Урок литературного чтения в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елена Васильевна Якушева

Тема урока:  И. А. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

 

Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».

 

Задачи:- учить понимать мораль, язык басни

 

             - отрабатывать навыки выразительного чтения

 

             - воспитывать высокие моральные качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_li_chtenie_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение                                              

Тема урока:  И. А. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Задачи:- учить понимать мораль, язык басни

             - отрабатывать навыки выразительного чтения

             - воспитывать высокие моральные качества

                                                        Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Урок начнём словами:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.

2. Повторение пройденного.

- Творчество  какого писателя мы изучаем?

-К какому жанру относится его произведение? (басня)

Учитель: Для повторения давайте составим карту жанра. Работаем  с  сигнальными  карточками. Упражнение  «Согласен- не  согласен»

Учитель: - С какой басней познакомились вчера на уроке?

-Давайте сделаем короткий обзор басни по карте. (выясняются главные герои басни «Зеркало и обезьяна», цель этой басни и мораль)

-Какую  пословицу  использовал  Крылов  в  басне?  (  Чем  кумушек  считать……..)

-Какую пословицу мы подобрали к басне? (Других не суди, на себя посмотри»)

Учитель: Прочитай эту пословицу так, как должен её прочитать медведь, бабушка, учитель, диктор.

-Какое домашнее задание задано? (выразительное чтение по ролям)

Проверка домашнего задания.

3. Логическое упражнение. 

Учитель. Прочитайте логическое упражнение:

«Таня, Вера и Даша прочитали басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Ворона и Лисица». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица». Какие басни прочитали Вера и Даша?

-Какую  басню  мы  с  вами  не  читали?

Сегодня тема урока - басня Крылова «Ворона и лисица».

-Давайте определим, чему мы должны научиться на уроке?

Учитель: Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки (недостатки) пощипать».

Мы знаем, что писатель в басни высмеивает разные отрицательные черты характера человека.

Выбери те качества, которые высмеивает баснописец и которые одобряет.  

(ложь, глупость, жадность, хвастовство, трусость, лень, лесть………)

Учитель: Чтобы понять, что это слово обозначает, давайте обратимся  к  толковому словарю.

ЛЕСТЬ – угодное восхваление.

-Это хорошо или плохо?  

Учитель: Мы пока не знаем ответ на вопрос. Поскольку это слово нам встретится, давайте с ним поработаем. Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к этому слову.

Однокоренное существительное: (тот кто говорит лесть?) льстец.

Однокоренное прилагательное: слова (какие?) льстивые.

Однокоренной глагол: (что делать?) льстить.

-Из названия басни можно определить, кто главные герои?

4. Беседа о вороне. (показать иллюстрацию)

-Что вам известно о вороне?

-Какое у неё оперение?

-Это привлекательная птица, или есть более красивые?

-Как поёт ворона? (кричит)

5. Беседа о лисе. (показать иллюстрацию)

-Что знаем о лисе?

-Что знаем о её поведении?

Учитель: Давайте сделаем предположение.

-Кто из этих героев может быть льстецом?

Что бы проверить предположение, давайте послушаем басню.

6. Чтение басни учителем.

-Понравилась басня? Что именно?

-Какая история приключилась с вороной?

-Почему ворона осталась ни с чем?

-Кто же в этой басне оказался льстецом? Значит ЛЕСТЬ – это хорошее качество или плохое?

7. Словарная работа. 

Учитель: Перед самостоятельным чтением давайте разберём смысл трудных слов и выражений.

ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.

ЗОБ – расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

ГНУСНЫЙ – внушающий отвращение.

ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ – забраться с трудом на что – либо.

НЕ ВПРОК – бесполезно.

ПЛУТОВКА – обманщица, хитрая.

БОГ ПОСЛАЛ – случайно добытая.

ВЕЩУНЬИНА – предсказательница.  

АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК – нежный.

8. Чтение басни детьми. ( жужжащее  чтение  самостоятельно)

9. Чтение детьми  вслух.

10. Работа над текстом.

-Давайте  нарисуем  картинный  план.

-Какие картины увидели?

1.Ворона нашла сыр;

2.Появление лисы;

3.Обращение лисы;

4.Сыр выпал – с ним была плутовка такова;

1 картина. «Ворона нашла сыр».

-Какое выражение употребил Крылов, подчёркивая, что ворона не стащила сыр, а наткнулась случайно?

-Как ворона села на дерево? (взгромоздясь) Почему автор использовал именно это слово?

-Проследите , какие глаголы использует Крылов, описывая действия вороны? (взгромоздилась, собралась, призадумалась, держала, вскружилась, каркнула)

-Какие звуки подобраны для вороны?

-Какой вы себе представляете ворону? (неуклюжей, глупой)

2 картина. «Появление лисы». -Как оказалась около дерева лиса?

-Как ведёт себя лиса, увидев ворону? (плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит)

3 картина. «Обращение лисы».  

-Как лиса называла ворону?

-Что лиса хвалила у вороны и как?

-Как правильно нужно читать хвалебные речи лисы? (нежно, ласково, с хитростью)

-Зачем лиса так долго расхваливала ворону?

-Почему так часто видим восклицательный знак. Прочитайте  эти  предложения.

4 картина. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».  

-Как действуют на ворону ласковые слова лисицы?

-Благодаря чему лиса присвоила сыр?

-Какими качествами вы наделили ворону, лисицу?

Учитель: (работа в группах) Давайте составим портрет  героев. Первая группа выбирает слова характеризующие ворону, вторая –  лису,  третья группа самостоятельно  подбирает слова для лисы, четвёртая  группа – для  вороны.

(1 и 2  группе  даны  слова: обманщица, хитрая, находчивая, ловкая, коварная, сообразительная, невнимательная, глупая, бестолковая, доверчивая.)

Проверка работы  в  группах.

Учитель: А сейчас прочитаем мораль басни, где Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток – лесть.

11. Работа над моралью. 

-Найдите мораль басни.

-Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна? Ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Лесть вводит в заблуждение. Приятно, когда о тебе говорят правду.)

 -Кого  осуждает  Крылов? ( И  того, кто  льстит,  и  того, кто  любит  лесть.)

12. Работа с пословицами.

Учитель: -Выбери пословицы, относящиеся к басне.

ž     Пуганая ворона и куста боится.

ž     Верь своим очам, а не чужим речам.

ž     Не поешь толком – будешь волком.

ž     На языке медок, а на сердце медок.

-Какая пословица относится к лисе, а какая к вороне?

13. Выразительное чтение басни.

Учитель: Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы  слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую плутовку лису.

14.  Инсценировка басни. 

Учитель: Сейчас проверим внимательно ли вы читали басню. (работа в паре)

Тест

1. В какое время происходят события?

а) утро

б) день

в) вечер

2. Куда села ворона?

а) дуб

б) сук

в) ель

3. Где ворона держала сыр?

а) в клюве

б) во рту

в) в зубах

4. Как лиса называет ворону?

а) чудо – птица

б) царь – птица

в) жар – птица

5. Что не хвалила лиса у вороны?

а) лапки

б) глазки

в) шейка

6. Какой глагол употребляется не так, как в басне?

а) Вертит

б) Не сводит

в) Уходит

7. Сколько предложений в басне с восклицательной интонацией?

а) 6

б) 7

в) 8

Учитель: Давайте подведём итоги теста. За каждый правильный ответ 1 балл. Подсчитайте в  паре сколько баллов вы заработали.

15. Подведение итогов.

Учитель:

-Что нового узнали на уроке?

-Сделаем короткое обобщение:

Крылов – кто? (баснописец, великий русский писатель)

Басни – какие? (интересные, поучительные)

Высмеивают – что? (не человека, а отрицательные черты характера)

-Что бы вам хотелось сказать  Крылову? За что поблагодарить?

-Вот что сказал  поэт  Исаковский о творчестве Крылова:

Всё знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...