Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Миронова Юлия Леонидовна

Организация  деятельности учащихся по ознакомлению  с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_mamin-_sibiryak_priyomysh.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»        

Цель урока

формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся:  

- познакомятся с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Сценарий урока

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Здравствуйте ребята.

Я рада вас видеть  в нашей литературной мастерской.

- Сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте кивком головы.

-Желаю вам  сегодня успехов и  отличного настроения.

-  Вспомним правила делового сотрудничества.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

 (на доске)

1. Уважать чужое мнение;

2. Быть внимательными;

3. Соблюдать тишину (работать вполголоса);

4. Слушать и слышать друг друга.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

Познавательные:

- уметь ориентироваться в  системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста.

- В мастерской какого писателя  сегодня работаем?

-  Также сегодня продолжаем  работу над лэпбуком.  В каждом ряду есть ответственный человек. Вы будете вносить всю информацию в нашу «книгу на коленях»

1. «Собери цепочку»

- У вас на партах лежат слова. Соберите группу слов.

ОХОТНИК, ТАРАС, СОБОЛЬКО, ЛЕБЕДЬ, ЖУЛЬКА, ВЫСКОЧКА, ГРИБНИК,

2. «Узнай героя произведения».

-Почему эти слова оказались  в вашей группе?

2. «Узнай героя»

- Выберите карточку. Прочитайте словосочетания и решите, к  кому из героев произведения они относятся.

- Озвучьте свой ответ.

- Ответственные, поместите данный материал в лэпбук

Демонстрация знаний, умений.

Работа в группах

Работа в группах: каждая группа получает задание, карточку с дополнительной информацией.

Целеполагание.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжаем работать в литературной мастерской известного всему миру писателя

Дмитрия  Наркисовича  Мамина- Сибиряка.

- Вспомним план работы, который  обозначили на прошлом уроке.

Прочитав произведение

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Приёмыш

- охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

- высказать своё отношение

- Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Восприятие информации.

Постановка учебной задачи

Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач 

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1. Составление картинного плана

- Вспомним содержание произведения.

- На доске вы видите сюжетные картинки из рассказа «Приёмыш».

- Восстановите последовательность событий.

2. Выборочное чтение

- Зачитайте эпизод, относящийся к данной  картинке.

3. Анализ произведения.

- Почему Мамин-Сибиряк назвал своё произведение «Приёмыш»?

-Почему Тарас решил приютить птицу?

-Какие слова помогают понять, как он относится к «Приёмышу»?

- Почему старик назвал  лебедя особенной птицей?

- Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел?

- Почему герой отпустил лебедя?

- А мог ли Тарас не отпустить птицу?

Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли.

Друзья  расстались.

Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

- Что  Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением? Определите главную мысль

Работа в группах: каждая группа получает задание, карточку с дополнительной информацией.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Физминутка

- Сейчас я попрошу вас встать  и собрать в классе разрезанные карточки. У каждого ряда в начале урока определен свой цвет.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

  1. « Собери  пословицу»

- На ваших  карточках написаны слова. Соберите из них пословицу.

Золотая клетка соловью не потеха.

Легко подружиться, тяжело разлучиться

Птица сильна крыльями, а человек дружбой. 

- Можно ли идею произведения высказать пословицей, которую вы собрали?

Работа в группах

Демонстрация знаний.

Восприятие информации.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Итог работы.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

  1. «Напиши отзыв»

- После прочтения художественного произведения читатель переживает чувства.

- Я бы хотела услышать каждого из вас, поэтому предлагаю оставить «Отзыв».

- У вас на партах лежат листочки. Запишите то, что считаете важным и нужным.

- Кто желает зачитать?

- Отзывы я попрошу  вас оставить в конвертике в лэпбуке.

- Ваши родители тоже написали отзыв на прочитанное произведение. Они в конвертике, вы можете с ними познакомиться.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Рефлексия

Цель:  организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

- Мы закончили с вами работу над произведением «Приёмыш».Оно было написано писателем в 1891 году. В этом году ему исполнится 130 лет.

- Как вы думаете, не потерял ли свою актуальность данный рассказ?

Рефлексия «Впечатление»

- Перед вами  3 сектора.  Выберите тот,  который  соответствует  вашему  настроению  и  прикрепите  стикер, написав на нем одно слово, которым бы хотели  высказать своё впечатление от урока

img12

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

На выбор.

С.84 ,вопрос 5

Подготовься пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша.

С. 84 вопрос  6

Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями?

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Урок литературного чтения в 4 классе. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Закрепление.

Конспект урока по литературному чтению  в 4 классе, по теме "Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш".Закрепление" ...

Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, вы...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...