«Звуки [н], [н'], буквы Н, н».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Колесова Анна Васильевна

Урок обучения грамоте в 1 классе (чтение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_n.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (обучение грамоте)

Тема:  «Звуки [н], [н'], буквы Н, н».

Цели урока:

Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.

Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе.

Планируемый результат:

Личностные

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным к другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;

- узнавать и называть изученные звуки и буквы;

- уметь находить в тексте значимую информацию;

Коммуникативные

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

- слушать и понимать речь других;

-  умение работать в паре, в группе.

Регулятивные

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока;

– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

– оценивать свой вклад в работу пары.

Этапы урока

Содержание урока

УУД

Организационный момент

Вот звенит для нас звонок –

начинается урок.
Ровно встали, подтянулись

и друг другу улыбнулись.

Посмотрели на себя, на соседа, если что-то не так, тихо ему об этом сказали.

Теперь тихо сели.

Регулятивные - волевая саморегуляция  (в течение урока)

Коммуникативные УУД (1.3, 1.4, 1.5)

Личностные УУД (3.6)

Актуализация опорных знаний

- Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. - На какие группы делятся звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? Послушайте стихотворение о гласных звуках.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт –

Звук получается гласный.

Как обозначаются гласные звуки на схемах? (красным цветом)

- Произнесите  изученные гласные звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются.

- Какие звуки мы называем согласными? Я прочитаю о них стихотворение.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звуковые упражнения.

- Как шумят листья на деревьях?

- Как фыркает ёжик?

- Как жужжат шмели в саду?

- Какие звуки вы произносили? (согласные)

- Произнесите  изученные согласные звуки (М) и назовите буквы, которыми они обозначаются.

ПО3 – структуирование знаний

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД (1.2, 1.3, 1.5)

Формулирование учащимися темы и цели урока

- Все ли звуки и буквы нам известны?

- Хотите познакомиться с новыми «жителями» страны звуков и букв?

- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы.

- Назовите предметы, изображённые на них. (Кит, кот, носорог).

- Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы.

(Нюша, Колобок, Петрушка).

- Как вы думаете, по какому признаку я их объединила в группы?

(животные; герои сказок)

- Что помогло вам назвать эти предметы? (Слова, которые их называют)

- Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать.)

- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку.

(Носорог - в этом слове три слога, а в остальных  - один; 7 звуков, а в остальных – по 3.)

- Какое слово можно исключить из второй группы?

(Нюша - в этом слове два слога, а в остальных – три)

- Итак, какие слова вы исключили? (Носорог, Нюша)

- Произнесите первые звуки в этих словах. (В слове «носорог» первый звук [н], а в слове «Нюша» - [н’])

- А раньше мы говорили про эти звуки? (Нет)

- Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки [н], [н’]?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Звуки [н], [н’], буквы Н,н)

Личностные УУД (1.4)

ПЛ1-анализ объектов с целью выделения признаков

ПО3 – структуирование знаний

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения

ПО1 – сам-ое выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные - целеполагание

Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’].

Работа по учебнику (стр. 26)

- Рассмотрите рисунки и расскажите, что на них изображено (клоун, конь, Нил, ныл, Нина, Нана)

- Произнесите слово «Нил», выделяя первый звук. Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, звонкий). Мягкие согласные звуки мы будет обозначать зелёным цветом.

- Произнесите слово «клоун», выделяя последний звук. Дайте характеристику этому звуку (согласный, твёрдый, звонкий). Твёрдые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом. Работа по учебнику (стр. 26)

Звуковой анализ слов клоун, конь.

- Назовите предмет изображенный на рисунке. Рассмотрите схему.  Сколько слогов в слове «клоун»? Произнесите первый слог, второй. Какой слог ударный? Произнесите его. Произнесите звук, на который указывает стрелка ([н]), каким цветом он обозначен? Почему?

Аналогичная работа проводится со словом «конь», выделяется звук

[н’].

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации

ПЛ5 – установление причинно-следственных связей

Физминутка

А сейчас немного поиграем. Я буду называть слова, если вы услышите звук [н], делайте наклон вперёд. А если услышите звук [н’] – приседайте.

Ночь, новость, Нина, карман, нитки, конь, слон, Незнайка.

Коммуникативные УУД – умение слушать

ПО3 – структуирование знаний

Изучение нового материала. Знакомство с буквами Н, н

- Чем звук отличается от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем).

- Посмотрите в учебник, кто знает, какой буквой мы будем обозначать звуки [н], [н’]? Это печатная буква эн. Почему изображено две буквы? Зачем нужна большая буква? На что похожа буква эн?  Загадки.

- Сейчас я вам буду показывать разные буквы. Если вы увидите букву, которой не обозначаются звуки [н] и [н’], вы смотрите молча. А если увидите букву, которой обозначаются эти звуки, хлопайте.

ПО3 – структуирование знаний

ПЛ8 – выдвижение гипотез их обоснование

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации

Чтение слогов и слов с буквами Н, н

Остальные дети под руководством учителя читают слоги на стр. 27.

Проверка. Читающие дети читают слова вслух по цепочке, остальные дети ищут в тексте букву Н и подчёркивают её карандашом.

- Назовите слова, в которых есть звуки [н] или [н’], какой буквой они обозначены?

ПО7 – смысловое чтение

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации

ПЛ8 – выдвижение гипотез их обоснование

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

И за парту сесть опять.

Коммуникативные УУД – умение слушать

Закрепление изученного материала

Исследовательская работа в парах. Работа со словами «Нина» и «Нана». Проверка.

Проанализируйте схему-модель слова.

– Прочитайте слово «Нина» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «Нина».

– Дайте фонетическую характеристику слова Нина.

[н’] (Звук согласный звонкий мягкий)

[и] (Гласный ударный)

[н] (Звук согласный звонкий твердый)

[а] (Гласный безударный)

То же самое со словом Нана.

 (По  результатам практической работы дети делают вывод, что буква Н может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звук)

- Обобщим все выводы. (Буква Н обозначает согласный, звонкий, твёрдый или мягкий звук).

Коммуникативные УУД (1.2,1.3, 1.4, 1.5, 3.1)

Личностные УУД (3.6)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Итог урока

Рефлексия

Вы сегодня хорошо поработали.

Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

- Что нового узнали на уроке?

- С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Что помогало вам в работе?

- Что было интересным для вас на уроке?

- Чья работа на уроке вам понравилась? Почему?

-Положите головы на парты, закройте глаза, подумайте о чем- нибудь хорошем, а я притронусь к тем ученикам, которые мне очень понравились на уроке.

(перед каждым на парты кладутся медальки со словами «Ты- молодец!»

Регулятивные – оценка

Личностные  самооценка (1.13) - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика

Коммуникати


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....