Конспект урока литературного чтения ,УМК "Гармония", Ю.Ермолаев "Угодили"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гржибовская Татьяна Васильевна

Конспект урока и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.ermolaev_ugodili.docx24.87 КБ
Файл yu.ermolaev_ugodili.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, УМК «Гармония», 2 класс, учитель Гржибовская Т. В.

«Что тебе подарить, человек мой дорогой?» Ю. Ермолаев «Угодили»

Цели:

  • содержательная – познакомить учащихся с произведением, совершенствовать технику чтения; воспитывать умение правильно выбирать и дарить подарки (общекультурная компетенция)
  • развивающая - развивать умение логически мыслить (прогнозирование содержания по названию, по началу предложения); развивать умение работы в группе (коммуникативная компетенция), умения самооценки и самоанализа (регулятивная компетенция); развивать умение видеть авторскую позицию
  • деятельностная - организовать совместную деятельность учащихся по выработке умения читать по ролям, отстаивать свою точку зрения

Оборудование:

План урока

  1. Организационный момент. Таблица ожидания
  2. Актуализация знаний
  3. Предположения о содержании рассказа
  4. Первичное восприятие
  5. Аналитико-синтетическая работа с текстом
  6. Обобщение
  7. Итог урока. Рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Я знаю, что вы можете быть внимательными и активными в работе, быть дружными, пользоваться знаниями, полученными на других уроках, я ожидаю: вы будете активно и творчески работать, и, отстаивая свою точку зрения, будете слышать друг друга и уважительно относиться к мнению своих товарищей.

                                                                    

II. Актуализация знаний

Продолжаем работать с произведениями раздела «Читаем быстро». Сегодня мы познакомимся с произведением, написанным в прозе.

III. Предположения о содержании рассказа

1. Работа с заголовком

Откройте содержание учебника. Найдите название произведения, с которым мы будем знакомиться. Написал произведение с таким интересным названием Ю.И.Ермолаев: детский писатель, драматург, актёр (портрет на слайде № 4). Юрий Ермолаев - родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и получил профессию актера. Играл в спектаклях московских театров. Но его не покидала мечта стать детским писателем. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Первая книга его рассказов вышла в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно [3]. Его лучшие книги «Сбежавшая отметка», «Можете нас поздравить» и другие (слайд № 5) [4].

Писатель обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Угодили».

Как вы понимаете значение слова «угодили»? Где об этом можно узнать? ( показываю словари: орфографический и толковый) – в каком из этих словарей можно узнать значение слова? ( ученик выбирает словарь, объясняет, почему выбрал именно эту книгу).

Работа в группах: на столах толковые словари. Найти значение слова «угодить» [8].

Читаем значение слова (слайд № 6)

«Угодить – сделать так, как другому любо, угодно, приятно».

- Можно ли по названию сказать, о чём будем читать? (предположения детей).

- Как можно сделать, чтобы человеку было приятно? (высказывания детей)

- Отгадайте ребус: отгадав ребус, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке (подарок, слайд № 7)

Речь в этом произведении пойдёт о подарках. Что такое подарок? Когда дарят подарки? Каким может быть подарок?

2. Физкультминутка

Ребята, у кого есть бабушка? А какие они – бабушки? Как они относятся к внукам?

Вот как об этом пишет Роберт Рождественский

Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме — я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.

Представьте, что скоро у вашей бабушки день рождения. Что бы вы хотели подарить ей?

3. Подготовка к восприятию

Чтение трудных слов

а) Перед чтением на доске прочитать слова что [што], чтобы [штобы] (слайд № 9).

б) ТПО, с.63, з.1 (подчеркнуть буквы, которыми отличаются слова, прочитать правильно). Выполняют самостоятельно, проверка в паре (меняются тетрадями) [6].

Чтение по догадке

Читаем слова и предложения: (слайд № 10)

День рожд… Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день её рождения… Взяли на-коп-лен-ные деньги и отправились в … Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра…

(добавляем слова, а готовый отрывок читаем по учебнику на с. 153 самостоятельно несколько раз, убыстряя темп).

V. Первичное восприятие

1. Прогнозирование

Учитель: как вы думаете, какой подарок купили мальчики? (слайд № 11, на экране под знаком вопроса пишу название предполагаемых подарков, которые называют дети).

Прочитаем текст, проверим наши предположения.

1) Чтение текста цепочкой. По ходу чтения возможен вопрос: «Какому подарку могла бы обрадоваться бабушка?» [7].

Что вас удивило? Кто главные герои рассказа? Какой подарок они купили бабушке? Подтвердились наши предположения? (На экране справа от списка появляются картинки - «мальчики в магазине» и «зелёный грузовик», слайд № 11).

2) Самостоятельная работа в ТПО (тетрадь на печатной основе), с.64, з.2 (проверка - чтение вслух исправленного текста).

3) Определение жанра: сказка, рассказ или басня (слайд № 12). (Выбор ответа показывают цифровыми «веерами», доказывают).

2. Дискуссия

Как вы относитесь к выбору подарка? (слайд № 13)Дети высказывают свою точку зрения (возможно деление на две группы), каждый имеет право на своё мнение, этот рассказ для рассуждения.

VI. Аналитико-синтетическая работа с текстом

1. Беседа и выборочное чтение

Какой подарок они хотели купить? Прочитать. Что значит, бабушка «ворчала»? Кто предложил купить грузовик? Почему? Что можно сказать о младшем брате? Почему рассмеялся Лёва? Почему старший брат согласился с младшим?

Почему бабушка так говорила? Что могли бы сделать мальчики? Для кого же на самом деле купили мальчики подарок?

2. Словесное рисование

Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к этому рассказу, что бы вы нарисовали?

3. Физкультминутка

Закройте глаза и представьте, что вам подарили подарок, о котором вы всегда мечтали. Что почувствовали? И наоборот – нежеланный подарок, расскажите о чувствах.

4. Работа в парах. Подготовка к игре «Радиотеатр»

Отметьте, где, чьи слова (рабочая тетрадь, с.66), проверка по образцу на слайде (слайд № 14) [6].

5. Игра «Радиотеатр». Чтение по ролям

а) Читают (ТПО, с.66) 2-3 раза, оценивание сигналами, устное комментирование, понравилось ли чтение, почему, какой бы совет дали.

б) Чтение текста (учебник) по ролям хорошо читающими детьми.

6. Творческая работа

а) Давайте пофантазируем: что было дальше? Как внуки дарили подарок? Как отреагировала бабушка? (слайд № 15) [1].

Рассказать историю: как бабушка бы рассказала о подарке (слайд № 16).

в) Самостоятельная работа в ТПО, с.64 (ответ на вопрос: хочешь ли ты подарить своей бабушке такой же подарок, как персонажи рассказа?)

Дети говорят, какой вариант ответа они выбрали и почему.

Как нужно подарки дарить и принимать?

г) Домашнее задание на выбор:

  • нарисовать подарок, который мог бы понравиться твоей бабушке (ТПО, с. 65, з.4),

VII. Обобщение

1. Работа в парах. Выбор ответа 

Какой этот рассказ по характеру? (весёлый, печальный, смешной, забавный)

Дети в паре обсуждают варианты ответов, устно поясняют свой выбор (ТПО, с. 64, з. 3).

2. Выяснение авторской позиции

- Как автор относится к выбору подарка мальчиками?

- Почему вы так думаете?

- Так угодили ли дети с подарком? (возвращение к заголовку)

- Как можно было бы назвать рассказ?

- Почему автор так озаглавил? Что он нам хотел сказать? (ирония)

- С какой же интонацией нужно прочитать название рассказа, чтобы почувствовать иронию? Кто прочитает заголовок с иронией?

VIII. Итог урока. Рефлексия

Что было самым интересным? Что удалось, а что нет?

Мои ожидания оправдались: вы были активны, внимательны, отстаивали свою точку зрения, доказывали, слушали друг друга. Спасибо за урок.

Список литературных и других источников

  1. http://www.google.ru смайлики
  2. http://www.google.ru/search? (картинки)
  3. http://www.livelib.ru/author/231255 Биография Ермолаева
  4. http://www.livelib.ru/author/231255/top Лучшие книги Ю.Ермолаева
  5. http://www.poznayka.ru/2007/12/14/kakie_byvajut_podarki.html стихи
  6. Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы» Рабочая тетрадь, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
  7. Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы». Учебник для 2 класса, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
  8. Леонович Е.Н. Толковый словарь. Москва: АСТпресс. 1997.с.150


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ЕРМОЛАЕВ детский писатель, актёр 1921 г. - 1996 г.

Слайд 2

Лучшие книги Юрия Ермолаева

Слайд 3

УГОДИЛИ «Угодить – сделать так, чтобы другому было угодно, приятно»

Слайд 4

А РОК подарок

Слайд 5

[ шт о ] - ч то, [ шт обы ] - ч тобы

Слайд 6

День рожд … Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день её рождения … Взяли на-коп-лен-ные деньги и отправились в … Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра … ения . подарок. магазин. довалась .

Слайд 7

?

Слайд 8

1) Басня Рассказ 2) 3) Жанр произведения Сказка Повествование о реальных событиях. Небольшой объем. Немного действующих лиц. Описание одного эпизода. ПРИЗНАКИ РАССКАЗА:

Слайд 9

Дискуссия Как вы относитесь к выбору подарка?

Слайд 10

Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обрадовалась. Чтобы она не ворчала: «Для чего купили? Зачем купили?» Я знаю, что бабушке купить. Вон тот зелёный грузовик с заводным мотором. Ты что? Разве бабушке нужна какая – нибудь игрушка? Нужна! Ты что, забыл, что она нам вчера говорила? Что? «Я всегда бываю рада, когда вы чем-нибудь заняты и не мешаете мне». Вот мы будем играть с этим грузовиком и оставим бабушку в покое. А. А. А. А. Л. Л. Л.

Слайд 11

Что было самым интересным? Что удалось, а что нет? Что взяли для себя? Все ли участвовали в обсуждении? Чему мы сегодня научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...