Рабочие программы
рабочая программа по чтению

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx91.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орлеанская основная общеобразовательная школа»

Алтайского края  Благовещенского района

Принято:

на заседании

педсовета

протокол №_____

«___»________20__г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________________

Балюх Н.В.

«__»__________20__г

Утверждаю:                                          директор МБОУ

директор МБОУ

Орлеанская ООШ

________________                           Козырко О.В.                

Козырко О.В.

Приказ № _______

«___»_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«литературное чтение»

4 класс

на 2019 – 2020 учебный год

Всего часов на учебный год -136

Количество часов в неделю -4

Составлена  в соответствии  с  программой:  Литературное чтение.  Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей  общеобразоват. организаций /Л. Ф.Климанова, М. В. Бойкина. / –М.: Просвещение, 2015.

Учебник: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др./-5-е изд.-М.: Просвещение, 2016.

        

                                                                                 Учитель:

Михайлютенко Надежда Ивановна

Категория высшая

с. Орлеан

2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:

  1. Федерального государственного стандарта начального общего образования.
  2. Литературное чтение.Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.- М.: Просвещение, 2015.
  3. Основной образовательной программы НОО МБОУ ОООШ.
  4. Федерального перечня учебников на 2019 - 2020учебный год.
  5. Учебного плана МБОУ ОООШ (утв. 2019г) на 2019- 2020учебный год.
  6. Календарного графика МБОУ ОООШ.
  7. Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ ОООШ (утв. 2019г)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 136 часов, из расчёта 4 часа в неделю, из них 2 ч.-резервные.

2 часа резервного времени распределены следующим образом:                

в разделе «Зарубежная литература» на тему: Марк Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. -1ч., на тему: Сельма Лагерлеф «В Назаретте». Святое Писание. Иисус и Иуда. -1ч.                              

Курс литературного чтения для 4 класса направлен на достижение следующих целей и задач:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению икниге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствамихудожественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметныхи предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Наименование раздела или темы

Количество часов

Из них Проектов

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Летописи, былины, жития.

11ч

1

Чудесный мир классики.

22ч

Поэтическая тетрадь

12ч

Литературные сказки.

16ч

Делу время -        потехе час.

Страна детства

Поэтическая тетрадь.

Природа и мы.

12ч

Поэтическая тетрадь.

Родина.

1

Страна Фантазия.

Зарубежная литература.

17ч (15 ч+2ч)

Итого:

136ч

2

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления

о        проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

КРУГ ДЕТСКОГО  ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Формы, методы и технологии обучения

Формы организации обучения: урок; урок контроля знаний; использование ИТК; формы взаимоконтроля; урок творчества,  урок-проект.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: групповая, парная, коллективная; самостоятельная.

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение,частично-поисковый (эвристический); исследовательский; методы приобретения новых знаний; методы организации и осуществления учебно-познавательно деятельности; методы контроля и самоконтроля; метод проектов; наглядный; дидактический; практический.

Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода; игровые технологии; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные технологии; технология учебного и социального проекта.

Формы, методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении:

Формы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении:

коллективная; парная; совместно-индивидуальная.

Методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении:

Для эффективности обучения детей испытывающих трудности в обучении осуществляется дифференцированный подход.

Дифференциация является важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, который осуществляется за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • введения специальных видов помощи, а именно:
  • зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
  • речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; назавершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • организация учебного взаимодействия с одноклассниками:(работа в паре с одноклассником, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности);
  • ориентации при оценке результатов обучения на индивидуальную динамику освоения изучаемого предмета.
  • фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Формы проверки и оценки результатов обучения:

текущий контроль; итоговый контроль.

Формы текущего контроля: творческие задания, обобщающие вопросы, тестирование по темам, анализ работ учащихся, устный опрос.

Текущий контроль по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят, как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Учебно-методическое обеспечение

1.Литературное чтение. Рабочие  программы.Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина./- М.: Просвещение, 2015.

2. Литературное чтение.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1.

/Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др./-5-е изд.-  М.:Просвещение, 2016.

3.Литературное чтение.  4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. /Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др./-5-е изд. М.: Просвещение, 2016г.

4.Литературное чтение.  Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Н.А. Стефаненко, Е.А.Горелова. – М.: Просвещение, 2013.

Поурочно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Кол-во часов

Вид

занятия

Дата

Примечание

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.                  

1

Летописи, былины, жития

11ч

2

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

04.09

3

2

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

05.09

4

3

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».Летопись-источник исторических фактов.

1

07.09

5

4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

09.09

6

5

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки».

1

11.09

7

6

Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

1

12.09

8

7

Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова«Богатыри».

1

14.09

9

8

В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского.

1

16.09

10

9

Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

1

18.09

11

10

Проект: «Создание календаря исторических событий».

1

Проект

19.09

12

11

Оценка достижений по разделу «Летописи, былины, жития».

1

21.09

Чудесный мир классики

22ч

13

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

23.09

14

2

П.Ершов «Конек – Горбунок».Сравнение  литературной и народной сказок.

1

25.09

15

3

П.Ершов «Конек – Горбунок».Мотивы народной сказки в литературной.

1

26.09

16

4

П.Ершов «Конек – Горбунок».События литературной сказки.

1

28.09

17

5

Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя.

1

30.09

18

6

 А.Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча». Авторское отношение к изображаемому.

1

02.10

19

7

А.Пушкин.  «Унылая пора! Очей очарование…»Интонация     стихотворения. Заучивание наизусть.

1

03.10

20

8

А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…».

1

05.10

21

9

А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Мотивы народной    сказки в литературной.

1

07.10

22

10

А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Характеристика героев сказки, отношение к ним.

1

09.10

23

11

А.Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Деление сказки на части.Составление плана.

1

10.10

24

12

А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Пересказ основных эпизодов сказки.

1

25

13

М.Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

1

26

14

М.Лермонтов. «Ашик-Кериб».  Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

27

15

М.Лермонтов. «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки.

1

28

16

М.Лермонтов. «Ашик-Кериб». Характеристика героев, отношение к ним.

1

29

17

Л. Толстой. Знакомство с писателем.

1

30

18

Л. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя.

1

31

19

Л. Толстой. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль.

1

32

20

А.Чехов. «Мальчики».Главные герои рассказа- герои своего времени.

1

33

21

А. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1

34

22

 Оценка достижений по разделу «Чудесный мир классики».

1

Поэтическая тетрадь

12ч

35

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

36

2

Ф.Тютчев.«Еще земли печален вид…». Отбор средств художественной  выразительности для создания картины природы.

1

11.11

37

3

Ф.Тютчев. «Как неожиданно и ярко». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

1

13.11

38

4

А.Фет. «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

1

14.11

39

5

А.Фет. «Бабочка». Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп)стихотворения.

1

16.11

40

6

Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..». Передача настроения и чувств в стихотворении.

1

18.11

41

7

А.Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

1

20.11

42

8

И. Никитин. «В  синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

1

21.11

43

9

Н.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки...». Выразительное чтение.

1

23.11

44

10

И.Бунин. «Листопад».Картина осени в стихах И.Бунина.

1

25.11

45

11

И. Бунин.Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

1

27.11

46

12

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

28.11

Литературные сказки.

16ч

47

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

30.11

48

2

В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

1

02.12

49

3

В. Одоевский. «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки.

1

04.12

50

4

В.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ.

1

05.12

51

5

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

1

07.12

52

6

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. Текст- описание в содержании художественного произведения.

1

09.12

53

7

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Герои  литературного текста.

1

11.12

54

8

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Главная мысль произведения.

1

12.12

55

9

П.Бажов. «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

14.12

56

10

П.Бажов. «Серебряное копытце».Герои художественного произведения.

1

16.12

57

11

П.Бажов. «Серебряное копытце».Авторское отношение к героям произведения.

1

18.12

58

12

С.Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

1

19.12

59

13

С.Аксаков. «Аленький цветочек». Герои художественного текста.

1

21.12

60

14

С.Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана.

1

23.12

61

15

С.Аксаков. «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

1

25.12

62

16

 Оценка достижений по разделу «Литературные сказки».

1

26.12

Делу время - потехе час.

63

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

28.12

64

2

Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени».Нравственный смысл произведения.

1

13.01

65

3

Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени».Жанр произведения. Инсценирование  произведения.

1

15.01

66

4

В.Драгунский. «Главные реки». Особенности юмористического текста.

1

16.01

67

5

В.Драгунский. «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому.

1

18.01

68

6

В.Драгунский.«Главные реки», «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев.

1

20.01

69

7

В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

1

22.01

70

8

В.Голявкин.«Никакой я горчицы не ел».Инсценирование  произведения.

1

23.01

71

9

 Оценка достижений по разделу «Делу время- потехе час».

1

25.01

Страна детства.

72

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Житков. «Как я ловил человечков».

1

27.01

73

2

Б.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1

29.01

74

3

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

1

30.01

75

4

К.Паустовский.«Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1

01.02

76

5

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».Музыкальное сопровождение произведения.

1

03.02

77

6

М. Зощенко. «Елка». Герои произведения.

1

05.02

78

7

М.Зощенко.«Елка».Составление плана. Пересказ.

1

06.02

79

8

 Оценка достижений по разделу «Страна детства».

1

08.02

Поэтическая тетрадь.

80

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Брюсов. «Опять сон», «Детская».

1

10.02

81

2

С.Есенин. «Бабушкины сказки».Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

12.02

82

3

М.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».Тема детства.

1

13.02

83

4

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

1

15.02

84

5

 Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

17.02

Природа и мы.

12ч

85

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

19.02

86

2

Д. Мамин- Сибиряк. «Приемыш». Анализ заголовка.

1

20.02

87

3

Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Выборочный пересказ. Отношение человека к природе.

1

22.02

88

4

А.Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

1

24.02

89

5

А.Куприн. «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

26.02

90

6

М.Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои  произведения.

1

27.02

91

7

М. Пришвин. «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1

29.02

92

8

Е. Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героя на основе их поступков.

1

02.03

93

9

В.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

04.03

94

10

В.Астафьев.«СтрижонокСкрип». Деление текста на части. Составление плана.

1

05.03

95

11

В.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.

1

07.03

96

12

Оценка достижений по разделу «Природа и мы».

1

09.03

Поэтическая тетрадь

97

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

11.03

98

2

Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении.

1

12.03

99

3

С.Клычков. «Весна в лесу». Картины весны и лета в произведениях.

1

14.03

100

4

Д.Кедрин. «Бабье лето». Картины весны и лета в их произведениях.

1

16.03

101

5

Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

1

18.03

102

6

 С.Есенин. «Лебедушка».Мотивы народного творчества в авторском произведении.

1

19.03

103

7

С.Е.Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении..

1

21.03

104

8

 Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

30.03

Родина.

105

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

01.04

106

2

И.Никитин.«Русь».Образ Родины в поэтическом тексте.

1

02.04

107

3

И.Никитин.«Русь». Ритм стихотворения.

1

04.04

108

4

С.Дрожжин.«Родине».Авторское отношение к изображаемому.

1

06.04

109

5

А.Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».Тема стихотворения.

1

08.04

110

6

А.Жигулин.«О, Родина! В неярком блеске...».Авторское отношение к изображаемому.

1

09.04

111

7

Проект.«Они защищали Родину».

1

Проект

11.04

112

8

Оценка планируемых достижений по разделу «Родина».

1

13.04

Страна Фантазия

113

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

15.04

114

2

Е.Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

1

16.04

115

3

Е.Велтистов .«Приключения Электроника». Необычные герои фантастического жанра.

1

18.04

116

4

Е. Велтистов .«Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

1

20.04

117

5

Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1

22.04

118

6

Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

23.04

119

7

Оценка достижений по разделу «Страна Фантазия».

1

25.04

Зарубежнаялитература

17ч. (15+2)

Резервные-2ч.

120

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

27.04

121

2

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

29.04

122

3

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

1

30.04

123

4

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особенности их характеров.

1

02.05

124

5

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка.

1

04.05

125

6

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

1

06.05

126

7

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

1

07.05

127

8

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

1

11.05

128

9

Марк Твен.«Приключения Тома Сойера». Особенностиповествования.

1

13.05

129

10

Марк Твен.«Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

14.05

130

11

Марк Твен.«Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

1

16.05

Резервное время

131

12

Сельма Лагерлеф. « В Назарете». Святое Писание.

1

18.05

132

13

Сельма Лагерлеф.  «В Назарете». Иисус и Иуда.

1

20.05

133

14

Сельма Лагерлеф. « В Назарете». Святое Писание. Иисус и Иуда.

1

21.05

Резервное время

134

15

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

23.05

135

16

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

25.05

136

17

Оценкадостижений по разделу «Зарубежная литература».

1

27.05

Итого: 34 (уч. недели) х 4 (кол-во часов) = 136ч.,  из них проекты – 2.

Лист корректировки поурочно-тематического планирования

Предмет_Литературное чтение_

   Класс    _____4_____

  Учитель__Чигенова Р.Х._

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...