Рабочая программа
рабочая программа по чтению (2 класс)

Жигурова  Инна Александровна

Рабочая программа по литературному чтению " Начальная школа 21 века"  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lituraturnoe_chtenie_nachalnaya_shkola_21_veka.docx96.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса

       Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №45 с учетом включенной в ее структуру примерной программы «Литературное чтение. 1-4 классы», авторы-составители Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова.

       В состав УМК входит учебник «Литературное чтение» (Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова - М: Вентана -Граф), который соответствует ФГОС НОО, включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ МБОУ СОШ № 45.

       По учебному плану МБОУ СОШ №45 на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 4 часа в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 2-х классов составляет 34 недели. На изучение литературного чтения отведено 136 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

       Учебный предмет «Литературное чтение» закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

К концу обучения во втором классе ученик приобретет следующие предметные достижения.

На базовом уровне:

- читать осознанно небольшие тексты вслух и «про себя»;

- проговаривать скороговорки, потешки с разным темпом и интонацией;

- различать виды сказок: о животных и бытовые;

- различать рассказ и сказку;

- сравнивать фольклорные и художественные тексты (по теме, главной мысли);

- пересказывать небольшие тексты по плану (его части) полно; выборочно (эпизоды);

- озаглавливать разные части текста;

- рассказывать по иллюстрациям: восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий;

- характеризовать героя (с использованием текста произведения);

- соотносить произведения с его автором.

На повышенном уровне:

- читать тексты с учетом поставленных учебных задач (вслух, «про себя», с продолжением, выборочно);

- характеризовать особенности сказок: о животных и бытовые;

- определять тему и главную мысль произведения;

- осуществлять самоконтроль восприятия текста, прочитанного «про себя»; «удерживать» в памяти последовательность событий фольклорного и художественного текста, прочитанного «про себя» и при чтении с продолжением;

- определять лексическое значение слова (работать со словарной статьей);

 - читать по ролям, разыгрывать небольшие представления на основе литературных произведений.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) — начальный этап

Познавательные УУД:

- сравнивать объекты, представленные в тексте, по образцу и предложенному плану;

- осуществлять   поиск    информации   по   заданной   теме в предложенном источнике (тексте, иллюстрации).

Коммуникативные УУД:

- соблюдать при чтении различных текстов орфоэпические и интонационные правила;

- участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, задавать вопросы, подавать реплики;

- описывать по предложенному плану объекты, используя текст.

Регулятивные УУД:

- находить ошибки в своей (чужой) работе (по предложению учителя и с его помощью);

- выполнять правила культуры участия в диалоге;

- соблюдать правила совместной деятельности при решении учебных задач.

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

- различать пословицы и загадки по темам;

- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

- рассказывать сказки с присказками;

- создавать истории о героях произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

- делать иллюстрации к изученным произведениям;

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Межпредметные связи

- с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Восприятие фольклорных и художественных произведений.

Устойчивый интерес к слушанию чтения учителя и сверстников. Воспроизведение последовательности событий прослушанного произведения небольшого по объему. Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения.

Универсальные   учебные    действия (начальный    уровень). Узнавать характер героя по интонации чтения (добрый, злой, ласковый, трусливый и др.). Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. На основе прослушанного текста представлять в воображении картины, описанные в нем.

Техника чтения, подготовка к выразительному чтению

Беглое мотивированное (с ориентировкой на учебную задачу) чтение вслух с индивидуальным темпом, позволяющим осознать текст. Паузы, интонации, отражающие характер героев.

Чтение «про себя», элементы самоконтроля: слежение за решением поставленной учебной задачи (мотив чтения).

Чтение с продолжением. Целостное восприятие текста, запоминание последовательности развития сюжета.

Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов, которые отражаются в иллюстрации; нахождение описания героев и др.

Имитационные упражнения на основе текста произведения.

Универсальные учебные действия (начальный   уровень). Читать с учетом поставленных учебных задач: вслух,

«про себя», с продолжением, выборочно. Контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении: «могу ответить на этот вопрос; запомнил ли…». «Удерживать» в памяти последовательность событий текста, прочитанного «про себя» и при чтении с продолжением.

Читать с разными интонациями: весело, задорно, шутливо, ласково, с любованием, с усмешкой.

Анализировать текст: находить слова, подсказывающие интонационный рисунок чтения. Подчеркивать голосом выделенные в тексте слова. Читать диалоги в сказках, передавая особенности разных персонажей. Читать присказки в сказках, соблюдая нужный темп речи и основной тон чтения (протяжно, нараспев).

Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства. Соблюдать паузы. Работая в парах (группах), размечать паузы в тексте.

Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление)

Сказка как выражение народной мудрости, средство воспитания.

Главная мысль сказки, определяющая ее значение для воспитания.

Бытовая сказка как повествование о повседневной жизни людей. Ее особенности: время и место событий; герои — люди и животные; явная и скрытая мораль; сочетание реальных и фантастических ситуаций; диалоги; завязка. Волшебная сказка, ее особенности: победа добра над злом; повторы; волшебство и превращения; нереальные герои и чудесные предметы; время   и место событий; зачин и концовка. Присказка.

Сказки народов России: общность тем и выразительных средств; передача особенностей жизни и быта разных народов-героев. Пословица как название сказки.

Авторская сказка. Общность тем в народных и авторских сказках. Рассказ как повествование о жизни людей, животных, «зеркало» жизни. Особенность рассказа: реалистичность происходящих событий, героев (людей и животных); непродолжительность протекания

действия. Название рассказа как отражение его главной мысли.

Стихотворные произведения и их особенности: рифма, ритм, выразительные средства.

Универсальные   учебные   действия (начальный    уровень). Различать сказки бытовые и волшебные. Анализировать сказки: выделять их видовые особенности. Сравнивать рассказ, сказку, стихотворение на одну тему.

Сравнивать различные тексты по теме, выразительным средствам. Называть признаки произведения как определенного жанра.

Работа с фольклорными и художественными текстами

Главная мысль сказок разного вида (бытовых, волшебных). Схожесть тем и сюжетов сказок разных народов. Завязка как нача- ло важных событий сказки. Средства выразительности в сказках: постоянные эпитеты (без предъявления термина), сравнения. Диалог в сказке.

Темы стихотворных произведений. Особенности выразительных средств стихотворений разной тематики.

Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания и главной мысли произведения.

Универсальные учебные действия (начальный   уровень). Определять тему, главную мысль произведения.

Соотносить тему урока с темой прочитанных произведений. Находить в тексте слова, подтверждающие тему, главную мысль, характеристику (описание) героя.

Анализировать название произведения, соотносить его с соответствующей пословицей. Различать сказочный и реалистический тексты (сюжет). Сопоставлять реалистические события с необычными, сказочными, фантастическими. Различать сказки бытовые и волшебные. Анализировать структуру сказки: находить начало, завязку, конец. Кратко характеризовать особенности сказки. Находить в тексте слова, подтверждающие их (повторы, волшебные события, сказочные герои и др.).

Устанавливать последовательность событий (действий) сюжета, восстанавливать события в тексте.

Обсуждать совместно (в парах, в группах): значение пословицы, соответствие названия сказки и пословицы; подбирать пословицы, отражающие главную мысль сказки, ее название.

Сравнивать стихотворный и прозаический тексты: находить различия.

Анализировать текст: находить описания; сравнивать разные описания природы. Находить в тексте сравнения, объяснять, как они влияют на его выразительность. Характеризовать приемы, используемые автором (сравнения, диалог, описание).

Находить в тексте диалоги, характеризовать их участников. Выделять отрывки, которые произвели наибольшее впечатление.

Характеризовать героя, используя текст произведения. Группировать (классифицировать) героев произведения по принципу «положительный—отрицательный».

Соотносить иллюстрации с текстом, отдельными его эпизодами. Узнавать название и текст произведения по иллюстрациям. Восстанавливать нарушенную последовательность иллюстраций, ориентируясь на текст.

Развитие речи

Словарный запас речи: обогащение образными словами, пословицами, крылатыми выражениями. Смысл пословиц, постоянных эпитетов, сравнений, архаизмов, встречающихся в тексте.

Разные виды пересказа произведения: по плану (данному и составленному самостоятельно), по его части; тексту, прочитанному вслух и «про себя». Пересказ выборочный и полный.

Рассказ по иллюстрациям. Описательный рассказ с использованием текста произведения.

Драматизация и чтение по ролям небольших сказок (потешек).

Универсальные учебные действия (начальный уровень). Ориентироваться в выразительной стороне речи, «игре слов», которые используются в тексте произведения. Объяснять крылатые выражения, встречающиеся в произведении и понятные по контексту. Находить в тексте слова для краткой характеристики настроения, которое создает произведение. Высказывать суждения о значении пословиц, крылатых слов и выражений, употребляемых в тексте сказок (рассказов).

Участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников.

Конструировать план пересказа, пересказывать по плану, составленному коллективно, и любой его части. Придумывать названия к иллюстрациям, на их основе конструировать план пересказа. Озаглавливать разные части сказки. Пересказывать полно, выборочно отдельные эпизоды сказок (рассказов), а также небольшие по объему тексты. Пересказывать небольшой текст, прочитанный «про себя», не заглядывая в него.

Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы. Рассказывать по иллюстрациям: восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий.

Составлять словесный портрет героя (отвечать на вопрос «Какой он?»), используя опорные слова.

Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).

Предполагать действия, которые могут произойти в воображаемых ситуациях («Если бы…»). Представлять в воображении картины, описанные в произведении. Разыгрывать небольшие сценки по тексту потешек, сказок, исполнять разные по характеру роли (девочка, медведь, лиса и пр.), использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Библиографическая культура (работа с книгой)

Роль книги в жизни человека. Познавательная книга. Книги - «воспитатели» (С.Я. Маршака, С.В.  Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Осеевой и др.). Авторы сказок: А.С. Пушкин, братья Гримм и др. Переводчики.

Элементы книги: обложка, оглавление, иллюстрация.

Иллюстраторы (И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, Ю.А. Васнецов и др.). Художники, чьи картины могут служить иллюстрацией    к тексту произведений (И.И. Левитан, А.А. Пластов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Ю.М. Непринцев, Т.Н. Яблонская, Ф.В. Сычков, П. Пикассо).

Каталог, каталожная карточка, их назначение. Выбор книги по каталогу.

Универсальные   учебные   действия (начальный    уровень). Ориентироваться в каталоге: выбирать книгу по фамилии автора. Объяснять назначение каталожной карточки. Заказывать книгу по каталожной карточке.

Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям. Воспроизводить название произведения и его автора по иллюстрациям к тексту.

Произведения для слушания

Произведения фольклора. Мороз и Морозец (литовская народная сказка в переводе С.В. Михалкова). Петухан Куриханыч (русская народная сказка). Айога (нанайская сказка).

Бунин И.А. Листопад. Лесли Р. Медведи и я. Невлев И. Русь. Михалков С.В. Фома. Полуянов И.Д. Шепот снегов. Суриков И.З. Детство. Твардовский А.Т. Рассказ танкиста. Тютчев Ф.И. «Есть в осени первоначальной...». Ярмыш Ю.Ф. Осенняя сказка.

Произведения для самостоятельного чтения

Произведения фольклора. Белый медведь и бурый медведь (ненецкая сказка). Бычок — смоляной бочок (русская народная сказка). Два лентяя (татарская сказка). Жар-птица и Василиса- царевна (русская народная сказка в пересказе А.Н. Афанасьева). Два Мороза (русская народная сказка). Золотая рыбка (русская народная сказка). Как бедняк гуся делил (татарская сказка). Кто не работает, тот не ест (сербская сказка). Каша из топора (русская народная сказка). Лисичка-сестричка и серый волк (русская народная сказка). Не плюй в колодец — пригодится воды напиться (русская народная сказка). Сестрица Аленушка и братец Иванушка (русская народная сказка). Снегурочка (русская народная сказка). Упрямый слоненок (африканская сказка). Четыре ленивца (мордовская сказка). Шурале (татарская сказка).

Абрамцева Н.К. Осенняя сказка. Алатырцев В.И. Песня о черемухе. Александрова З.Н. Родина. Снежок. Астафьев В.П. Игра. Баруздин С.А. «На улице Садовой…». Белозеров Т.М. День Победы. Берестов В.Д. Прощание с другом. «Деду нравятся березки…». Бианки В.В. Книга зимы. Бондаренко А. Вот оно, начало лета! Булатов М.А. О сказках. Брюсов В.Я. «Сухие листья, сухие листья…». Вересаев В.В. Братишка. Воронкова Л.Ф. Кружка молока. Глинская М. Хлеб. Горький М. Детство. Братья Гримм. Бременские музыканты. Дементьев А.Д. Слепой заяц. Дягутите Я. Каравай. Егоров Н.М. Листопад. Ермолаев Ю.И. Проговорился. Есенин С.А. Пороша. Береза. Житков Б.С. Галка. Жуковский В.А. Мальчик с пальчик. Заходер Б.В. Мы — друзья. Исаковский М.В. «Осторожно ветер…». Кассиль Л.А. Сестра. Катаев В.П. Дудочка и кувшинчик. Лавренев Б.А. Большое сердце. Лебедев-Кумач В.И. Здравствуй, елка! Луганский Н.Л. Музыка леса. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Маршак С.Я. «Я прохожу по улицам твоим…». Маяковский В.В. «Посочувствуй родителям Власа…». Митяев А.В. Кто нужнее? Отпуск на четыре часа. Михалков С.В. А что у вас? Событие. Быль для детей. Молчанов В.Ю. «Детство... Цветы... Лужайка...». Некрасов Н.А. Перед дождем. Никитин И.С. Встреча зимы. Образцов С.В. Дружок. Орлов В.В. «Кра! — кричит ворона…». Осеева В.А. Добрая хозяюшка. Почему. Что легче? Паустовский К.Г. Барсучий нос. Перекалова В.С. Чистик. Пермяк Е.А. Волшебные краски. Плещеев А.Н. Внучка. Погореловский С.В. «Стань добрым волшебником…». Пришвин М.М. Осеннее утро. Журка. Пушкин А.С. «Уж небо осенью дышало…». «Вот север, тучи нагоняя…» (Евгений Онегин, отрывки). Росимов Г.В. Говорит мама.  Сеф Р.С. Ночная музыка. Сладков Н.И. Лиса и мышь. Скребицкий Г.А., Чаплина В.В. Новогодняя елка в лесу. Соколов Д. Паровозик. Соколов-Микитов И.С. Лес осенью. Степанов В. Шинель. Суриков И.З. Первый снег. Сутеев В.Г. Яблоко. Кораблик. Твардовский А.Т. Василий Теркин (отрывок). Токмакова И.П. «Опустел скворечник…». Толстой Л.Н. Лгун. Трутнева Е.Ф. Первый снег. Тургенев И.С. Осень. Усачев А.А. Самый лучший в мире дом. Снежная книга. Федорова Н. Бабуля Варя. Паровозик. Под снегом. Фет А.А. «Кот поет, глаза прищуря…». «Я пришел к тебе с приветом…». «Чудная картина…». Чаплина В.В. Нюрка. Чарушин Е.И. Страшный рассказ. Черкесов В. Воробей. Чехов А.П. Весной. Чуковский К.И. Курица. Щипачев С.П. «Был у нас кот Васька…».

Тематическое планирование   по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные вопросы содержания

по плану

по

факту

                                                                                                                                                         О тех, кого мы любим

1

Детство  А. Усачёв «Самый лучший в мире  дом»

1

Название произведения (ответ на вопрос «Почему автор так назвал произведение?»). Главная мысль текста. Ритм произведения: звуки, которые отражены в нем. Крылатые образные выражения. Отражение в произведении чувств автора.

2

Р. Сеф «Ночная музыка»

1

3

 О мамах и бабушках Н. Фёдорова «Бабуля Варя», В. Жуковский «Мальчик с пальчик»

1

Сравнение (общее представление). Сравнения в тексте художественного произведения и их роль как средства выразительности. Устаревшие народные слова (значение и роль как средства выразительности).

 «Любимая книга»: рассказ по впечатлениям о прочитанном.

4

М. Горький «Детство»

1

5

Г. Росимов «Говорит мама»,

А. Плещеев «Внучка»

1

6

Друзья детства  С. Михалков «А что у вас?»

1

Ориентировка в тематике произведений («О дружбе»). Чтение с продолжением. Работа с текстом как средство целостного его восприятия. Ориентировка в понятии «дружба» (на основе художественных текстов). Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознанности чтения. Восприятие иллюстраций как наглядное представление художественного текста.

7

Входная контрольная работа

1

Самостоятельная работа с текстом по содержанию и вопросам.

Проверка знаний и умений.

8

Анализ контрольной работы.

В. Перекалова «Чистик»  

1

Формирование адекватной оценки своих достижений. Ориентировка в тематике произведений («О дружбе»).  Работа с текстом как средство целостного его восприятия. Ориентировка в понятии «дружба» (на основе художественных текстов). Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознанности чтения. Восприятие иллюстраций как наглядное представление художественного текста.

Краше нет родного края

9

Вижу чудное приволье

З. Александрова «Родина»

1

Лирические произведения на тему «Природа Родины». Выразительные средства поэтических произведений на эту тему. Ориентировка в понятии Родина, синонимический ряд: «Родина, отчизна, родная страна»

Репродукции картин о природе Родины как отражение отношения художника к родному краю и иллюстрация к поэтическим произведениям.

Чтение «про себя». Самоконтроль за восприятием собственного чтения в соответствии с учебной задачей.

10

Русские народные песни «Рябинушка», «Берёзонька»

1

11

И. Соколов – Микитов «Лес осенью»

1

12

Моя любимая книга В. Молчанов «Детство…»

1

Книги о природе: стихи, рассказы о временах года.

Рассказы «Любимая книга о природе». Литературная викторина «Стихи о природе»: чтение и узнавание отрывков из стихов о природе.

Родной край в стихотворениях - воспоминаниях. Настроение автора, который вспоминает детство и родной дом.

13

Любимая работа Л. Воронкова «Кружка молока»

1

Тема труда в произведениях. Герой рассказа. Характеристика реального героя-животного: кличка, нрав, повадки, отношение с человеком.

Выразительное чтение вслух с интонацией восхищения и гордости.

Мотивированное чтение: ответы на вопросы по тексту рассказа «Кружка молока».

14

Хлеб - всему голова М. Глинская «Хлеб»

1

Нравственная основа (поучительность) художественного текста. Главная мысль произведения, посвященного нравственным проблемам. Олицетворение как выразительное средство (общее представление без предъявления термина).

Совместная деятельность в парах: правила взаимодействия. Соотнесенность темы произведений разных видов искусства: тема труда в произведениях литературы и живописи.

Пересказ   по    вопросам   рассказа М. Глинской «Хлеб».

15

В. Астафьев «Игра», Я. Дягутите «Каравай»

1

Звуки и краски природы

16

Какого цвета осень? М. Пришвин «Осеннее утро»

1

Самоконтроль чтения «про себя»: повторы слов, определение смысловых частей текста. Стихотворения о природе. Передача в произведениях авторского отношения к объекту описания. Цвет и звук как выразительные средства и как содержание описания в поэтическом тексте. Соотнесение выразительных средств в произве-дениях на одну тему, но разных видов искусства (живописи, поэзии, музыки).

Слушание чтения учителя. Отражение в стихотворении чувств поэта.

17

И. Тургенев «Осень», И. Бунин «Листопад»- слушание

1

18

В. Брюсов «Сухие листья…», Н. Егоров «Листопад»

1

19

Каким бывает ветер

Н. Некрасов «Заунывный ветер …»,

А. Пушкин «Ветер, ветер!»,

М. Исаковский «Осторожно ветер…»

1

Слова-характеристики, сравнения как средства выразительности стихотворного текста. Образные выражения.

Слушание чтения учителя. Основное содержание текста (по восприятию на слух).

Словарная работа: объяснение выражений «стая туч»,

«стая галок и ворон».

Анализ произведения, воспринятого на слух: определение основного содержания.

Домашнее задание. Заучивание наизусть. Слова-синонимы.

20

Н. Некрасов «Перед дождём»

1

21

С. Есенин «Закружилась листва золотая…»

1

22

Осенняя сказка А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1

Стихотворения о природе, их сравнение (по теме, по эмоциональному воздействию) с темой урока. Описания в тексте как способ создания настроения читателя. Загадки - отгадки. Слушание чтения учителя. Первая строчка стихотворения как его название.

Самостоятельная работа: определение значения названия текста.

Обсуждение значения образных выражений-предложений, основных событий, особенностей текста-сказки.

23

Н. Абрамцева «Осенняя сказка»

1

Сказка — ложь, да в ней намек…

24

Секреты сказок Д. Соколов «Паровозик», Н. Фёдорова «Паровозик»

1

Тексты реалистические и сказочные: общее и различия.

Сказка о животных (повторение пройденного).

Чтение с продолжением: «удержание» в памяти событий и героев, предсказание развития сюжета по предложениям - подсказкам. Бытовая сказка как вид фольклорной сказки. Главная мысль сказки, герои—животные и люди, их характеристика. Начало и конец сказки. Особенности бытовой сказки. Соотнесение пословицы и темы сказки. Описание героя сказки. Иллюстрация к сказке. Совместная деятельность в парах.

Обогащение словаря: устаревшие слова и выражения. Объяснение слова «выпростал».

25

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

1

26

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

1

27

Добрая хозяюшка? В. Осеева «Добрая хозяюшка»

1

Контроль за реализацией мотива чтения: ответы на вопросы по тексту. Соотнесение иллюстрации с текстом произведения.

Завязка сюжета как начало развития действия.

Словарный запас: устаревшие просторечные слова и выражения. Словарная работа: объяснение слова «завалинка». Соотнесение пословицы с главной мыслью сказки.

Воспроизведение содержания произведений, прочитанных ранее.

«Любимая книга»: ответ на вопрос «Какие сказки ты любишь?» и рассказ о любимой сказке.

28

В. Осеева «Добрая хозяюшка»

1

29

Любимая книга Мордовская сказка «Четыре ленивца»

1

30

Давай поговорим… Русская народная сказка «Каша из топора»

1

Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознанности чтения.

Бытовая сказка юмористическая, «сказка с издевкой» — шутливая поучительная история. Нравственная основа сказки. Диалог как особенность бытовой сказки. Завязка действия (повторение пройденного).

Словарный запас: устаревшие просторечные слова и выражения.

Правила совместной деятельности при работе в группах.

Слушание чтения учителя. Бытовые шутливые сказки на одну тему.

Характеристика главного героя (с выбором слов из предложенных).

Коллективная подготовка ответов на вопросы «Какие бытовые сказки есть в нашей библиотеке? Это отдельные книги или сборник сказок? Есть ли в них иллюстрации?». Ученики вспоминают сказки, в которых героями являются животные.

31

Русская народная сказка «Каша из топора»

1

32

Слушание. Русская народная сказка «Петухан Куриханыч»

1

33

Экскурсия в библиотеку

1

О тех, кого человек приручил

34

Ищу себе хозяина…  М. Пришвин «Журка»

1

Мотивированное чтение: осознание отношений человека и животных. Тема произведения и его нравственный смысл: ответственность человека за тех, кого он приручил. Нравственная основа истории, рассказанной художником на картине.

Слушание чтения учителя. Главная мысль произведения, воспринятого на слух и на основе собственного чтения.

Заучивание стихотворения наизусть. Главная мысль текста.

35

В. Берестов «Прощание с другом»

1

36

Друзья-проказники Б. Житков «Галка»

1

Соотношение содержания произведения живописи с темой (сюжетом, главной мыслью) сказки.

Познавательная основа произведений о животных. Реальность событий рассказа. Диалог как средство раскрытия отношений героев в рассказе.

Самоконтроль в процессе чтения «про себя».

37

С. Щипачёв «Был у нас кот Васька…»

1

38

В. Черкесов «Воробей»

1

39

Воспоминание о друге С. Образцов «Дружок»

1

Нравственная тема произведений: отношения человека и животных.

Чтение с продолжением: прослеживание и запоминание сюжета. События, описываемые автором: последовательность, настроение, чувства, которые переживали герои. Соотношение последовательности событий в тексте и иллюстрациях к ним.

Домашнее задание. Пересказ по составленному плану.

40

С. Образцов «Дружок»

1

О смешном и серьезном

41

Что посеешь, то и пожнешь В. Орлов «Кра!»

1

Нравственный смысл произведения: взаимоотношения людей и животных. Диалог как прием выразительности. Малые фольклорные жанры (пословицы), связь их тем и главной мысли с эпическими произведениями (без предъявления термина). Иллюстративный ряд произведения. Оживление имеющегося опыта: сказки о животных.

Домашнее задание. Работа с текстом рассказа «Проговорился»; подбор пословицы к рисункам.

42

Ю. Ермолаев «Проговорился»

1

43

Ю. Ермолаев «Проговорился»

1

44

Почему топор лучше шубы греет Русская народная сказка «Два Мороза»

1

Народная сказка: тема, главная мысль, сходство и различия сказок разных народов. Иллюстрация к сказке: назначение. Перевод сказок других народов. Работа переводчика. Малые фольклорные жанры: пословицы.

Домашнее задание. Пересказ эпизода сказки.

45

Литовская народная сказка «Мороз и Морозец» - слушание

1

46

Какими бывают герои-животные?

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

Смысл юмористического произведения. Заглавие произведения и его подтекст (без предъявления термина). Нравственная основа авторской сказки. Крылатые выражения как прием выразительности. Любимая книга: узнавание сказки по иллюстрации. Характеристика персонажей сказки.

Домашнее задание. Работа с текстом: деление на части тек- ста сказки.

47

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

48

Обобщение по разделу «О смешном и серьёзном»

1

Сказки о животных. Рассматривание иллюстраций: соотнесение иллюстраций с названием сказки о животных Характеристика героев сказок о животных. Оценка достижений.

Дружба — дело серьезное

49

Нет друга — ищи, а найдешь — береги  Братья Гримм «Бременские музыканты»

1

Чтение с продолжением: самоконтроль выполнения учебной задачи (на материале сказки «Бременские музыканты»). Оценка темы, сюжета и выразительных средств сказки. Тема, главная мысль, подбор пословицы   к главной мысли.

Обсуждение особенностей сказки «Бременские музыканты».

Итога урока: дружба — тема сказок.

Самостоятельная работа: озаглавливание разных частей сказки. Пересказ сказки.

Знакомство с творчеством братьев Гримм. Какие сказки братьев Гримм есть в нашей библиотеке. Рассматривание книг братьев Гримм.

50

Братья Гримм «Бременские музыканты»

1

51

Братья Гримм «Бременские музыканты»

1

52

Экскурсия в библиотеку

1

53

Умные договариваются, а глупые спорят Б. Заходер «Мы- друзья»  

1

Мотивированное чтение стихотворного текста. Нравственная основа юмористических стихотворений. Дружба, взаимопомощь и выручка — тема авторских сказок.

Самостоятельная работа с текстом по содержанию и вопросам. Оценка достижений.

Работа с текстом сказки В.Г. Сутеева: деление текста на части по данным названиям, краткий пересказ.

54

В. Сутеев  «Яблоко»

1

55

Работа с текстом. В. Сутеев «Кораблик»

1

56

Анализ работы. В. Сутеев «Кораблик», С. Погореловский «Стать добрым волшебником»

1

57

Вместе не так страшно  Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

Герои художественного юмористического произведения: их чувства, поведение, особенности разговора. Диалог как прием характеристики героев. Поговорка как образная характеристика состояния человека. Рассказ как реальные события из жизни людей и животных. Иллюстрации к художественному произведению: отражение сюжетной линии.

Работа с иллюстрациями к рассказу Н.Н. Носова.

58

В. Вересаев «Братишка», Н. Сладков «Лиса и мышь»

1

59

Обобщение по разделу

1

Звуки и краски природы

60

Здравствуй, гостья зима И. Суриков «Первый снег», Н. Фёдорова «Под снегом»

1

Описание в стихотворном и прозаическом текстах. Особенности познавательного текста (получение нового знания).

«Очеловечивание» природы.  Репродукция   как   иллюстрация к прочитанным произведениям. Слушание чтения учителя.

Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознанности чтения. Описательный текст.

61

И. Никитин «Встреча зимы»

1

62

Е. Трутнева «Первый снег»

1

63

Новогодняя елка Г. Скребицкий, В. Чаплина «Новогодняя ёлка в лесу»

1

Завязка как начало развития повествования.  Мотивированное чтение, контроль осознанности чтения: основные события сюжета.

Схожесть — различие текстов, их названий, характеристик героев.

Воспроизведение наизусть стихотворения.

64

В. Бианки «Книга зимы», А. Усачёв «Снежная книга»

1

65

С. Михалков «Событие», В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, ёлка!»

1

66

Волшебные краски Нового года  Е. Пермяк «Волшебные краски»

1

Чтение с продолжением: восприятие нравственной стороны произведения. Понимание идеи произведения: от чего зависят добрые и злые поступки человека.

Обсуждение нравственного смысла произведения Е.А. Пермяка

«Волшебные краски»: что заставило плакать героя, как исправлять ошибки, что дает человеку труд.

Работа с текстом: выборочное чтение. Составление плана пересказа текста. Оценка достижений.

67

Е. Пермяк «Волшебные краски»

1

68

Обобщение по разделу «Звуки и краски природы»

1

О тех, кого мы любим

69

Семья крепка ладом  А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря»,  «Я пришёл к тебе с приветом»

1

Восприятие произведения: представление описанных образов в воображении. Автор и герой — одно и то же лицо. Чтение с продолжением. Нравственный смысл фольклорной сказки. Положительный и отрицательный герои сказки. Отношение автора (читателя) к ним. Выразительные средства народной сказки: постоянные эпитеты (без предъявления термина), народные выражения, стихотворные строчки и песни.

Иллюстрации к сказке И.Я. Билибина.

70

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

71

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

72

Дела семейные Татарская сказка «Как бедняк гуся делил»

1

Нравственный смысл фольклорных сказок разных народов. Похожесть их тем и главных мыслей, поучительный характер. Черты характера, которые одобряются и осуждаются в народных сказках. Мотивированное чтение сказок разных народов. Выразительные особенности сказки, характеризующие ее принадлежность к какому-либо народу. Словарная работа: бай

Чтение про себя. Контроль восприятия смысла и основного содержания сказки, оценка своей деятельности.

 Полный пересказ сказки (по выбору).

73

Татарская сказка «Два лентяя»

1

74

Про всякое в сказке говорится…  Русская народная сказка «Снегурочка»

1

Мотивированное чтение: внимание к учебной задаче, поставленной перед чтением. Фольклорная сказка: тема, события, особенности (начало, развитие действия, конец). Пословицы в тексте народной сказки. Соотнесение иллюстраций с текстом сказки.

Развитие речи: объяснение значения образных народных выражений.

Правила парной работы. Оценка достижений.

75

Русская народная сказка «Снегурочка»

1

76

Обобщение по разделу «О тех, кого мы любим»

1

О тех, кого человек приручил

77

О ребятах и зверятах  В. Осеева «Почему»

1

Чтение с продолжением. Обсуждение поучительного характера рассказа В.А. Осеевой «Почему»

78

В. Осеева «Почему»

1

Чтение с продолжением: нравственный смысл рассказов о взаимоотношениях человека с животными. Чувства, которые рождаются у читателя по отношению к безнравственным поступкам. Название рассказа как отражение главной мысли текста. Сюжетная линия повествования (без предъявления термина).

Описание героя, окружающей обстановки как выразительные средства повествования.

Развитие речи: предложения со сравнениями.

Домашнее задание. Деление повествования на части в соответствии с заданными названиями.

79

В. Осеева «Почему»

1

80

К. Паустовский «Барсучий нос»

1

81

К. Паустовский «Барсучий нос»

1

82

К. Паустовский «Барсучий нос»

1

83

Доброта творит чудеса А. Дементьев «Слепой заяц»

1

Чтение с продолжением: удержание в памяти последовательности развития сюжета и действий героев. Нахождение в тексте слов, объясняющих поведение героев: «Что удивило писателя в поведении зайца?» Обсуждение проблемы «Почему писатель решил поделиться этой историей с читателями?».

Мотив писателя: написание поучительных историй.

Развитие речи: сочинение продолжения рассказа.

84

А. Дементьев «Слепой заяц»

1

85

А. Дементьев «Слепой заяц»

1

86

Человек и звери В. Чаплина «Нюрка»

1

Чтение с продолжением: удержание последовательности развития сюжета. Тема произведений: дружба человека и животного. Особенности передачи в повествовании отношений человека и животных.

Развитие речи: описание отношения человека и животного в произведении живописи. Оценка достижений.

87

В. Чаплина «Нюрка»

1

88

Обобщение по разделу «О тех, кого человек приручил»

1

Сказка ложь, да в ней намек…

89

По страницам народных волшебных сказок М. Булатов «О сказках»

1

Народная сказка: особенности, причины возникновения. Волшебная сказка. Герои, особенности строения (повторы, волшебные помощники, завязка, присказка).

Работа с текстом как средство целостного его восприятия. Лексика сказки: сказочные слова и выражения. Иллюстрация к сказке.

Деление сказки на части,  озаглавливание, пересказ выборочный.

90

Русская народная сказка «Жар-птица и Василиса-царевна»

1

91

Русская народная сказка «Жар-птица и Василиса-царевна»

1

92

Русская народная сказка «Жар-птица и Василиса-царевна»

1

93

Любимая книга

1

Любимая волшебная сказка: передача отношения к прочитанному произведению. Рассказывание любимой волшебной сказки (эпизода).

94

Жадным быть – себе вредить Русская народная сказка «Золотая рыбка»

1

Чтение с продолжением: положительный и отрицательный герои. Нравственный аспект сказки. Присказка.

Развитие речи: словарная работа.

Слушание чтения учителя. Авторская сказка. Схожесть сюжетов народной и авторской сказок. Особенности каждой.

Анализ схемы «Какие бывают сказки», характеристика

особенностей каждого вида сказки.

Самостоятельная работа с текстом по содержанию и вопросам.

95

Русская народная сказка «Золотая рыбка»

1

96

Русская народная сказка «Золотая рыбка»

1

97

Русская народная сказка «Золотая рыбка»

1

98

 Русская народная сказка «Золотая рыбка»

1

99

Слушание А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

100

Работа с тексом. Обобщение по разделу «Сказка ложь, да в ней намек…»

1

О смешном и серьезном

101

Про упрямых и капризных Африканская сказка « Упрямый слонёнок»

1

Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознанности чтения: нравственный аспект произведения. Иллюстрация к сказке: образы героев.

Слушание чтения учителя. Схожесть тем в сказках и стихотворных произведениях.

Составление плана пересказа (по образцу).

102

Африканская сказка « Упрямый слонёнок»

1

103

Африканская сказка « Упрямый слонёнок»

1

104

Слушание С. Михалков «Фома»

1

105

Без труда нет добра Русская народная сказка « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

1

Чтение с продолжением: осознанность чтения (ответы на вопросы). Особенности бытовой сказки.

 Толкование пословицы, которая стала заголовком сказки. Сравнение пословицы — заглавия сказки с пословицей английского народа «Относись к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе». Реальность сюжета, необычность ситуации.

Составление цепочки событий, которые раскрывают главную мысль сказки «Кто не работает, тот не ест» Нравственный аспект бытовой сказки. Герои.

Деление сказки на части, названия к каждой части.

Чтение по ролям любого диалога сказки.

106

Русская народная сказка « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

1

107

Русская народная сказка « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

1

108

Сербская сказка «Кто не работает, тот ест»

1

109

Сербская сказка «Кто не работает, тот ест»

1

110

Короток век у лжи Л. Толстой «Лгун»

1

Чтение «про себя», контроль и самоконтроль осознанности чтения: «удержание» в памяти сюжетной линии повествования.

Мотивированное чтение: нравственный аспект повествования.

Главная мысль рассказа. Чтение с продолжением: сюжет, характеристика героев.

Развитие речи: просторечные выражения.

Пересказ текста.

111

В. Осеева «Что легче?»

1

112

Русская народная сказка « Лисичка- сестричка и серый волк»

1

113

Русская народная сказка « Лисичка- сестричка и серый волк»

1

114

Контрольная работа

1

Промежуточная аттестация

115

Анализ контрольной работы. Обобщение по разделу «О смешном и серьёзном»

1

Книга учит добру. Обсуждение нравственной основы книг С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Осеевой. Рассматривание рисунков учебника и определение, в каком произведении «живут» эти герои. Краткий пересказ изображенных эпизодов сказки.

Дороже нет родного края

116

Картины родной природы А. Фет «Чудная картина», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

Тема природы в стихотворных произведениях. Природа как герой стихотворения. Главная мысль описательного текста. Описания природы в стихотворном и прозаическом произведениях. Настроение, которое они создают. Средства выразительности: образные слова и выражения, сравнения.

Речевые умения: сравнение, образные выражения в устной речи.

Слушание чтения учителя. Восприятие описания на слух.

117

С. Есенин «Берёза»

1

118

А. Чехов «Весной», З. Александрова «Снежок»

1

119

Сказки народов России О сказках народов России Татарская сказка «Шурале»

1

Сказки разных народов России. Общность тем, главных мыслей и нравственных позиций. Герои бытовых сказок разных народов. Сочетание реалистичности и волшебства. Передача национальных особенностей быта, труда, одежды народов России.

Мотивированное чтение, «удержание» мотива чтения в соответствии с учебной задачей. Речевые умения: многозначность слов и выражений (без предъявления термина). Словесный портрет героя.

Совместная деятельность в группах: правила взаимодействия.

 Пересказ эпизода сказки.

120

Татарская сказка «Шурале»

1

121

Нанайская сказка «Айога»

1

122

Ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1

123

Дорогами войны  А. Митяев «Кто нужнее?», С. Михалков «Быль для детей», С. Щипачёв «Взбежала в небо красная ракета», А. Сафронов «Шумел сурово Брянский лес»

1

Чтение «про себя»: понимание главной мысли текста. Мотивированное чтение: тема войны в стихотворных и прозаических произведениях. Эмоциональные состояния читателя. Главная мысль произведений о войне. Диалог как характеристика

героев. Литературоведческие термины: олицетворение как выразительное средство (без предъявления термина).

Речевые умения: рассказ-описание по иллюстрации. Чтение по ролям.

Слушание чтения учителя. Автор и герой как одно лицо.

Участники ВОВ в твоей семье.

124

В. Степанов «Шинель»

1

125

Л. Кассиль «Сестра»

1

126

Т. Белозёров «День Победы»

1

127

Между боями… А. Митяев «Отпуск на четыре часа»

1

Чтение с продолжением: последовательность событий, внутреннее состояние героев, использование автором народных примет. Выборочное чтение.

Слушание   чтения    учителя.    Восприятие   произведения о герое войны.Особенности произведений живописи (тема войны). Речевые умения: рассказ-описание по иллюстрации.

Контраст окружающего мира, пережившего войну («следы войны»).

128

А. Митяев «Отпуск на четыре часа»

1

129

В. Алатырцев «Песня о черёмухе»

1

130

Дети войны… Б. Лавренёв «Большое сердце»

1

Тема произведений: дети на войне. Портрет героя произведения. События времен войны как основа повествования. Последовательность событий.

Речевые умения: объяснение неизвестных слов и аббревиатур; словесный портрет. Чтение по ролям.

Интеллектуальные умения: установление последовательности событий.

Выборочный пересказ.

131

Б. Лавренёв «Большое сердце»

1

Звуки и краски природы

132

Скоро лето В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

1

Чтение с продолжением. Работа с текстом как средство целостного его восприятия: основные события сюжета. Части текста и их названия, его общий план, план отдельной части.

Речевые умения: названия к частям текста.

133

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

1

134

Музыка леса Н. Луганский «Музыка леса»

1

Чтение с продолжением. Работа с текстом как средство целостного его восприятия: главные герои произведения, необычность некоторых из них.

Иллюстрация как способ решения разных дидактических задач.

Анализ выразительных средств, используемых автором в тексте; анализ иллюстраций (нахождение ошибки).

Мини-сочинение по мотивам произведения живописи.

135

Н. Луганский «Музыка леса»

1

136

Обобщающий урок по разделу «Звуки и краски природы»

1

Произведения искусства учат нас чувствовать и понимать природу. Переходим в 3 класс, список литературы на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...