Рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс)

Елена Александровна Степанова

Рабочая  программа  курса «Литературное чтение» разработана на основе:

- федерального  государственного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом МО и науки РФ «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования» №373 от 06.10.2009г.

примерной программы ООП НОО;

-в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа России»;

-ООП НОО МБОУ «Нижнеомская СШ №2»

- авторской учебной программы   Л. Ф. Климановой В. Г. Горецкого, М. В. Голова

новой «Литературное чтение» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.cht_rp.doc83 КБ
Microsoft Office document icon _lit.cht_ktp.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

4МБОУ « Нижнеомская средняя школа №2»

Согласовано:

на заседании ШМО

Протокол №

от _____________________

Согласовано:

заместитель директора по МР

МБОУ «Нижнеомская СШ № 2»

______________________

Утверждаю:

директор МБОУ

«Нижнеомская СШ № 2»

_______________________

Рабочая программа

по литературному чтению

для 3 класса

4 часа в неделю, всего 136 часов.

                       

                                                                Составитель:

                                                                                      учитель начальных классов

                                                               Степанова Е. А.

с. Нижняя Омка

2020 -2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  программа  курса «Литературное чтение» разработана на основе:

-         федерального  государственного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом МО и науки РФ «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования» №373 от 06.10.2009г.

примерной программы ООП НОО;

-в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа России»;

-ООП НОО МБОУ «Нижнеомская СШ №2»

- авторской учебной программы   Л. Ф. Климановой В. Г. Горецкого, М. В. Голова

новой «Литературное чтение» 2013г;

-согласно СанПинам 2.4.2.2821-10  и Положению о рабочей программе по учебному

предмету МБОУ «Нижнеомская СШ №2»

  Программа по предмету «Литературное чтение» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 3 класса.

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературного чтения» направлены на достижение личностных результатов освоения программы, формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный  результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Критерии сформированности навыка чтения:

-умение читать целыми словами и словосочетаниями;

-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее: 3 класс -65-75-80 слов в минуту (на конец года);

-умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы

Общие критерии оценивания результативности обучения  чтения являются следующие:

-индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

- индивидуальный прогресс в выразительности чтения ;

- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

  • интерес к чтению художественной, познавательной  и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

-замер скорости чтения(в скрытой для детей форме);

-ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

-выразительность чтения(умений передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпо ритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

-выполнение заданий на составления плана пересказа, собственного высказывания;

-выполнение заданий по ориентировке в книгах;

-наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т. п.);

-наблюдение за читательской деятельностью учащихся;

- анализ читательского дневника;

- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотации, презентаций;

- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящие в рабочие тетради и в хрестоматии).

Планируемые предметные и метапредметные результаты оценивается по разработанным критериям (приложение 2, 3).

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить в устной и письменных формах. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий и проверочных работ, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.

                Примерный график проведение проверочных и контрольных работ

№ урока

Диагностический материал

Количество

1

Проверочная работа

8

2

Диагностика «Проверка техники чтения»

2

3

Итоговая контрольная работа

1

Планируемые результаты освоения предмета.

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассников продолжится формирование личностных результатов обучения:

-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

-восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

-эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

У третьеклассников продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Регулятивные действия УУД:

-освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные действия УУД:

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Коммуникативные действия УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является:

-сформированность следующих умений: делить текст на части, озаглавливать части;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;

-различать народную и литературную (авторскую) сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

     -использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);    

    -осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,

    участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков

    героев;

Содержание курса

Вводный урок по курсу литературного чтения

Вступительная статья.

часы

1

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

4

2

Устное народное творчество

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

  14

3

Поэтическая тетрадь 1

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

11

4

Великие русские писатели

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В.тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень».

Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

23

5

Поэтическая тетрадь 2

Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

5

6

Литературные сказки

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».'

8

7

Были-небылицы

М.. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон».

9

8

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

6

9

Люби живое

М.М. Пришвин «Моя Родина»;

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

16

10

Поэтическая тетрадь 2

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»;

Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

7

11

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства».

12

12

По страницам детских журналов

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

8

13

Зарубежная литература

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

9

14

Резерв

4

Итого

136ч.

                                          Учебно - тематический план.

  1.        Устное народное творчество-18 часов

  2.        «Поэтическая тетрадь»- 11часов

  3.        «Великие русские писатели»-23 часов

  4.         Поэтическая тетрадь2»-5 часов

              Литературные сказки-8 часов

  5.         Были-небылицы-9 часа

             «Поэтическая тетрадь1»-6 урока

  6.        «Люби живое»-16 часов

  7.         «Поэтическая тетрадь 2»-7 часа

               Собирай по ягодке-наберешь кузовок-12 часов

   8.        «По страницам детских журналов»-8 часа

                Зарубежная литература-9 часов

                Резерв-4  

                                                             ИТОГО: 136 часов

                                                          Лист корректировки

п./п.

Содержание



Предварительный просмотр:

                                                                                            Календарно-тематическое планирование по литературному чтению                 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

                           Планируемые результаты

Устранение типичных ошибок

предметные

метапредметные

личностные

научиться

получит возможность научиться

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Ориентироваться  в учебнике и его системе условных обозначений.

Р. Ориентироваться в учебнике;

П. Поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения,

самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

2

Знакомство с названием раздела. Что мы знаем и умеем.

1

Выразительно и осознанно читать текст художественного произведения; читать в лицах диалог.

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

3

В мире книг

1

4

Русские народные песни.

1

Называть виды устного народного творчества; малые и большие жанры. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока

Различать виды УНТ.

5

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

Понимать значение выражения «докучные сказки». Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Называть виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Различать виды УНТ.

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного сотрудничества.

6

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

Приводить примеры произведений прикладного искусства, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Понимать значение выражения «произведения прикладного искусства».

Создавать иллюстрации предметов прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку.

П.Анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.,

 - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения

Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Р.Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

- Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

К.Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

7-8

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2

Понимать значение выражения «волшебная сказка».  Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Высказывать свое отношение к герою и его поступкам.

9-11

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

3

Понимать значение выражения «волшебная сказка». Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Высказывать свое отношение к герою и его поступкам.

12-14

Русская народная сказка «Сивка – бурка»

3

Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему  и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Высказывать свое отношение к герою и его поступкам.

15

Внеклассное чтение. В гостях у русской народной сказки

1

Познакомится с художниками-иллюстраторами В.Васнецова и И.Билибина.

16-17

Обобщающий урок по разделу Проверочная работа  по теме «Устное народное творчество»

2

Называть виды устного народного творчества; малые и большие жанры. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

Проверить свои знания по теме «УНТ».

18

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

19

Знакомство с названием раздела.Как научиться читать стихи

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть.

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Понимать художественно- выразительное значение звукописи.

П.Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Р. Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

К. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

20

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

Видеть образ осени в загадках. Развивать память.

21

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях , как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение.

Сочинять маленький рассказ. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение),

 (эпитеты).

Развивать память.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

22

И.С. Никитин «Встреча зимы»

1

Понимать настроение лирического героя.

П.Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Р.Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока.

Умение контролировать свои действия по результату.

К.Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

23-24

И.З. Суриков «Детство»

2

Называть произведения русских поэтов.

Читать осознанно текст художественного произведения (видеть картины природы, сменяющие друг друга); определять тему и главную мысль произведения. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение).

Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать выразительно стихотворные произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Различать стихотворный и прозаический тексты.

25

И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1

Развивать память, речь, мышление.

26

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над морем…»

1

27

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь1».

1

Проверить знания по разделу Поэтическая тетрадь 1»

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

28

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь »

1

29

Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель.

1

Называть произведения А.С. Пушкина. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

 Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

Понимать художественно- выразительное значение звукописи.

Развивать, память, речь, мышление. Определять позиции героев и автора художественного произведения.

П.Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять

отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Р. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

К.Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной

проблемы.

П.Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять

отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Р. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

К.Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной

проблемы.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при

 этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

30

А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»

1

31

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

32

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

33-34 35

36

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

4

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Работать со словарями (словарик в учебнике, толковый словарь).

37

И. А. Крылов – великий русский баснописец.

1

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Знать биографию И.А. Крылова, понимать значение слова «басня».

Познакомиться с жизнью и творчеством И.А. Крылова.

38

Басня как жанр литературы

1

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

 Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения,

Читать выразительно.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Соотносить рисунки с художественным текстом, их сравнивать. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Определять настроение лирического характера.

Соотносить смысл басни и пословицы.

П.Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять

отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Р. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

К.Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной

проблемы.

39

И.А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки»

1

40

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

41

 М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт

1

Выбирать виды деятельности и готовить сообщение о писателе.

42

М.Ю. Лермонтов «Утес»

1

43

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

П.Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять

отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Р. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

К.Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной

проблемы.

44

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя)

1

Называть произведения Л.Н. Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.

Познакомится с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого

45

«Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя)

1

46

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Котёнок», «Два товарища».

1

47

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» (текст-описание).

1

48

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» (текст-рассуждение).

1

49

Л.Н.  Толстой «Акула».

1

50

Л.Н.  Толстой «Акула».  Обучение пересказу: подробному и выборочному

1

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

51-52

Л.Н. Толстой «Прыжок»

2

53

Внеклассное чтение. Страницами сказок А.С. Пушкина

1

54

55

Обобщающий урок по разделу

«Великие русские писатели» Проверка техники осмысленного чтения.

Контрольный тест по разделу «Великие русские  писатели».

1

1

Понимать значение слова «басня». Различать литературные жанры. Называть произведения русских поэтов и писателей. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Проверить знания по разделу  «Великие русские писатели».

Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Перечитывание текста с разными задачами.

К.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

56

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения, эпитеты).

 Определять настроение лирического стихотворения.

Прогнозировать содержание раздела.

П. Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

К.Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Р.Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

 Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре)

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.

 Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

57

 

1

Различать стихотворные и прозаические тексты.

55

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

56

 К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

57

И.А.Бунин Выразительное чтение стихотворений.

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Работать со словарями: в учебнике и толковым.

58 59

Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

2

Отличать авторскую (литературную) сказку от народной.

Называть авторов, которые пишут литературные сказки.

Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текс

Участвовать в диалоге.

 Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Прогнозировать содержание произведения; выделять особенности литературной сказки,

понимать поступки героев.

П.Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

К.Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Р.Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

 Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  

60

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

61 62

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

2

63 64

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

2

65

Обобщение материала по разделу

 Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине.

Проверить знания по разделу «Литературные сказки».

66 67

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»

2

Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Познакомиться с жизнью и творчеством М. Горького.

П.Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её, сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Р. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

К.Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

68 69 70

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

3

71 72 73

А.Куприн «Слон»

3

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Познакомиться с жизнью и творчеством А. Куприна

74

Урок-путешествие по резделу «Были – небылицы».

1

Определять собственное отношение к поступкам персонажей; читать осознанно текст художественного произведения. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Проверить свои знания по разделу «Были – небылицы».

75

Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения.

Прогнозировать содержание раздела. Находить образные слова и выражения.

П.Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное.

Р.Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

К.Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

76

Саша Черный «Воробей»,  «Слон»

1

Развивать память, речь, мышление

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

77 78

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

2

Называть произведения русских поэтов. Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему.

 Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.

Познакомиться с жизнью и творчеством А. Блока.

79

С. А. Есенин «Черёмуха» Оценка достижений.

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) для создания картин цветущей черёмухи. Определять тему и главную мыль произведения.

Познакомиться с жизнью и творчеством Есенина

80

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

Проверить знания по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

81 82

Знакомство с названием раздела. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

2

Называть произведения М. М. Пришвина. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Прогнозировать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке.

П.Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Р.Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре

К.Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

Формирование опыта нравственных и эстетических

переживаний.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

83 84

И. Соколов-Микитов «Листопадничек

2

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Пересказывать произведения на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

85

Диагностика усвоения прочитанного

(Проверка техники чтения)

1

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

86

В. И. Белов «Малька провинилась»

1

.

Называть произведения В.И. Белова. Озаглавливать текст. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с авторский текст.

Озаглавливать текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки, читать выборочно текст, соотносить название произведения с его содержанием.

Создавать иллюстрации по содержанию произведения.

87

И.В. Белов «Ещё раз про Мальку»

1

88 89

В. В. Бианки «Мышонок Пик» Тест  по теме «Люби живое»

2

Объяснять авторское и собственное  отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Познакомится с жизнью и творчеством В.В. Бианки

90 91 92

Б. Житков «Про обезьянку»

3

Называть произведения Б.С. Житкова. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.

Познакомится с жизнью и творчеством Б. Житкова.

93

В.Дуров «Наша Жучка»

1

Называть авторов, которые пишут о животных. Пересказывать рассказ своими словами, объяснять авторское и собственное отношение к персонажам.

 Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.

Познакомится с жизнью и творчеством В. Дурова; придумывать свои рассказы о животных.

94

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

Познакомится с

жизнью и творчеством  В.П. Астафьева,  В.Ю. Драгунского; пересказывать произведение на основе плана.

95

В. Ю. Драгунс

кий «Он живой и светится»

1

96

Обобщающий урок по разделу

 

Проверочная работа «Люби живое»

1

Называть авторов, которые пишут о животных.

Поддерживать диалог, вступать в дискуссию.

Проверить свои знания по разделу «Люби живое».

97

Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Понимать художественно- выразительное значение звукописи.

Прогнозировать содержание раздела и произведений

П.Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Р.Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

К.Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил.

98 99

А. Л. Барто «Разлука», «В театре»

2

Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Прогнозировать содержание произведения; высказывать свое мнение.

100 101

С. В. Михалков «Если» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

2

Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

Познакомится с жизнью и творчеством С.В. Михалкова и Е.А. Благининой.

102

Обобщающий урок по разделу

 

1

Называть авторов, которые пишут о животных, природе. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию.

Проверить знания по разделу «Поэтическая тетрадь»

103

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь »

1

104 105

Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

2

Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественное произведение.

П.Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

К.Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Р.Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т.д.)

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки.

106 107

А. П. Платонов «Цветок на земле»

2

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.

Познакомиться с творчеством писателя.

108 109

А. П. Платонов «Ещё мама»

2

Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

110

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

Называть особенности юмористического рассказа. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

111

М. М. Зощенко

 «Великие путешественники»

1

Определять смысл произведения, уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Прогнозировать содержание текста.

112

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Называть произведения Н.Н. Носова. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; определять тему  и главную мысль произведении; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное ; ставить вопросы к прочитанному, сочинять рассказы.

Познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

113

Н. Н. Носов «Телефон»

1

Проверить знания по разделу «Собирай по ягодке-наберешь кузовок».

114

В.Драгунский «Друг детства»

1

115

Обобщение по разделу.

Проверочная работа  по теме «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»

1

116 117

Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

2

Называть детские журналы. Устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

П.Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Р.Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

К.Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения..

118 119

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

2

Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала.

Понимать поступки героев, характеризовать их.

120 121

 Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

2

Называть детские журналы. Находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала; уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию.

Познакомиться с жизнью и творчеством Г. Б. Остера.

122

 Р. С. Сеф «Весёлые стихи».

1

Называть детские журналы. Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Познакомиться с жизнью и творчеством Р.С. Сеф.

123

Диагностика

«Проверка техники чтения»

1

124

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

1

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику.

Прогнозировать содержание раздела.

К.Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Осознанно

готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

125 126

Миф  Древней Греции «Храбрый Персей»

2

Понимать содержание мифа.

127128   129

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

3

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения.

Познакомиться с жизнью и творчеством Г. Х. Андерсен.

130

131

Читательская конференция по страницам детских журналов

Проверочная работа по разделу

1

Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения.

132

Итоговая контрольная работа.

1

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Проверить знания.

случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

П.Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Р.Формулировать учебную задачу урока в мини группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

133134135136

Резерв.

4

итого

136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...