Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Крошечка-Хаврошечка"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

На примерах героев сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, формировать умение работать в коллективе, воспитывать чувство прекрасного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx13.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русская народная сказка. Хаврошечка.»

Класс: 2

Цели урока:

  • расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками;
  • формировать навыки осознанного чтения;
  • формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.

Оборудование:

Презентация Power Point, выставка книг, выставка поделок, рисунков, модели обложек к сказкам, DVD.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовительный этап к изучению нового материала.

  -Ребята, у нас сегодня необычный и очень интересный урок.

  -А вот чему он будет посвящен, вы узнаете, когда прослушаете песню (звучит песня « В мире много сказок»).

-Догадались, чему посвящен наш урок? (сказкам)

-Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.

-Сказки бывают разные.

-Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки?(Авторские)

-А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ....(Народными)

-Посмотрите на модели обложек к сказкам.

-Назовите, какие бывают сказки?

                                                                        Сказки
                                                 Авторские
                 Народные

волшебные        бытовые        о животных

-Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).

1 ученик

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.        

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался мигом красивой, пригожей.    (Царевна - лягушка. Народная сказка.)

 2 ученик

 Появилась девочка, чуть больше ноготка.

 И жила та девочка в чашечке цветка.      

 В ореховой скорлупке та девочка спала

 И маленькую ласточку от холода спасла

(Г.Х.Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

3 ученик

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.  (Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

-А эту сказку сможет отгадать тот, кто был внимательным на уроке.

-Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане». Полет шмеля.)

 (А.Пушкин. Сказка о царе Салтане...Авторская сказка)

- Напомню вам, ребята, что музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков.)

-Посмотрите на выставку книг. Прочитайте название сказок, назовите автора.

-Посмотрите на нашу выставку.

-Как она называется? (Поляна сказок)

 (Дети рассматривают выставку поделок и иллюстраций к сказкам).

-Эти иллюстрации выполнили вы.

-А вот посмотрите иллюстрации художников к сказкам.

-Скажите, каких художников-иллюстраторов вы  знаете? (дети рассматривают иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Васнецова.)

Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

            3. Изучение нового материала.  Подготовка к восприятию

-И сегодня, ребята, мы познакомимся с интересной сказкой.

-Прочитайте, как, она называется.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. ХАВРОШЕЧКА.

Начну читать сказку вам я. А вы внимательно слушайте и запоминайте:

-О ком говорится в сказке?

-Кто ее главные герои?

( Чтение 1 части сказки учителем) (Обратить внимание на начало сказки)

 - Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин)

восприятие текста, проверка первичного восприятия текста

-Кто же главные герои сказки?(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

-Сейчас прочитаем вторую часть.

-А вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.

(Чтение 2 части подготовленными учениками).

-Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка)

(Инсценирование 3 части сказки)

-Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите  выступление ребят.

-Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

-Хотите узнать?

-Прочитаем окончание сказки по цепочке. Открыли стр.131, нашли 2 абзац.

  -Читаем четко,громко,выразительно.

Анализ сказки

-Понравилась вам сказка?

-Как жилось Хаврошечке в чужой семье?

-Кто помогал девочке-сироте?

-Какую работу нужно было выполнять?

-Как об этом говорится в сказке? Прочитайте.

-Кто ее обижал?

-Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам

Хаврошечка        трудолюбивая

ленивые
Сестры
        злые

  добрая

-Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу).

-Как называются слова противоположные по смыслу?

(Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)

-Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение.

 -Прочитаем последнее предложение.   (В добре поживать, лиха не знать.)

-Это концовка сказки.

-Как вы понимаете смысл пословицы.

(Если человек делает добро, то и люди будут делать ему добро)

Давайте и мы с вами научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.

4.Итоги урока.

Выставление оценок.

5.Домашнее задание.

  • выразительное чтение сказки;
  • иллюстрация к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...