Рабочая программа по предмету " литературное чтение"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Дригайловская Маргарита Викторовна

   Выбрана авторская программа по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, так как она является завершенной предметной линией «Литературное чтение». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК

«Школа России», построен на единые для всех учебные предметы концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.   Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx74.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 3 класса на основе:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;

-Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

-Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373»

-Образовательной программы начального общего образования;

- Учебного плана ОУ;

- Авторской программы Климановой Л. Ф. (Литературное  чтение.  Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа  России».  1—4 классы: пособие для учителей  общеобразоват. организаций / Л.  Ф.  Климанова, М.  В.  Бойкина.  — М.:  Просвещение,  2014).

Рабочая программа ориентирована на учебники:

  1.Литературное чтение.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч. Ч 1

 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,  М.В.Голованова и др.] -  2-е изд. - М.: Просвещение, 2017.  - (Школа России).

  2.Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч. Ч 2 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] -  2-е изд. - М.: Просвещение, 2017.  - (Школа России).

Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе.

В учебном плане МБОУ ОСОШ № 6 на изучение литературного чтения отводится:в 3 классе 136 часов в год.

По программе – 136 часов, по рабочей программе – 136часов.

Обоснование выбора авторской программы

   Выбрана авторская программа по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, так как она является завершенной предметной линией «Литературное чтение». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК

«Школа России», построен на единые для всех учебные предметы концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

   Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» (авт.  Л.  Ф.  Климановой и  др.) как систематический  курс  начинается  с  1  класса  сразу  после  обучения грамоте.
Основными задачами курса являются:

- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение,  сопереживать  героям,  эмоционально откликаться  на  прочитанное;

-учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного  произведения,  выразительные  средства  языка, развивать образное мышление;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический  опыт  слушания  произведений,  воспитывать  художественный  вкус;

- формировать нравственные представления, суждения и оценки  через  анализ  произведения,  осмысление  мотивов  поступков  героев,  идентификацию  себя  с  героями  литературных произведений;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

-  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном  чтении  художественных  произведений,  формировать читательскую самостоятельность;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-    обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Выбор данной программы был обусловлен тем, что курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

     Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с  авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.

     Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

    Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

        3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

        4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

  • широкимвидо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
  • соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА,  КУРСА

«Литературное чтение» как учебный предметв начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.  На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с  нравственно-эстетическими  ценностями  своего  народа  и  народов  других  стран,  способствует  формированию  личностных качеств,  соответствующих  национальным  и  общечеловеческим ценностям.

    На уроках  литературного  чтения  продолжается  совершенствование  техники  чтения,  дети  начинают  осмысленно  воспринимать  текст.  Читая и  анализируя  произведения,  ребёнок задумывается  над  базовыми  ценностями:  добром,  справедливостью,  правдой  и  т. д.  Огромную  роль  при  этом  играет  эмоциональное  восприятие  произведения.  Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного  чтения,  формирует  личностные  качества  человека,  характеризующие  его  отношение  к  другим  людям,  Родине.

ЛИЧНОСТНЫЕ,  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Реализация  программы  обеспечивает  достижение  выпускниками  начальной  школы  следующих  личностных,  метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями  ФГОС  НОО:

Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их

обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).  Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на  вопросы  по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности  событий,  осознание  цели  речевого  высказывания,  умение  задавать  вопросы  по  прослушанному  учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение

   Чтение вслух.  Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у  них  коммуникативно-речевых умений и навыков.

   Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению  целыми  словами  вслух.  Темп чтения, позволяющий осознать   текст.  Постепенное   увеличение скорости чтения.  Соблюдение орфоэпических и интонационных  норм  чтения.  Чтение предложений с  интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста  (выбрать  тон  и  темп  чтения,  определить  логические

ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

   Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя  (доступных  по  объёму  и  жанру  произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,

понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста

   Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

   Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

  Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

   Участие в коллективном обсуждении: умение  отвечать  на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять  ответы  по  ходу  беседы,  используя  текст.  Привлечение   справочных   и   иллюстративно-изобразительных   материалов.

Библиографическая   культура

   Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.  Общее представление  о  первых  книгах  на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,

титульный лист,  аннотация,  иллюстрации.

   Умение самостоятельно составить аннотацию.

   Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на  внешние  показатели  книги),  её  справочно-иллюстративный материал.

  Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,  периодическая печать,  справочные  издания (справочники, словари, энциклопедии).

   Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного  и  тематического каталога.  Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной  литературой.

Работа  с  текстом  художественного  произведения

Определение  (с  помощью  учителя)  особенностей  художественного  текста:  своеобразие  выразительных  средств  языка. Понимание заглавия  произведения,  его  адекватное  соотношение с содержанием.

   Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,  осознание  мотивов  поведения  героев, анализ   поступков   героев   с   точки   зрения   нравственно-этических  норм.  Осмысление понятия «Родина»,  представления

о проявлении  любви  к  Родине  в  литературе  разных  народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием  выразительных  средств  языка  (синонимов,   антонимов,   сравнений,   эпитетов),   последовательное воcпроизведение  (по  вопросам  учителя)  эпизодов  с  использованием  специфической  для  данного  произведения  лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

   Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

   Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли  каждой  части  и  всего  текста,  озаглавливание  каждой  части  и  всего  текста):  определение  главной мысли  фрагмента,  выделение  опорных  или  ключевых  слов,

озаглавливание; план  (в  виде  назывных  предложений  из  текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

   Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя  произведения  (выбор  слов, выражений в  тексте,  позволяющих  составить рассказ  о  герое), описание  места  действия  (выбор  слов,  выражений  в  тексте, позволяющих  составить  данное  описание  на  основе  текста). Вычленение и сопоставление эпизодов  из  разных  произведений  по  общности  ситуаций,  эмоциональной  окраске,  характеру  поступков  героев.

   Развитие наблюдательности при чтении  поэтических  текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

   Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача  информации).  Знакомство с простейшими приёмами анализа  различных  видов  текста: установление причинно-следственных связей, определение главной  мысли  текста.  Деление текста на части.  Определение микротем.  Ключевые или опорные  слова.  Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.  Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.  Краткий  пересказ  текста  (выделение главного  в  содержании  текста).  Умение работать с  учебными заданиями,  обобщающими  вопросами  и  справочным  материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание  диалога как вида речи.  Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать,  не  перебивая,  собеседника  и  в  вежливой  форме

высказывать  свою  точку  зрения  по  обсуждаемому  произведению   (художественному,   учебному,   научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный  опыт.  Использование  норм  речевого  этикета  в  процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа  со  словом  (распознавать прямое  и переносное  значение  слов,  их  многозначность),  целенаправленное  пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение  построить  монологическое  речевое  высказывание небольшого  объёма  с  опорой  на  авторский  текст,  по  предложенной теме или в форме ответа  на  вопрос.  Формирование  грамматически  правильной  речи,  эмоциональной  выразительности  и  содержательности.  Отражение  основной  мысли текста  в  высказывании.  Передача  содержания  прочитанного или  прослушанного  с  учётом    специфики    научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из  повседневной  жизни,  художественного  произведения,  изобразительного  искусства)  в  рассказе  (описание,  рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного  высказывания.  Отбор  и  использование  выразительных средств  (синонимы,  антонимы,  сравнения)  с  учётом  особенностей  монологического  высказывания. Устное  сочинение  как  продолжение  прочитанного  произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку  (отражение  темы,  места  действия,  характеров  героев),  использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

   Знакомство   с   культурно-историческим   наследием   России, с общечеловеческими ценностями.

   Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорныежанры,  народные  сказки  о  животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран).  Знакомство с  поэзией  А. С. Пушкина,  М. Ю. Лермонтова, прозой  Л. Н. Толстого,  А. П. Чехова  и  других классиков отечественной  литературы  XIX—XX  вв.,  классиков  детской литературы,  произведениями  современной    отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

   Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней  Греции,  житийной  литературы  и  произведений  о  защитниках  и  подвижниках  Отечества.
Книги разных видов: художественная,  историческая,  приключенческая,  фантастическая,  научно-популярная,  справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

   Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о  Родине,  природе,  детях,  братьях  наших  меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

   Нахождение в тексте художественного  произведения  (с  помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов,  антонимов,  эпитетов,  сравнений,  метафор  и  осмысление их значения.

   Первоначальная ориентировкав  литературных  понятиях: художественное  произведение,  искусство  слова,  автор  (рассказчик),  сюжет  (последовательность  событий),  тема.  Герой произведения: его  портрет,  речь,  поступки,  мысли,  отношение автора к герою.

   Общее представление  об  особенностях  построения  разных видов  рассказывания: повествования  (рассказ),  описания  (пейзаж,  портрет,  интерьер),  рассуждения  (монолог  героя,  диалог героев).

Сравнение  прозаической  и  стихотворной  речи  (узнавание, различение),  выделение  особенностей  стихотворного  произведения  (ритм,  рифма).

   Фольклорные и  авторские  художественные  произведения (их  различие).

   Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные  песни,  потешки,  пословицы,  поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные

особенности  сказок:  лексика,  построение  (композиция).  Литературная (авторская) сказка.

   Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и  выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой  деятельности  учащихся:  чтение  по  ролям,  инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом

и   использование   их   (установление   причинно-следственных связей,  последовательности  событий,  изложение  с  элементами  сочинения,  создание  собственного  текста  на  основе  художественного  произведения  (текст  по  аналогии),  репродукций картин  художников,  по  серии  иллюстраций  к    произведению

или на основе  личного  опыта).  Развитие умения различать состояние природы в  различные  времена  года,  настроение людей,  оформлять  свои  впечатления  в  устной    или    письменной  речи.  Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями,  находить  литературные  произведения, созвучные  своему  эмоциональному  настрою,  объяснять  свой выбор.

Содержание курса 3 класс

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Знакомство с названием раздела.Рукописные книги древней Руси.Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Знакомство с названием раздела.Русские народные песни.Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».Русская народная сказка «Сивка-бурка».Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Знакомство с названием раздела.Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».И. Никитин «Встреча зимы».И. З. Суриков. «Детство».И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).Оценка достижений.

Великие русские писатели (26ч)

Знакомство с названием раздела.А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».А. Пушкин. Лирические стихотворения.А. Пушкин «Зимнее утро».А. Пушкин «Зимний вечер».А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.И. Крылов «Мартышка и очки».И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».И. Крылов «Ворона и Лисица».М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».М. Лермонтов «Утёс», «Осень».Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.Л. Толстой «Акула».Л. Толстой «Прыжок».Л. Толстой «Лев и собачка».Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.Оценка достижений.Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела.Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».К. Бальмонт «Золотое слово».И. Бунин. Выразительное чтение стихотворения.Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.

Литературные сказки (9ч)

Знакомство с названием раздела.Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка);«Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».В. Гаршин «Лягушка-путешественница».В. Одоевский «Мороз Иванович».Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).

Были и небылицы (10 ч)

Знакомство с названием раздела.М. Горький «Случай с Евсейкой».К. Паустовской «Растрёпанный воробей».А. Куприн «Слон».Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».С. Чёрный «Воробей», «Слон».А. Блок «Ветхая избушка».А. Блок «Сны», «Ворона».С. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16 ч)

Знакомство с названием раздела.М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.И. Соколов-Микитов «Листопадничек».В. Белов «Малька провинилась».В. Белов «Ещё раз про Мальку».В. Бианки «Мышонок Пик».Б. Житков «Про обезьянку».В. Дуров «Наша Жучка».В. Астафьев «Капалуха».В. Драгунский «Он живой и светится».Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Знакомство с названием раздела.С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».А. Барто «Разлука».А. Барто «В театре».С. Михалков «Если». «Рисунок».Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).Оценка достижений.

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (13 ч)

Знакомство с названием раздела.Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.А. Платонов «Цветок на земле».А. Платонов «Ещё мама».М. Зощенко «Золотые слова».М. Зощенко «Великие путешественники».Н. Носов «Федина

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во час

Характеристика основных видов деятельности

Дата

Вид контр

1

Самое великое чудо на свете  

2

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию

в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы. Читать текст друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

01.09-02.09

2

Устное народное творчество  

14

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Участвовать в подготовке проекта

03.09-28.09

Вх.р 09.09

3

Поэтическая  тетрадь

11

Прогнозировать содержание раздела.  Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

29.09-15.10

К.р№1

15.10

4

Великие русские  писатели

26

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды  деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл

19.10-09.12

Пр.р№1 09.12

5

Поэтическая  тетрадь  2  

6

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст- повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

10.12-21.12

Кр.р№2 21.12

6

Литературные  сказки

9

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при прочитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью  словаря  в  учебнике  или толкового  словаря. Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

22.12-13.01

Пр.р№2 13.01

7

Были-небылицы  

10

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.  Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям

14.01-01.02

Пр.р№3 01.02

8

Поэтическая  тетрадь  1  

6

Прогнозировать содержание раздела.  Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения

02.02-10.02

9

Люби живое  

16

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

11.02-15.03

Кр.р№3 15.03

10

Поэтическая  тетрадь  2    

8

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

16.03-05.04

11

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок  

13

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

06.04-27.04

Пр.р№4 27.04

12

По страницам  детских  журналов  

7

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя нужный и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

28.04-11.05

Итог.р

11.05

13

Зарубежная  литература

8

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

12.05-25.05

Итого:

136

Календарно-тематическое планирование

 №

Название темы урока

Кол-во час

Вид контроля

Дата план

Дата

факт

Самое великое чудо на свете (2 ч)

1

Книга как источник необходимых знаний.  Рукописные книги Древней Руси

1

Текущий

01.09

2

Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров

1

Текущий

02.09

Устное народное творчество (14 ч)

3

Русские народные песни

1

Текущий

03.09

4

Русские народные песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства

1

Текущий

07.09

5

Докучные сказки.

1

Текущий

08.09

6

Входная работа

1

Промеж

09.09

7

Развитие речи: сочинение докучных сказок

1

Текущий

10.09

8

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Знакомство со сказкой.

1

Текущий

14.09

9

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки

1

Текущий

15.09

10

Сказка «Иван-царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки Характеристика героев сказки.

1

Текущий

16.09

11

Сказка «Иван-царевич и серый волк». Сравнение художественного текста и произведения живописи

1

Текущий

17.09

12

Сказка «Сивка-бурка». Знакомство со сказкой.

1

Текущий

21.09

13

Сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки.

1

Текущий

22.09

14

Сказка «Сивка-бурка». Деление текста на части. Составление плана сказки

1

Текущий

23.09

15

Внеклассное чтение по теме «Устное народное творчество»

1

Текущий

24.09

16

Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

1

Текущий

28.09

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

17

Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»

1

Текущий

29.09

18

Ф. И.  Тютчев.  «Весенняя гроза», «Листья»

1

Текущий

30.09

19

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

Текущий

01.10

20

И. С.  Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

1

Текущий

05.10

21

И. С.  Никитин «Встреча зимы».

1

Текущий

06.10

22

И. З.  Суриков.  «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1

Текущий

07.10

23

И. З.  Суриков.  «Детство», «Зима».  Подвижные картины природы.

1

Текущий

08.10

24

И. З.  Суриков.  «Детство», «Зима». Олицетворение как приём создания картины природы

1

Текущий

12.10

25

Подготовка сценария утренника «Первый снег»

1

Текущий

13.10

26

Урок-концерт по стихам русских поэтов

1

Текущий

14.10

27

Контрольная работа № 1 за 1 четверть

1

Промеж

15.10

Великие русские писатели (26 ч)

28

Знакомство с названием раздела.А. С. Пушкин — великий русский писатель. Отрывки из романов «Цыгане», «Евгений Онегин»

1

Текущий

19.10

29

А. С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыгане», «Евгений Онегин»

1

Текущий

20.10

30

А. С . Пушкин. «Зимнее утро». Лирические стихотворения

1

Текущий

21.10

31

А. С. Пушкин. «Зимний вечер». Настроение стихотворения.

1

Текущий

22.10

32

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Тема сказки

1

Текущий

26.10

33

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». События сказочного текста.

1

Текущий

27.10

34

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Герои литературной сказки

1

Текущий

28.10

35

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Нравственный смысл сказки

1

Текущий

09.11

36

И. А. Крылов — великий баснописец. Басня как жанр литературы

1

Текущий

10.11

37

И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки». Мораль басен.

1

Текущий

11.11

38

И. А. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Нравственный урок читателю

1

Текущий

12.11

39

И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков

1

Текущий

16.11

40

Развитие речи: подготовка к театрализации басен

1

Текущий

17.11

41

М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт

1

Текущий

18.11

42

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...» Настроение стихотворения.

1

Текущий

19.11

43

М. Ю.  Лермонтов.  «Утёс», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи.

1

Текущий

23.11

44

Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство» Л. Н. Толстого

1

Текущий

24.11

45

Л. Н. Толстой. «Акула». Тема и главная мысль рассказа

1

Текущий

25.11

46

Л. Н. Толстой. «Акула». Средства художественной выразительности в прозаическом тексте

1

Текущий

26.11

47

Л. Н. Толстой. «Прыжок». Особенности прозаического и лирического текстов.

1

Текущий

30.11

48

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». Сравнение рассказов.

1

Текущий

01.12

49

Развитие речи: обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному

1

Текущий

02.12

50

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

1

Текущий

03.12

51

Обобщение по теме «Великие русские писатели»

1

Текущий

07.12

52

Внеклассное чтение по теме «Великие русские писатели»

1

Текущий

08.12

53

Проверочная работа № 1 по теме «Великие русские писатели»

1

Промеж

09.12

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

54

Знакомство с названием раздела Н. А.  Некрасов.  «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»

1

Текущий

10.12

55

Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…». Стихотворения о природе

1

Текущий

14.12

56

Повествовательное произведение в стихах Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Текущий

15.12

57

Контрольная работа № 2 за 2 четверть

1

Промеж

16.12

58

К. Д.  Бальмонт.  «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство»

1

Текущий

17.12

59

И.А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...»

1

текущий

21.12

Литературные сказки (9 ч)

60

Знакомство с названием раздела. Д. Н.  Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка

1

Текущий

22.12

61

Д. Н.  Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок

1

Текущий

23.12

62

Д. Н.  Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Характеристика героев сказок.

1

Текущий

24.12

63

В. М. Гаршин. «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки.

1

Текущий

28.12

64

В. М. Гаршин. «Лягушка- путешественница». Нравственный смысл сказки.

1

Текущий

29.12

65

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1

Текущий

30.12

66

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки.

1

Текущий

11.01

67

Внеклассное чтение по теме «Литературные сказки»

1

Текущий

12.01

68

Проверочная работа № 2 по теме «Литературные сказки»

1

Промеж

13.01

Были-небылицы (10 ч)

69

Знакомство с названием раздела.  М. Горький. «Случай с Евсейкой»

1

Текущий

14.01

70

М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства.

1

Текущий

18.01

71

М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.  

1

Текущий

19.01

72

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения

1

Текущий

20.01

73

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев

1

Текущий

21.01

74

Развитие речи: обучение краткому пересказу

1

Текущий

25.01

75

А. И. Куприн. «Слон». Основные события произведения.

1

Текущий

26.01

76

А. И. Куприн. «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.

1

Текущий

27.01

77

Обобщение по теме «Были-небылицы»

Текущий

28.01

78

Проверочная работа № 3 по теме «Литературные сказки. Были-небылицы»

1

Промеж

01.02

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79

Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?»

1

Текущий

02.02

80

С. Чёрный. «Воробей», «Слон». Стихи о животных

1

Текущий

03.02

81

А. А. Блок. «Ветхая избушка». Картины зимних забав.

1

Текущий

04.02

82

А. А. Блок. «Сны», «Ворона». Авторское отношение к изображаемому.

1

Текущий

08.02

83

С. А. Есенин. «Черёмуха». Проверим себя и оценим свои достижения

1

Текущий

09.02

84

Урок-концерт по произведениям изученных поэтов

1

Урок-концерт

10.02

Люби живое (16 ч)

85

Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. М. М. Пришвин. «Моя Родина»

1

Текущий

11.02

86

Развитие речи: составление устных рассказов о Родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. М. Пришвина «Моя Родина»

1

Текущий

15.02

87

И. С.  Соколов-Микитов. «Листопадничек». Определение жанра произведения

1

Текущий

16.02

88

И. С.  Соколов-Микитов. «Листопадничек». Характеристика героев.

1

Текущий

17.02

89

В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа.

1

Текущий

18.02

90

В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

1

Текущий

22.02

91

В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения

1

Текущий

24.02

92

Б. С. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения.

1

Текущий

25.02

93

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

1

Текущий

01.03

94

Б. С. Житков. «Про обезьянку».  Краткий пересказ.

1

Текущий

02.03

95

В. П. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения

1

Текущий

03.03

96

В. Ю.  Драгунский. «Он живой и светится…». Нравственный смысл рассказа.

1

Текущий

04.03

97

Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В. Драгунского «Он живой и светится…»

1

Текущий

09.03

98

Внеклассное чтение по теме «Люби живое»

1

Текущий

10.03

99

Обобщение по теме «Люби живое»

1

Текущий

11.03

100

Контрольная работа № 3 за 3 четверть

1

Промеж

15.03

Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

101

Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии»

1

Текущий

16.03

102

С. Я.  Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

Текущий

17.03

103

А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»

1

Текущий

18.03

104

С. В. Михалков. «Если»

1

Текущий

29.03

105

Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»

1

Текущий

30.03

106

 Внеклассное чтение «Мой любимый поэт».Проверим себя и оценим свои достижения

1

Промеж

31.03

107

Подведение итогов выполненного проекта

1

Текущий

01.04

108

Урок-концерт по произведениям изученных авторов

1

Текущий

05.04

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (13 ч)

109

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

Текущий

06.04

110

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1

Текущий

07.04

111

А. П. Платонов. «Цветок на земле». Особенности речи героев.

1

Текущий

08.04

112

А. П. Платонов. «Ещё мама». Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов.

1

Текущий

12.04

113

А. П. Платонов. «Ещё мама». Развитие речи: замена диалогов косвенной речью

1

Текущий

13.04

114

М. М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа

1

Текущий

14.04

115

М. М. Зощенко. «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа

1

Текущий

15.04

116

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Характеристика героев произведения

1

Текущий

19.04

117

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Главная мысль произведения.

1

Текущий

20.04

118

Н. Н.  Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа

1

Текущий

21.04

119

Н. Н. Носов. «Телефон». Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

1

Текущий

22.04

120

Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

Текущий

26.04

121

Проверочная работа № 4 по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

Текущий

27.04

По страницам детских журналов (7 ч)

122

Знакомство с названием раздела. Выставка детской периодики. Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой»

1

Текущий

28.04

123

Развитие речи: составление вопросов по содержанию рассказа Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

1

Текущий

29.04

124

Ю. И. Ермолаев. «Проговорился»

1

Текущий

04.05

125

Ю. И. Ермолаев. «Воспитатели»

1

Текущий

05.05

126

Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Что такое легенда

1

Текущий

06.05

127

Р. С. Сеф. «Весёлые стихи»

1

Текущий

10.05

128

Итоговая работа

1

Промеж

11.05

Зарубежная литература (8 ч)

129

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

1

Текущий

12.05

130

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».Мифологические герои и их подвиги

1

Текущий

13.05

131

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

1

Текущий

17.05

132

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Характеристика героев сказки.

1

Текущий

18.05

133

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.

1

Текущий

19.05

134

Внеклассное чтение и обобщение по теме «Зарубежная литература»

1

Текущий

20.05

135

Внеклассное чтение и обобщение по теме «Зарубежная литература»

Обобщение по изученному разделу.

1

Текущий

24.05

136

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

1

Текущий

25.05

Итого:

136

Результаты освоения конкретного учебного предмета,

курса (личностные, метапредметные и предметные)

Личностные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе

  • 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
  • 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
  • 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе

  • 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • 6) активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • 8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе

  • 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Предметными  результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Требования к результатам освоения учебного курса  учащимися

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся: 

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться: 

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся: 

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться: 

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся: 

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться: 

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

График проведения проверочных и контрольных работ по литературному чтению

Название темы

Кол-во

Вид контроля

Дата

1

Входная работа

1

Промеж

09.09

2

Контрольная работа № 1 за 1 четверть

1

Промеж

15.10

3

Проверочная работа № 1 по теме «Великие русские писатели»

1

Промеж

09.12

4

Контрольная работа № 2 за 2 четверть

1

Промеж

16.12

5

Проверочная работа № 2 по теме «Литературные сказки»

1

Промеж

13.01

6

Проверочная работа № 3 по теме «Литературные сказки. Были-небылицы»

1

Промеж

01.02

7

Контрольная работа № 3 за 3 четверть

1

Промеж

15.03

8

Проверочная работа № 4 по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

Промеж

27.04

9

Итоговая работа

1

Промеж

11.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по предмету Литературное чтение программа "Планета знаний"

Рабочая программа к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» третьего класса , разработанным в соответствии с Государственным стандартом содержания начального образования  и являю...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...