Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»
презентация к уроку по чтению

Филиппова Светлана Сергеевна

Урок литературного чтения в 3  классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока50.5 КБ
Файл pushkin_i_ego_skazki.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»

Урок литературного чтения в 3  классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.

Тип урока: урок- закрепление.

Форма урока: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Задачи урока:

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.
  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Развитие  критического мышления.

Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Целеполагание.

-Ребята, я предлагаю вам послушать строки из поэмы и узнать автора данных строк (Поэма «Руслан и Людмила).

-Ребята, вы догадались чьи это строчки?

- О ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Молодцы! Сегодня наша встреча, действительно, посвящена творчеству всеми нами любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина, только мы будем говорить не о его стихах, а о сказках. В числе ваших самых первых в жизни книжек были и сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете наизусть (СЛАЙД 1).

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пушкина:  "Что за прелесть эти сказки!"

- Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут вас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, белую Царевну Лебедь и  бойкого Балду.

- Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке» (СЛАЙД 2).

- Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) !

- И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью.

- Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?

- От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах (СЛАЙД 3).

Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре  «Сказки Пушкина»Но сначала разделимся на 4 команды. В ходе конкурса часть заданий вы будете выполнять коллективно, часть в парах, а некоторые испытания придется пройти индивидуально.


3. Актуализация знаний.

- Начать конкурсную программу предлагаю с небольшой разминки, в ходе которой вам предстоит вспомнить по отрывкам названия известных сказок А.С.Пушкина

(СЛАЙД 4. Разминка).

А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

Б) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

В) Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить.

Г) Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.

Д) Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.

-Молодцы, ребята. Сказки вспомнили, а теперь предлагаю вам следующее испытание: Узнайте сказку по иллюстрации

 (Слайд 4. Иллюстрации).

  1. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации.

- Ребята, теперь посмотрим, насколько вы усвоили сказки. Вам предлагается Викторина, составленная на основе 10 вопросов, спрятанных в бочонках. Данный конкурс будет индивидуальным.

А) К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?   

Б) Кто Дадону подарил Золотого петушка?

В) За какую плату согласился Балда служить у попа?

Г) В кого последний раз превратился князь Гвидон?

Д) На каком острове в златоглавном городе правил князь Гвидон?

Е) Сколько лет жил старик со своей старухой?

Ж) Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»?

З) Кто увёл в лес царевну?

И) Какое было последнее желание вредной старухи?

Й) От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?

-Предлагаю немного отдохнуть. Сейчас мы отправимся в театр, где вы сможете посмотреть отрывки из 4-х сказок Пушкина. Артистами будут ваши одноклассники.

(выступления учащихся)

А )Сказка о царе Салтане.

Б)  Сказка о рыбаке и рыбке.

В) Сказка о попе и работнике его Балде.

Г) Сказка о золотом петушке.

- Следующее испытание предстоит выполнить группами. Давайте  проверим, помните ли вы наизусть сказки А.С. Пушкина. Вам необходимо вспомнить строки из сказок.

А) Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

Б) Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».

В) Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

Г) Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Д) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

Г) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Д) Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Е) Что кричал петушок, сидя на спице?

-Последнее испытание предстоит выполнять в парах. Вам предлагается несколько тестовых заданий. Каждая пара получает одинаковых набор карточек. Ваша задача: как можно быстрее и правильнее выбрать ответы на вопросы.

- Проверим, как пары справились с тестированием.

5. Итог урока.

- Молодцы! Вот мы и вспомнили сказки Александра Сергеевича Пушкина!

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам запомнилось?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

- Какой вывод можно сделать?


- Любая сказка учит нас: добро побеждает зло. И мы должны стремиться дарить добро друг другу. И я верю, что пока есть хоть один человек, читающий сказки А.С.Пушкина, добро будет жить и побеждать зло. Ведь добрых людей все-таки больше!
- Закончить урок мне хочется строчками неизвестного поэта:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство, 
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
-Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз: мультфильм, в основу которого положена одна из замечательных сказок А.С.Пушкина. Смотрим на экран (Мультфильм).

6. Домашнее задание:  

- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся вам сказке А.С.Пушкина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра по сказкам А.С. Пушкина

Слайд 3

Арина Родионовна

Слайд 4

РАЗМИНКА ВИКТОРИНА ИЛЛЮСТРАЦИИ ВСПОМНИ СТРОЧКУ ТЕАТР

Слайд 5

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир.

Слайд 6

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.

Слайд 7

Пошел, сел у берега моря; Там он стал веревку крутить, Да конец ее в море мочить.

Слайд 8

Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит старуха, А перед нею разбитое корыто.

Слайд 9

Царь к востоку войско шлет, Старший сын его ведет. Петушок угомонился, Шум утих, и он забылся.

Слайд 10

РАЗМИНКА ВИКТОРИНА ИЛЛЮСТРАЦИИ ВСПОМНИ СТРОЧКУ ТЕАТР

Слайд 11

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Слайд 12

РАЗМИНКА ВИКТОРИНА ИЛЛЮСТРАЦИИ ВСПОМНИ СТРОЧКУ ТЕАТР

Слайд 13

ВИКТОРИНА 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 14

1 К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты? К солнцу

Слайд 15

2 Кто Дадону подарил Золотого петушка? Мудрец (звездочёт, скопец)

Слайд 16

3 За какую плату согласился Балда служить у попа? «В год за три щелчка тебе по лбу»

Слайд 17

4 В кого последний раз превратился князь Гвидон? В шмеля

Слайд 18

5 На каком острове в златоглавном городе правил князь Гвидон? На острове Буяне

Слайд 19

6 Сколько лет жил старик со своей старухой? 30 лет и 3 года

Слайд 20

7 Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? Дадон

Слайд 21

8 Кто увёл в лес царевну? Чернавка

Слайд 22

9 Какое было последнее желание вредной старухи? Стать владычицей морской

Слайд 23

10 От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От Чародея

Слайд 24

РАЗМИНКА ВИКТОРИНА ИЛЛЮСТРАЦИИ ВСПОМНИ СТРОЧКУ ТЕАТР

Слайд 25

ВСПОМНИ СТРОЧКУ Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».

Слайд 26

ВСПОМНИ СТРОЧКУ Какими словами обращался старик к золотой рыбке? Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Слайд 27

ВСПОМНИ СТРОЧКУ Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Слайд 28

ВСПОМНИ СТРОЧКУ Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Что кричал петушок, сидя на спице?

Слайд 29

РАЗМИНКА ВИКТОРИНА ИЛЛЮСТРАЦИИ ВСПОМНИ СТРОЧКУ ТЕАТР

Слайд 30

ТЕАТР

Слайд 31

РАЗМИНКА ВИКТОРИНА ИЛЛЮСТРАЦИИ ВСПОМНИ СТРОЧКУ ТЕАТР ТЕСТИРОВАНИЕ

Слайд 32

Найди лишнего героя

Слайд 33

Сопоставь литературного героя со сказкой. Гвидон Чертенок Елисей Звездочет Дворянка Кот ученый «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «У Лукоморья»

Слайд 34

Что или кто здесь лишний? Волшебное зеркальце Волшебная палочка Золотая рыбка Золотой петушок

Слайд 35

Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил»? «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Слайд 36

Сопоставь слово с его толкованием. Лукоморье Полба Пава особый вид пшеницы самка павлина морской залив, берег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Сказки А. Пушкина".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ

На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Сказка Колобок"

На примере сказки "Колобок" познакомить учащихся со словом, предложением,текстом....