Рассказы о детях Л.Н.Толстого
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Суднишникова Екатерина Александровна

Рассказы о детях Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_o_detyah_l.n.tolstogo.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказы о детях Л.Н.Толстого

Урок внеклассного чтения во 2 классе
Задачи: расширять представление детей о творчестве Л.Н. Толстого; познакомить с литературным жанром быль; учить выделять главную мысль произведения, анализировать, отвечать на вопросы и пересказывать; развивать любознательность, интерес к русскому языку, формировать умение общаться с книгой.

Оборудование: портрет автора с годами жизни (1828–1910), выставка книг (подготовить 2 книги – одну соответствующую теме урока, т.е. содержащую рассказы Л.Н.Толстого о детях, а другую не содержащую их), табличка «Знакомьтесь – автор».

Ход урока:

 1. Работа с выставкой книг:

- Прочитайте на доске тему урока. Назовите произведения, которые вы прочитали к этому уроку. Кто прочитал больше произведений, чем было указано в списке? Какие произведения вы прочитали дополнительно?
- Рассмотрите внимательно книги на выставке. Что у них общего? Чем они отличаются друг от друга?
- У меня в руках ещё 2 книги. Помогите мне решить, можно ли эти книги поставить на выставку или нет. 
(К доске по одному выходят 2 ученика, рассматривают книги, вслух поясняя то, что видят, и решают, можно ли эти книги поставить на выставку.)
- Посмотрите, пожалуйста, на книги, которые лежат у вас на партах. Все ли они соответствуют теме нашего урока?
- Назовите ещё раз автора произведений, которые вы читали.
- прежде чем говорить о его произведениях, познакомимся с самим автором.

2. «Знакомьтесь — автор!»

- У кого в книгах есть портрет Л.Н.Толстого? Откройте этот портрет и посмотрите на него. У меня на портрете Лев Николаевич изображён уже пожилым человеком, с седой бородой, в простой холщовой рубахе. (Демонстрация портрета из книги или отдельно на доске)
- А каким изображён Лев Николаевич у вас на портретах? Опишите его.
- Кто знает, когда родился Л.Н.Толстой? 
(В 1828 году, то есть около двухсот лет тому назад)
- А кто узнал, сколько лет он прожил? 
(82 года, умер в 1910 году)
- Расскажите, пожалуйста, что вы узнали о Толстом, когда готовились к этому уроку. От кого вы это узнали?
(Ответы детей)

Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)

Родился 9 сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Его предки носили титул графа, который перешёл к нему по наследству.
В 9 лет мальчик остался сиротой. Воспитывался у тётки в Казани, получил домашнее образование.
С 1844 года учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в Армии, участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку, поселился в Ясной Поляне. В 1829 году открыл школу для крестьянских детей.
Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная Поляна». В 1872 году создал «Азбуку», которая состояла из разделов по обучению грамоте, текстов для чтения на русском и старославянском языках, заданий по арифметике и научно — познавательных статей.
В 1875 году создал учебник для обучения чтению «Новая азбука» и 4 «Русские книги для чтения». В них были такие произведения как «Филиппок», «Косточка», «Старый деде и внучек», «»Лев и собачка», сказка «Три медведя», «Как мужик гусей делил» и другие.

 3. Работа с прочитанными произведениями:
1) - Кто же главные герои тех рассказов, которые вы читали? (Дети)
- Это дети из богатых семей? 
(Нет, это бедные крестьянские дети)
- Как вы это поняли?

2) - А сейчас я проверю, как внимательно вы читали произведения Л.Н.Толстого.
Вспомните, в каком рассказе говориться о мальчике, у которого были именины. («Птичка»)
- А что такое именины? 
(Это день, когда в церкви празднуют день одноимённого святого, то есть святого с таким же именем) Раньше именины часто совпадали с днём рождения, потому что детей называли в честь того святого, в день которого родился ребёнок.
- Как же звали мальчика в этом рассказе? 
(Серёжа)
- Какой самый важный подарок получил Серёжа? 
(Сетка, чтобы птиц ловить)
- Доставил ему этот подарок радость? Почему?
- Найдите самое последнее предложение в этом рассказе. 
(«С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц»)
- Как вы считаете, правильно стал делать Серёжа?

В каком рассказе герои – трое детей 8 лет, 3 лет и 1,5 года. («Пожар»)
- Где были родители детей? 
(На жатве, то есть убирали с полей пшеницу, рожь и другие травы)
- Кто из взрослых остался с детьми дома? 
(Старенькая бабушка)
- Почему она не уследила за детьми? 
(Она заснула)
- По чьей вине возник пожар? 
(По вине Маши —  девочки трёх лет, она принесла из печки угли, положила их под снопы и стала дуть, как будто печку раздувает)
- Кто из детей спас остальных? Как он это сделал? 
(Ваня восьми лет услышал крик маленького Кирюшки, вбежал в избу, велел девочке прыгать в окно, Кирюшу просунул в окно, затем сам вылез)
- Что вы можете сказать о Ване? 
(Он был смелым, находчивым, заботливым, ответственным.)

 * В каком рассказе мальчик хотел обмануть родителей, но у него это не получилось? («Косточка»)
- Как получилось, что мальчик обманул папу? 
(Он съел сливу, которую мама приготовила к обеду, но, когда папа стал спрашивать детей, кто съел сливу, Ваня сказал, что это не он)
- Почему он покраснел, как рак, когда говорил, что это не он съел сливу? 
(Ему было стыдно признаться в соей ошибке)
- Как папа нашёл того, кто съел сливу? 
(Папа сказал, что он боиться за того, кто съел сливу, потому что в сливе есть косточка, и если её проглотить, то на следующий день можно умереть. Ваня испугался и сказал, что он косточку за окно выбросил.)
- Как вы думаете, что испытал Ваня, когда все засмеялись? 
(Ему стало очень стыдно) Почему вы так думаете? (Он заплакал)

 В каком рассказе мальчик очень хотел ходить в школу, а его не пускали? («Филиппок»)
- Почему мама не пускала Филиппка в школу? 
(Он был ещё очень мал.)
- Как вы думаете, почему Филиппок хотел ходить в школу? 
(Все знакомые ребята и старший брат Филиппка Костюшка уже ходили в школу, а Филиппка оставляли дома со старой бабушкой. А ещё мальчик очень хотел на учиться читать, он даже знал некоторые буквы.)
- Кто учил его читать? 
(Старший брат)
- Как вы понимаете слова Филиппка «Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!»? 
(То есть мальчик хотел сказать, что он смышлёный, быстро всё понимает, и его уже можно учить в школе.)
Зачем он стал хвалиться перед учителем? (Чтобы тот принял его в школу)
- Что ответил ему учитель? 
(«Ты погоди хвастаться, а поучись.»)
- Как вы думаете, как учился Филиппок в школе? Почему вы так считаете?

3) – Открой те, пожалуйста, любой из рассказов, которые вы читали к сегодняшнему уроку. Под названием рассказа у многих написано ещё одно маленькое слово. Что это за слово? (Быль)
- А кто знает, что обозначает это слово? 
(То, что было, то есть то, что случилось в действительности, на самом деле, а не выдумано)
- Объясните, почему это слово стоит сразу после заголовка в рассказах? 
(Лев Толстой показывает нам, что всё, что он написал, было на самом деле)
- Итак, быль – это такой жанр литературы, как, например, сказка, повесть, рассказ. Но в былях рассказываются истории, произошедшие на самом деле, невыдуманные.

 4) – А теперь поработаем с текстами:
- В какой были мальчик рассказывает о грозе в лесу? 
(«Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»)
- Найдите и прочитайте описание грозы.
(Начиная с третьего предложения: «Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам стало больно, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.»)

 - В какой были говориться о происшествии с маленьким домашним животным? («Котёнок»)
- Найдите и прочитайте, что случилось с котёнком и как Вася спас его.
(С 4-ого абзаца: «Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка…» и до конца текста.)

  - В какой были рассказывается о том, как на девочку наехал поезд. («Девочка и грибы»)
- Как это случилось?
- Найдите и прочитайте, как окружающие вели себя, когда на девочку наехал поезд.
(3-ий абзац с конца: «Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы увидеть, что сделалось с девочкой.»)
- Чем же закончилась эта история? 
(Девочка сначала лежала вниз головой между рельсами и не шевелилась, а потом, когда поезд отъехал далеко, она встала, собрала грибы и побежала к сестре.»

4. Подведение итогов:
- Итак, мы сегодня говорили о рассказах Л. Н. Толстого, которые он написал для детей и о детях.
- Вспомните, какой рассказ вам было интереснее всего читать.
- При чтении какого рассказа вы испытали страх? За кого вы испугались?
- Кто из героев вам понравился больше? Чем?
- При чтении какого рассказа вам хотелось засмеяться? Заплакать?
- Как называются все рассказы, с которыми мы сегодня работали? 
(Были) Что означает это слово?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки № 82 (чтение) и № 102 (письмо). Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94). Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Устный журнал «Рассказы о детях и для детей».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского, его произведениями....

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Конспект урока литературного  чтения для 1 класса по теме "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка".  Урок разработан для обучения по программе "Школа России"  и со...

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей»

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей». Урок литературного чтения, 1 класс, Школа России. Оргмомент. На уроке гости, поприветствуем.Открытие темы и осознание...

М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс...

Презентация к уроку чтения "Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей"

Презентация к уроку чтения , послебукварный период "Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей" 1 класс "Школа России"...