебяжий в воздухе блестит –

То ли в окна наши белый снег летит.

А) Тренировка техники чтения

- прочитайте жужжащим чтением

- прочитайте вслух на одном дыхании

- прочитайте  отчётливо выделяя окончания

Б) Тренировка выразительности чтения

- каким чувством автор наделил эти строки?

- Прочитайте в парах друг другу это стихотворение с грустью.

Вывод: Молодцы, вы хорошо поработали!

Жужжащее чтение.

Чтение на одном дыхании.

Читают выделяя окончания

Читают про себя, определяют (грусть, печаль, ожидание зимы)

Работа в парах

Коммуникативные: работа в парах

Предметные: отработка навыка техники чтения, выразительности чтения

Актуализация знаний обучающихся

- С каким произведением начали работать на пошлом уроке? Слайд № 1

- К какому жанру литературы относится произведение?

- Определите тип текста.

- Стиль рассказа?

- Как вы поняли,  почему так называется произведение?

- Давайте проверим, внимательно ли вы читали на уроке и дома, проведём небольшой тест.

- На листочках №2 подпишите вашу фамилию. Это оценочный лист на сегодняшнем уроке. В первой строчке запишите буквы, ответы на вопросы.

Тест на слайде:

Слайд № 2

Д.Н.Мамин – Сибиряк «ПРИЁМЫШ»

1. Кто автор рассказа «Приёмыш»?

а)  Д.Мамин-Сибиряк

б) Е Пермяк

в) В.Бианки

2. Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?

а) Грязное озеро

б) Светлое озеро

в) Синее озеро

3. Сколько лет жил старик на озере?

а) 30 лет

 б) 40 лет

 в) 20 лет

4. Как звали старика, который жил на озере?

а) Тарас

б) Семён

в) Иван

5. С кем Тарас жил на озере?

а) С кошкой

б) С собакой

в) С семьёй

6. Какое животное приютил старик?

а) Гуся

б) Утку

в) Лебедя

Обменяйтесь листочками , проверьте правильность выполнения

СЛАЙД № 3 Ответы к тесту

В столбике напротив поставьте вашу оценку.

Если задание выполнено без ошибок – «!»

Допущены 1-2 ошибки -  «+»

Допущено более 3 ошибок – «-»

Вывод: взамопроверка, оценка знаний

«Приёмыш»

Рассказ

Повествование

Художественный

Лебедя приняли в семью

Выполняют тест, взаимопроверка

Вовлечь обучающихся в учебную деятельность, развитие логических операций.

УУД:

Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества, умение оценивать выполнение задания у одноклассника

Регулятивные: самооценка, умение управлять своими действиями, взаимопроверка

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание, умение анализировать текст, находить в тексте нужную информацию

Целеполагание (выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми)

- Вспомните, как называется раздел, в который включено произведение?

- С какой целью мы изучаем произведения этого раздела?

- Чему мы должны научиться у героев произведений?

- Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вывод: сформулирована цель урока

«Природа и мы»

Больше узнать о природе из художественных произведений

Любить, беречь природу

Бережное отношение к природе.

Регулятивные: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:  общеучебные  - умение структурировать знание, определять способы действия.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с  учителем и сверстниками по определению учебной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и учащихся

а) словарная работа

б) Организация диалога, основанного на  вопросах учителя  и рассуждениях учащихся

(20 мин)

в) Создание проблемной ситуации

Физкультминутка

- Давайте вспомним содержание рассказа.

- Откройте учебник на начале рассказа стр. 76

 Тарас уже 40 лет  жил на Светлом озере…

- А как он попал на это озеро?

- Найдите отрывок в тексте.

- Вспомните, что мы говорили на прошлом уроке, что значит слово бобыль?

- А кто-либо нашёл и выписал значение этого слова из толкового словаря?

-  Скучал ли Тарас на озере?

- Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

- Как он относился к животным?

- Прочитайте вопрос в учебнике на стр. 84 №4

Что было правильнее:

- поступить так, как это сделал Тарас;

- подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;

- силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-либо стае лебедей.

- Почему отлёт лебедя так опечалил старика?

Вывод: На примере отношения Тараса к Приёмышу в рассказе показано, как человек может заботиться, любить, беречь природу, животных.

- А может ли существовать дружба, взаимопонимание между животными?

- Давайте попробуем проследить эту линию в нашем рассказе.

- Чтобы понять, почему они смогли подружиться, определим какими они были, какими качествами обладали.

- Придвиньте листочки №3

На них столбики с героями и в середине столбики с прилагательными. Соедините Приёмыша и Соболько с теми прилагательными, которые им подходят, их характеризуют.

- Подчеркните слова, которые обозначают качества схожи у Соболько и Приёмыша?

СЛАЙД № 4 диаграмма

- Проверьте себя. Придвиньте листок с  №2 . Во второй строчке поставьте соответствующий значок

Вывод: В жизни обычно бывает так: что плохое притягивает к себе плохое: ложь, злость, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались Лебедь, Собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить. Именно такие качества помогли животным подружиться.

Гимнастика для глаз

- Давайте проследим, как происходила  дружба животных, с чего начиналась и чем закончилась.

Листочек № 4

- Перед вами деформированный план.

Вам надо расставить правильно пункты плана для рассказа о дружбе Соболько и Приёмыша. Будьте внимательны, все ли пункты нам потребуются.

Индивидуальная работа

- Сначала боялся, потом привык

- Охота на лебедей

- Гордая птица

- Разыгрался Приёмыш с Соболько

- Встреча автора с Тарасом

- Прощание с лебедем

- Соболько скучает

Вывод: проверка.  

СЛАЙД № 5

Оцените правильность выполнения, поставьте соответствующий значок на листе №2

Читают отрывок стр. 79  выборочное чтение

Бобыль - одинокий человек, не имеющий семьи

Зачитывают определение, соотносят правильно ли вчера дали определение

Нет. Не скучал, зачитывают отрывок из текста с. 80 (выборочное чтение)

Бережно, любил их.

Читают вопрос

Отвечают.

Привык к нему, беспокоился за птицу.

Может, приводят примеры из собственной жизни.

Работа с карточками,

Умные, преданные, добрые, благородные

Самопроверка, самооценивание.

Дети восстанавливают план, определяют лишние пункты.

Познавательные: формирование  навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. логические – анализ объектов

Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия,

Закрепление изученного материала

(6 мин)

Работа в парах

- А сейчас мы выполним задание в парах. 

- Задание:

Найдите в тексте нужные слова к пунктам плана,  подготовьтесь прочитать.

Проверка. Зачитывают вслух.

Вывод: пересказ отрывка о дружбе животных

- Как вы думаете, какое домашнее задание можно вам предложить?

Чтение цепочкой, пересказ

Регулятивные:  умение организовать, контролировать и оценивать  учебную деятельность.

Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.

Домашнее задание

 

Домашнее задание:

1. Пересказ по плану о дружбе Соболька и Приёмыша. (У. с.84, с.5)

2. По желанию. Продолжи историю Приёмыша.

    (На листе.)

Подведение итогов урока  (2 мин)

- Получилось ли у нас проследить в рассказе линию дружбы животных?

- Как вы думаете, могла ли такая история произойти на самом деле или это выдумка автора:

дружба дикого и домашнего животного?

- Мы с вами в начале урока определили цель урока. Можно ли  сказать, что этот рассказ научил нас бережнее относиться к животным?

- Вопрос самым внимательным:

Помимо этой цели, какова была ещё одна учебная цель, к чему мы подготовились?

Возьмите в руки лист №2 

Подведите итог урока.

Поставьте свою оценку урока.

Каких  знаков больше,

если «!» - 5,

если «+» - 4,

если «-» - 3.

Да, получилось.

Могла.

К выборочному пересказу

Самооценивание.

Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные: высказывать суждения по результатам сравнения.

Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения. Анализ личностного изменения в процессе учения.  

Рефлексия

(2 мин)

- Я предлагаю высказать свое мнение  об этом уроке в следующих предложениях.

 

СЛАЙД № 6

Закончи предложения:

Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось …

Учитель: Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

-Вы мне сдаёте оценочные листы, каждый получит оценку учителя за данный урок.

- Но на уроке хочу отметить активное участие …

Регулятивные:  оценка достижений на уроке.

Личностные:

формирование уважительного отношения к  учебному труду.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свои способности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмыш

Слайд 2

Тест 1. Кто автор рассказа «Приёмыш»? а) Д. Мамин-Сибиряк б) Е. Пермяк в) В. Бианки 2. Как называется озеро, на котором жили герои рассказа? а) Грязное озеро б) Светлое озеро в) Синее озеро 3. Сколько лет жил старик на озере? а) 30 лет б) 40 лет в) 20 лет 4. Как звали старика, который жил на озере? а) Тарас б) Семён в) Иван 5. С кем Тарас жил на озере? а) С кошкой б) С собакой в) С семьёй 6. Какое животное приютил старик? а) Гуся б) Утку в) Лебедя

Слайд 3

Ответы к тесту 1 – а 2 – б 3 – б 4 – а 5 – б 6 – в

Слайд 5

Дружба Соболько и Приёмыша План Сначала боялся, потом привык. Гордая птица. Разыгрался Приёмыш с Соболько . Прощание с лебедем. Соболько скучает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока литературного чтения В.Маторин "Дмитрий Донской"

В конспекте предложены разнообразные формы организации урока литературного чтения по картине В.Маторина "Дмитрий Донской"....

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...