Технологическая карта урока по обучению грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шиленок Людмила Григорьевна

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_obucheniyu_chteniyu._1_klass.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обучению грамоте. Буквы Э.э. Гласный звук [э].

 УМК «Школа России»

Педагогическая цель

1. Создание условий для ознакомления учащихся с буквами Э, э; гласным звуком [э].

2. Ознакомление с историей воздухоплавания; развитие речи, памяти, логического мышления;

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звук [э] в начале слов и после гласных; обозначают буквой Э данный звук в начале слов и после гласных; читают слова и предложения с изученными буквами, короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, выполняют поручения взрослых.

Личностные результаты

1. Проявляют интерес к изучению нового; к истории воздухоплавания.

2. Проявляют гордость российским летательным аппаратам, исследованиям в области космоса.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение. 

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения задач; логические – характеризуют звук [э], букву Э; сравнивают на иллюстрации различные летательные аппараты; находят дополнительную информацию по иллюстрации, у старших.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других, формулируют собственное мнение и позицию;

Основное содержание темы, понятия и термины

Буквы Э, э; звук [э]; слого-звуковой анализ слова; аэробус, аэроплан, космическая ракета, метеорит, вселенная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Азбука» стр.56-59; Интерактивные демонстрационные таблицы; Пластилин, нитки; Предметные картинки.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

 II. Актуализация знаний.

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

- Почему так говорят?

Любишь с горочки кататься- люби и саночки возить.

Объясняют значение пословицы.

Проявляют интерес к аккуратности, порядку.

Фронтальный. Устные ответы

III. Мотивация учебной деятельности

Фронтальная. Словесный. Беседа

-Послушайте загадку и назовите отгадку.

Угукало, агакало,

И рассыпалось смехом, Аукало и плакало,

И называлось…. (эхом)

– Какой первый звук вы сейчас произнесли?

– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока

– [э].

– Познакомиться
со звуком [э] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой

Формулируют вместе с учителем учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Работа по теме урока.

1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 57)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение

– Что изображено на картинке?

– Что можно услышать в лесу?

- Как оно разговаривает?

– Выполните слого-звуковой анализ слова эхо.

– Выделите первый звук.

– Этот гласный звук вы уже слышали раньше, когда выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой Е. Охарактеризуйте звук [э]

Рассматривают предметную картинку
с изображением девочки, которая  зовет друзей.

Выполняют слого-звуковой анализ слова эхо.

– Звук [э] в начале слова и после гласных обозначается буквой Э;

Определяют сюжет предметной картинки. Выделяют звук [э] в процессе слого-звукового анализа слова эхо. Устанавливают, что звук [э] – знакомый, так как раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой Е

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова

2. Игра «Кто внимательный?»

Коллективная. Словесный.

Игра

– Найдите одинаковый звук в словах: этажерка, этот, этаж, эскалатор, экран, эскимо.

– Назовите имя девочки, используя первые звуки слов: эскалатор, медведь, мячик, автобус

– [э].

– Эмма

Распознают звук [э]
в словах. Определяют первые звуки в

словах. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей

Коллективный. Устные ответы,

игра

Физкультминутка

Коллективная. Практический

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, Эмма, электричество, эхо

Выполняют действия
по тексту под руководством учителя. Определяют наличие звука [э] в словах

Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [э]
в словах

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Знакомство с буквой Э

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– На что похожа буква Э (Э оборотное)?

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится,

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

А. Шибаев

– Выложите букву Э из пластилина или нитки

Находят букву Э на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из пластилина или нитки выкладывают букву Э

Находят букву Э
на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или пластилина.

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

4. Чтение слов (учебник, с. 57)

Фронтальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте слова.

– Какой звук обозначен бук-
вой
Э? Что обозначает буква Э?

Читают слова.

– [э].

– Твердость предшествующего согласного звука

Распознают букву Э 
в словах. Произносят звук [э]. Характеризуют букву Э

Фронтальный. Чтение, устные ответы

5. Работа со стихотворением Я. Акима (учебник, с. 57)

Групповая. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.

– Что вы знаете о космических ракетах? Расскажите

Читают стихотворение, рассматривают картинку, составляют рассказ

Составляют рассказ
по картинке с опорой
на стихотворение. Умеют работать в группе

Групповой. Чтение, рассказ

Физкультминутка

«Самолет»

Коллективная. Практический

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд, 

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

      Полетел наш самолёт.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Первичное закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и стихотворением Р. Сефа. (учебник,
с. 56)

Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, чтение, рассказ

– Рассмотрите рисунки, прочитайте стихотворение. Выполните задания к картинке в учебнике.

– Подготовьте с товарищем сообщение.

– Прочитайте выразительно стихотворение.

– О чем говорится в стихотворении?

– Что такое метеорит?

Рассматривают картинку, читают стихотворение.

Отвечают на вопросы. Получают домашнее задание

Извлекают из иллюстрации и стихотворения необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают выразительно стихотворение. Готовят дома сообщение в паре, работая с дополнительной информацией

Фронтальный, парный. Устные ответы, чтение, рассказ

2. Работа с рассказом Л. Толстого
(учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте рассказ.

– Что знала Таня?

– Что Таня сказала кукле?

– Чему она ее учила?

Читают рассказ, отвечают на вопросы

Осознанно читают рассказ, соблюдая интонацию и знаки препинания. Формулируют ответы

Фронтальный. Чтение, устные ответы

 3. Чтение стихотворения В. Берестова
(учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы в учебнике

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Читают, соблюдая интонацию. Высказывают свое мнение

Фронтальный. Чтение, устные ответы

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

Список литературы

1. Горецкий В. Г., Кирюшин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М.В. Азбука. Учебник для 1 класса. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2017.

2. Волина В. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя.  —М.: Просвещение. 1991.

3. Круглов Ю.Т. Русские народные загадки, пословицы, поговорки, -Москва: Просвещение, 2009.

4. Волина В.В. Учимся, играя - Москва: Новая школа, 2004.

5. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»);

6. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. – методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте

конспект урока в 1 классе по теме "Гласная буква Е,е"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: «Деление слов на слоги»

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»Тип урока: урок –изучение нового материалаЦель урока: Познакомить с делением слов на слоги, с ролью звука и буквы в русском языке.Задачи...

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

Тема урока: "Буквы Т,т. Звуки т,ть"Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс. На уроке использовалась технология деятельностного метода, с использованиес "Сингапурских структур" Урок был...