Урок литературного чткеия 1 КЛАСС
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Литературное чтение

Тема: Жили-были буквы, В. Данько «Загадочные буквы».

Цель: Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма», разобрать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Жили-были буквы, В. Данько «Загадочные буквы».

Цель: Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма», разобрать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы».

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

В дорогу взять ты не забудь

«Ключей» надежных связку-

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Постановка учебной задачи

-Ребята, вспомните, пожалуйста, что  было в центре изучения на всех предыдущих уроках литературного чтения (учебник в 2 частях, рабочая тетрадь, а именно Азбука).

-Молодцы! А теперь мы начинаем новую книгу, название которой прочитает мне…

-Верно, мы начинаем изучать литературное чтение.

А кто мне подскажет, где можно посмотреть, на какой странице мы можем найти рассказ или другое произведение. (В содержании, оно есть в каждом учебнике). А на какой странице оно находится?

Откройте содержание и назовите разделы, которые нам предстоит изучить.

-А теперь, ребята, давайте вспомним, как у школьника должно проявляться бережное отношение к учебнику. Назовите правила обращения с книгой. (ответы)

— Почему необходимо беречь книгу?

–Откройте стр. 3 и  прочитайте название первого раздела учебника. Стр. 3.

— Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?

— Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Буквы.)

Работа по теме урока. Работа с учебником.

-Давайте прочитаем, что же нас ждет  в первом разделе. СПРОСИТЬ ДЕТЕЙ по одному прочитать.

- Обратите внимание на призыв авторов учебника, размещенный внизу страницы. Как вы понимаете эти слова?

-Ребята, прочитайте первую фразу, с которой обращаются к вам авторы учебника.  Стр 4.

-Как вы думаете, почему они употребили обращение «дорогой первоклассник»?

- Сейчас я вам прочитаю статью , а вы внимательно слушайте, пальчиком следите. Потом я задам вам вопросы. Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:

— Чему посвящён первый раздел учебника?

— Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

-Прежде чем вы приступите к чтению произведений раздела «Жили-были буквы», авторы учебника предлагают вам рассмотреть обложки книг в рубрике «Твоя библиотека».

-Итак, рассмотрите обложки книг, прочитайте их названия. Назовите авторов.

- Ну, а теперь мы отправимся в увлекательное путешествие по разделу «Жили-были буквы» и познакомимся с первым произведением учебника.

- С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (с чтения фамилии автора.)

-Как называется стихотворение Василия Данько? Прочтите. ДОСКУ ВКЛЮЧИТЬ.

-Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь? (не всегда)

-Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные? (да).

-  2 СЛАЙД Перед началом чтения произведения, мы прочитаем  записанные на доске слова

сначала по слогам, затем целыми словами:

про-гло-ти-ла — проглотила

от-кро-ем — откроем

вой-дем— войдем

жуж-жит — жужжит

при-ят-ный — приятный

спа-са-ет-ся — спасается

у-серд-но — усердно

от-клик-нет-ся — откликнется

по-гла-дим — погладим

за-вер-тит-ся — завертится

на ско-во-род-ке — на сковородке

-Теперь прочитаем стихотворение все вместе.???

- Я буду называть букву, а вы читать, что к ней относится и вписывать карандашом буквы, которые я называю.

А — лягушку проглотила.
Л — тележку покатила.
Д — откроем и войдём.
Ш — под ёлкою найдем.
О — жужжит и больно жалит.
П — в лесу деревья валит.
В — чирикает на ветке.
Т — рычит на нас из клетки.
Н — приятный любит запах.
К — на мягких ходит лапах.
М — спасается от кошки.
Ц — в горшочке на окошке.
Щ — усердно чистит зубы.
З — велит надеть нам шубы.
Ж — в коробочке сидит.
У — совсем не ядовит.

Ч — с собою домик тащит.
Э — откликается из чащи
И — в лесу на курьих ножках
Г — лежат у нас в лукошках.
С — по шёрстке мы погладим.
Ё — мы к празднику нарядим.
Ф — мерцает огоньком.
Ю — завертится волчком.
Ы — у сыра посерёдке
Б — пекут на сковородке
Е — в лесу с куста мы ели
Р — вокруг Луны летели.
Х — к обеду на столе.
Я — на каждом корабле.

- Что помогло  вам отгадать буквы - рисунки или слова из стихотворения?

-Объясните, почему автор назвал свое стихотворение именно так? (буквы для нас загадки)

-Откройте стр.8.учебника. Вы уже пытались предположить , почему автор назвал буквы загадочными. Теперь откройте «Рабочую тетрадь» на стр.16 и выполните задание, предложенное авторами.

А теперь все отдохнем, встали все.

Физкультминутка

Из-за парты быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели-встали, сели-встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево наклонитесь

И за парту вновь садитесь.

-Назовите еще раз все буквы, которые спрятались в пустых квадратиках.

-Теперь давайте перечитаем это стихотворение еще раз по цепочке(каждый по одному предложению).

-Остальные поставили пальчик и молча следим.

- На странице 8 найдите задание №3. Прочитайте.

-Вы сейчас поработаете в парах. Для начала определитесь, кто будет читать букву, а кто предложение. На работу вам дается 3 минуты.

-Хорошо, далее обсудите в парах , каким образом можно обычные буквы превратить в волшебные. (высказывают предположения).

Закрепление материала.

-Теперь давайте сыграем в игру  «На что похожи буквы?»

-Я буду загадывать загадки, а вы мне называете букву:

1)Букву на плече носил,

На лугу траву косил. (г)

2)Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук. (ж)

3)Дрожу от страха

До сих пор!-

Воскликнуло полено,-

Похожа буква на топор!

Расколет непременно! (р)

4)Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки. (ф)

5)Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

Но начинает алфавит. (а)

        

Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке:

Ц — лягушку проглотила.

Л — тележку покатила.

Нос приятный любит запах.

Кот на мягких ходит лапах.

Организует эвристическую беседу.

— Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

Рифма (гр. рhythmos — размеренное движение) — повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.

Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:

проглотила — покатила запах — лапах

зубы — шубы и др.

Самостоятельная работа

-А  сейчас я вам раздам карточки с заданием. Вам нужно прочитать стихотворение, найти ошибку и исправить подходящее по смыслу слово.

Ой, - кричат вокруг хозяйки,-

В огород забрались майки.

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мерзли шапки.

Здесь хорошее местечко-

Протекает мимо печка.

Итог

- Как называется новый учебник?

-  С каким разделом учебника мы начали знакомство?

- Какое произведение мы читали на уроке?

- Кто автор этого произведения?

-Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

Домашнее задание

- Придумать и нарисовать «загадочные» буквы. Сочинить своё двустишие.

Рефлексия

- Сейчас оцените свою работу на уроке, если вам понравился урок, у вас все получилось, то улыбнитесь мне, если не понравился, что-то не получилось, то опустите голову вниз. Спасибо, ребята, за работу на уроке, мне было приятно с вами работать, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...