Литеракурное чтение
план-конспект урока по чтению
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_v_1_klasse.doc | 378.5 КБ |
konspekt_uroka_chteniya_v_3_klasse.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ»
Урок литературного чтения.
Тема: Знакомство с творчеством
К.И. Чуковского.
К.И.Чуковский «Телефон»
Класс:1
Составитель: Кеняйкина В.Н., учитель начальных классов
Тема учебного занятия (урока): Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И.Чуковский «Телефон»
Раздел «И в шутку и всерьез»
Цели:
Личностные: Проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения; развивают умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции
Метапредметные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализируют произведение.
Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, работать в паре.
Предметные: Читают отрывки из сказки, воспроизводят диалог героев произведения.
Материально-техническое обеспечение : выставка книг К.И. Чуковского, ноутбук, экран, проектор, словари, корзина с предметами (мыло, градусник, телефон, шарик)
Основные виды учебной деятельности (прописаны в конспекте урока)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. - Встало солнышко давно, - Здравствуйте, ребята, садитесь! - Чтобы хорошо читать, правильно произносить звуки, давайте сделаем с вами гимнастику для дыхания и артикуляционную гимнастику. Дыхательная гимнастика «Озябшие пальцы». Артикуляционная разминка «Сластёна» - Молодцы, теперь мы полностью готовы к тому, чтобы начать наш урок! | Контролируют и оценивают свою готовность к уроку. |
II. Мотивация к учебной деятельности.
| - Давайте с вами вместе подумаем и спланируем наш урок. У вас на столе лежат карточки с пунктами плана, поработайте в паре, выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку. Знакомство с произведением. Разыгрывание диалога. Слушание. Решение примеров. Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы. Отжимание. Чтение. - Будьте внимательны при выборе карточки и помните, что у нас урок чтения. - Молодцы, план готов. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке, чтобы реализовать этот план? (Работать с книгой, работать в паре, работать в группе.) - Молодцы! Давайте работать по плану. | Работают в парах, извлекают необходимую информацию для продолжения работы |
III. Постановка темы и учебной задачи занятия. | - Итак, первый пункт плана – знакомство с произведением. - На перемене мы с вами оформили выставку книг. Все книги, которые выставлены на этой полке, что-то объединяет. Кто догадался что? (Автор этих книг К.И. Чуковский.) - Детским поэтом-сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – то его развлечь, отец стал рассказывать сказку: Жил да был крокодил Он по улице ходил. Мальчик затих и стал слушать. Так появилась на свет первая сказка в стихах «Крокодил» - А с каким его произведением мы познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку: Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам – Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.) - Давайте сформулируем тему нашего урока. Как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся? («Телефон») - А кто догадался кто его автор? (К.И. Чуковский) - Мы познакомимся со стихотворением К. Чуковского «Телефон». | Работают с выставкой книг. Пытаются сформулировать тему и учебную задачу занятия. |
IV. Актуализация знаний. | - А какие другие произведения этого автора вам еще знакомы? (Дети перечисляют.) - А мы сейчас проверим, как хорошо вы с ними знакомы. Когда я шла к вам на урок, то нашла корзинку с какими-то потерянными вещами. Их кто-то потерял. Давайте поможем найти их владельца, и вспомним сказки, в которых говорится об этом предмете. | Показывают умение высказывать своё предположение на основе представленного материала и ранее полученных знаний. |
V. Первичное усвоение новых знаний. | - В гости дедушка Корней - Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Тогда давайте откроем учебник на странице 17, и прочтем отрывок, ведь второй этап нашего урока – это чтение. Повторение правил посадки. Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку правую кладём, Руку левую кладём. - В какой форме построен текст? (в форме диалога) - Что такое диалог? - Следующий пункт нашего плана – разыгрывание диалога. 1 группа – диалог Автор-Слон 2 группа – диалог Автор-Крокодил - На что будем обращать внимание при чтении по ролям? (Постараемся передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог). Дети в масках выходят к доске и читают диалоги по ролям. - Оцените чтение каждой группы. Кто читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении? - А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока просмотру видеофрагмента, но ребята у меня к вам есть одна просьба, слушайте, пожалуйста, внимательно, ведь после прослушивания вам необходимо будет ответить на мои вопросы. (Прослушивание сказки в исполнении автора) | Читают отрывок в учебнике Вспоминают понятие «Диалог» Инсценируют отрывок из сказки «Телефон» (в масках, изготовленных на уроке технологии) Внимательно смотрят и слушают видеофрагмент. |
VI.Первичная проверка понимания. | - Почему сказка называется «Телефон»? - С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи) - Помогает автор? - Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных) - Когда позвонил Носорог? (ночью) - С какой просьбой? (спасти бегемота) - О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь) - Кто ещё звонил автору? (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру) - Где мы можем встретить всех этих героев всех сразу? (в зоопарке). - Из всех героев сказки, какое животное вы назвали бы лишним и почему? (свинья – лишнее животное, потому что она домашнее животное, а все остальные – дикие) Молодцы! Физминутка. | Отвечают на вопросы. |
VII. Первичное закрепление. | Словарная работа. - Ребята, посмотрите за окно и скажите какое сейчас время года? (весна) - Действительно весна, солнышко пригревает уже так сильно, что целый день звенит капель. - Вот и к нам на урок прилетели капельки и принесли незнакомые нам слова. Давайте посмотрим какие это слова? (Дребедень, дюжина.) - Как вы думаете, где можно найти значение этих слов? (В толковом словаре.) - Я предлагаю поработать с толковым словарём и выяснить значение этих слов. Работать будем в группах. Первая группа ищет значение слова дребедень. Вторая группа ищет значение слова дюжина. Отчёт групп: Дребедень – чепуха, пустяки, не заслуживающие внимания. Дюжина - двенадцать штук. | Работают в парах, ищут незнакомые слова в толковом словаре, вспоминают отрывок в контексте которого употребляются эти слова. |
VIII.Домашнее задание. | - Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей библиотеке! - Кому захотелось прочитать другое произведение автора? - Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон». - Кто пожелает может сделать иллюстрацию к изученному произведению или нарисовать понравившегося героя сказки. | Строят речевое высказывание, выслушивают мнение других. |
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - С каким поэтом вы познакомились сегодня на уроке? - Что вы можете сказать о стихах Чуковского? Чему они нас учат? (Стихи Чуковского весёлые, добрые, смешные. Они учат нас быть добрыми, аккуратными, вежливыми.) - Ребята, скажите, а в жизни нам нужны эти качества? - Как вы думаете, мы сегодня реализовали намеченный план? - Какое задание для вас было самым интересным? - Самым трудным? - Кого бы вы похвалили, за что? - Кому понравился наш урок поднимите желтые смайлики, кому было скучно – зеленые, а кому совсем не понравилось на уроке - красные. - Спасибо за урок! | Анализируют и оценивают свою работу и работу других обучающихся на уроке. |
Предварительный просмотр:
ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ»
Урок литературного чтения.
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Класс: 3
Составитель: Кеняйкина В.Н., учитель начальных классов
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, презентация, карточки для работы в парах и в группах, цветные карандаши, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технология: использование элементов технологии критического мышления.
Методы: частично-поисковый метод
Приемы: «Мозговой штурм», «Синквейн», «Логическая цепочка», «Корзина идей».
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Актуализация опорных знаний
1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Отработка навыков правильного и быстрого чтения
Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.
«Бросок - засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)
- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?
- А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?
III. Самоопределение к деятельности
( слайд 1)
Я весь день
ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…(воробей)
— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.
— Прочитайте по удивленно.
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)
— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.
— Прочитайте весело (грустно).
— Что вы знаете о воробьях? …о воронах?
- Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне?
- Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?
- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей».
- Как понимаете название?
IV. Работа по теме урока.
1. Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас покажем рисунки и расскажите, к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)
1 Машина семья.
2 Жизнь воробья Пашки.
3 Кража.
4 Счастливый финал.
2. Определение жанра текста.
- В каком разделе находится произведение?
- Почему?
- Определите жанр произведения (рассказ или сказка)
(Прием «Корзина идей»)
События могли происходить в реальной жизни.
Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде.
Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.
Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.
Ворона размышляет и видит сны.
ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша.
3. Составление характеристик главных героев
-Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей)
-Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев.
Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.
Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».
Xарактеристика Пашки
– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).
– А какие отношения у Маши с воробьем?
(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)
– Что является главным чудом в рассказе?
( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни. _
– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?
(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)
4. ФИЗМИНУТКА
- В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к характеристике вороны – присаживаетесь.
Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая, жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая, отважный.
5. Беседа с сопровождением выборочного текста.
- С какого эпизода начинается произведение?
- Прочитайте.
- Какой прием использует автор? (олицетворение – это приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы)
- Почему с этого приема начинается повествование?
- Где еще мы встречаем прием олицетворения? Прочитайте.
- …все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев…
- Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.
- Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.
- А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.
- Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.
- Сделайте вывод: Какое настроение создают эти ожившие предметы?
(Сказочное, волшебное, приподнятое. Автор использует этот прием, чтобы перенести нас в сказку.)
6. Работа в парах.
- Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов.
- Что такое эпитеты? (Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)
- Заполните карточки, используя цветные карандаши.
К.Г.Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец. |
Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.
* Примечание: особое затруднение у детей может вызвать идентификация «лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей, вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет.
- Каким рассказ получился по настроению и по цвету?
(Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:
1.Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.)
- Сделайте вывод.
(Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.)
7. Анализ произведения.
- У Паустовского произведение получилось веселое или печальное? (Веселое, счастливое, смешное.)
- Почему же его персонажи так часто плачут?
(Учитель активизирует эмоционально-образную память детей и просит их вспомнить, от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.)
Работа в группах (по рядам)
- Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.
(2.Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом.)
В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие фрагменты текста:
1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.»
2. «А один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища.»
3. «... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы.»
4. «Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку!»
Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.
Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.
- Задумайтесь над идеей рассказа. Перечитайте итоговые слова мамы («От маленькой радости смеются, а от большой плачут»). Как вы понимаете эти слова?
(Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)
-Чему хотел научить нас автор?
- Какие средства он для этого использовал?
V. Итог урока
- Я предлагаю вам сочинить синквейн.
Воробей, ворона, Маша. ( По рядам)
Воробей.
Взъерошенный, голодный.
Прилетел, подрался, помог.
Отблагодарил девочку за заботу.
Храбрец.
VI. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок .
- Вы довольны своей работой?
По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.
сегодня я узнал...
мне было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
мне было интересно узнать, что…
меня удивило …
VI. Домашнее задание:
Пересказ понравившегося отрывка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...