Рабочие программы
рабочая программа по чтению (1 класс)
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_liter.chtenie1_klass.docx | 39.64 КБ |
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 59.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44»
______________________________________________________________________
«Согласовано» Руководитель МО И.С. Очирова ________________ Протокол № ___ от «____»____________2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МАОУ «СОШ №44 » В.Б. Лыгденова _____________________ «____»____________2020 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №44» Б.Л. Банзарханова ________________ Приказ № ____ от «___»____2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литературное чтение
1 «А» класс
2020-21 учебный год
Учитель: Пнева Е.Д
Учитель начальных классов
Принят на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2020 г.
Улан-Удэ
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению, разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторских программ «Литературное чтение» («Школа России». Сборник рабочих программ 1- 4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 г.)
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Формы реализации программы: фронтальная; парная; групповая индивидуальная.
Методы реализации программы: практический; объяснительно - иллюстративный; частично - поисковый; исследовательский; наблюдение; проблемно - поисковый; информативный.
Способы и средства: модели и таблицы; технические средства; рисунки; дидактические материалы.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- формирование основ гражданской личности;
- формирование психологических условий развития общения;
- развитие ценностной сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности и, инициативы и ответственности личности;
- Изучение литературного чтения должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению
- способность к реализации творческого потенциала;
- формированию морали, как необходимости определённого поведения;
- развитие совести, как нравственного самосознания личности;
- принятие личностью национальных ценностей;
- готовность выражать и отстаивать свою общественную позицию
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно- тематический план по «Обучению грамоте»
№ темы |
Тема | Содержание | Кол-во часов |
1. | Подготовительный период | Речь устная письменная. Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв. | 14 |
2. | Букварный (основной) период | Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически. Развитие устной речи. Звуковая культура. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках). Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами. Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей. | 58 |
3. | Послебуквар ный период | Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения. | 20 |
Всего за год: | 92 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно- тематический план по «Литературному чтению»
№ темы | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. | 1 |
2 | Жили-были буквы | Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. | 6 |
3 | Сказки, загадки, небылицы | Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого | 7 |
4 | Апрель, апрель. 3венит капель! | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». | 6 |
5 | И в шутку и всерьёз | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. | 7 |
6 | Я и мои друзья | Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | 7 |
7 | О братьях наших меньших | Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. | 6 |
Всего за год: | 40 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата поведения (фактическая) |
«Азбука» – первая учебная книга. Правило поведение на уроке. | 1.09 | ||
Речь устная и письменная. Предложение. | 4.09 | ||
Слово и предложение. Пословицы о труде | 6.09 | ||
Слог. Дикие и домашние животные | 7.09 | ||
Ударение. Семья. Взаимоотношениие в семье. | 8.09 | ||
Звуки в окружающем мире и в речи. | 11.09 | ||
Звуки в словах. Природа родного края | 13.09 | ||
Слог-слияние. Правило безопасности в быту | 14.09 | ||
Повторение и обобщение . | 15.09 | ||
Гласный звук а, буквы А, а. | 18.09 | ||
Гласный звук о, буквы О, о.Взаимопомощь | 20.09 | ||
Гласный звук и, буквы И, и.Дружба и взаимоотношение | 21.09 | ||
Гласный звук ы, буква ы. Учение это труд | 22.09 | ||
Гласный звук у, буквы У, у.Учение путь к умению | 25.09 | ||
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. | 27.09 | ||
Согласные звуки с, с’, буквы С, с. | 28.09 | ||
Согласные звуки к, к’, буквы К, к. | 29.09 | ||
Согласные звуки т, т, буквы Т, т. | 2.10 | ||
Согласные звуки т, т, буквы Т, т | 4.10 | ||
Согласные звуки л, л, буквы Л, л. | 5.10 | ||
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. | 6.10 | ||
Согласные звуки в, в’, буквы В, в. | 9/10 | ||
Гласные буквы Е, е. | 11.10 | ||
Согласные звуки п, п’, буквы П, п. | 12.10 | ||
Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | 13.10 | ||
Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | 16.10 | ||
Согласные звуки з, з’, буквы З, з. | 18.10 | ||
Согласные звуки з, з’, буквы З, з. | 19.10 | ||
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. | 20.10 | ||
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. | 23.10 | ||
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 25.10 | ||
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. | 26.10 | ||
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. | 27.10 | ||
Буква я- показатель мягкости | 30.10 | ||
Закрепление пройденого материала | |||
Строчная и заклавная я, Я | |||
Строчная и заклавная я, Я | |||
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. | |||
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | |||
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | |||
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | |||
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | |||
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | |||
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. | |||
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | |||
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. | |||
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. | |||
Гласные буквы Ё, ё. | |||
Гласные буквы Ё, ё. | |||
Звук j’, буквы Й, й. | |||
Звук j’, буквы Й, й. | |||
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | |||
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | |||
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | |||
Гласные буквы Ю, ю. | |||
Гласные буквы Ю, ю. | |||
Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. | |||
Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. | |||
Гласный звук э, буквы Э, э. | |||
Гласный звук э, буквы Э, э. | |||
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. | |||
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. | |||
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. | |||
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. | |||
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. | |||
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | |||
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | |||
Проект «Русский алфавит». | |||
Послебукварный период (18 часов) | |||
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям. | |||
Беседа «Одна у человека мать – одна и родина» К. Ушинский «Наше Отечество». | |||
История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». | |||
В. Крупин «Первый букварь». | |||
А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. | |||
Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. | |||
К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. | |||
К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. | |||
К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». | |||
В.В. Бианки «Первая охота». | |||
С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | |||
М.М. Пришвин «Предмайское утро». | |||
Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | |||
Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | |||
Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | |||
Проект «Живая Азбука». | |||
Проект «Живая Азбука». | |||
Наши достижения. | |||
Блок «Литературное чтение» | |||
Знакомство с учебником по литературному чтению. | |||
Жили-были буквы (7 часов) | |||
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. | |||
Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. | |||
Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. | |||
Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. | |||
Творческая работа: волшебные превращения. Проект: «Ландшафтный дизайн» | |||
Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок». | |||
Конкурс чтецов.Оценка планируемых достижений. | |||
Сказки, загадки, небылицы (8 часов) | |||
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». | |||
Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. | |||
Викторина «Русские народные песенки. Английские народные песенки». | |||
Потешки. Герои потешки. | |||
Небылицы. Сочинение небылиц. | |||
Сказки А.С. Пушкина. | |||
Русская народная сказка «Петух и собака». | |||
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений. | |||
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов)Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева,Т. Белозёрова, С. Маршака. | |||
Литературная загадка. Сочинение загадок. | |||
Проект «Ландшафтный дизайн» | |||
Чтение стихотворений наизусть. | |||
Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений. | |||
И в шутку и всерьёз (6 часов)Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. | |||
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. | |||
Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. | |||
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина. | |||
Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского. | |||
Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Оценка планируемых достижений. | |||
Я и мои друзья (6 часов)Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. | |||
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | |||
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | |||
Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | |||
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина. | |||
Оценка достижений. | |||
О братьях наших меньших (5 часов)Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. | |||
Рассказы В. Осеевой. | |||
Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского | |||
Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. | |||
Оценка достижений. | |||
126-132 | Резевные уроки |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44»
«Согласовано» Руководитель МО Очирова И.С. ________ Протокол № ___ от «____»_________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МАОУ «СОШ №44 » Хакимова Э.О.________ «____»___________2019г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №44» Банзарханова Б.Л._________ Приказ № __________от «___»____2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературоное чтение
4 класс
2019-20 учебный год
Учитель: Пнева Е.Д
Учитель начальных классов
Принят на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2019 г.
Улан-Удэ
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение», (УМК «Школа России»), на основе учебно-методического комплекта «Школа России», Основной образовательной программой МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ, учебным планом МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении следующих задач:
- знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества;
- важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире;
- в процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;
- на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
- курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Место предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения отводится 102 часа, 3 часа в неделю.
Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:
1.Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2-М.: Просвещение, 2013.Часть 1, 2.
2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс. (Диск МР3),авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко, 2013.
Формы контроля знаний и умений учащихся
-фронтальный , индивидуальный опрос;
- письменный контроль;
- самостоятельные дифференцированные работы;
- тесты;
- взаимоконтроль.( работа в парах. Один задает вопрос, а другой отвечает.)
- выставка рисунков. (Соотнеси строки из произведения и рисунок).
- работа в группах.(Назначается «Команда смекалистых». Они готовят «хитрые» вопросы к уроку.)
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметны результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачам осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлен понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематического чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элем тарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, пои вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тестов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Формы организации учебного процесса:
- традиционный урок (урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок);
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Методы и средства обучения
Беседа, рассказ, заучивание стихов наизусть .выразительное чтение, анализ художественного текста. Печатные, аудийные.
Содержание курса
1 | Летописи. Былины. Жития.- 8ч «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
2 | Чудесный мир классики- 18ч П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач |
3 | Поэтическая тетрадь-10ч Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
4 | Литературные сказки-11ч В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Умение размышлять над содержанием |
5 | Делу время - потехе час-8ч Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицыне ел» | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения. |
6 | Страна детства-7ч Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
7 | Поэтическая тетрадь-4ч В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста |
8 | Природа и мы -11ч Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный |
9 | Поэтическая тетрадь -6ч Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка» | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста |
10 | Родина – 5ч И. С. Никитин «Русь», , С. ,Д. Дрожжин «Родине». А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком блеске» | Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
11 | Страна Фантазия -4ч Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Длись»» | определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: сформирование умения Формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
12 | Зарубежная литература – 10ч Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | Умение размышлять над содержанием произведений. выражать своё прочитанному, отвечать на держанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | |||
Кол час | Дата проведения | |||
1р | Летописи, былины, жития (8 часов) | 8ч | ||
1 | Знакомство с учебником. Летописи.«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | 3.09 | |
2 | «И вспомнил Олег коня своего» Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | 1 | 5.09 | |
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | 6.09 | |
4 | «Три поездки Ильи Муромца» | 1 | 10.09 | |
5 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 1 | 12.09 | |
6 | «Житие Сергия Радонежского» | 1 | 13.09 | |
7 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | 1 | 17.09 | |
8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». | 1 | 19.09 | |
2р | Чудесный мир классики (18 часов) | 18ч | ||
9 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | 20.09 | |
10 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | 24.09 | |
11 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | 26.09 | |
12 | Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах | 1 | ||
13 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | 1 | ||
14 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
15 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
16 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
17 | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина | 1 | ||
18 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. «Дары Терека» | 1 | ||
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | ||
20 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | ||
21 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. «Детство» | 1 | ||
22 | Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» | 1 | ||
23 | А.П. Чехов. Биография. «Мальчики». | 1 | ||
24 | 1 | |||
25 | А.П. Чехов «Мальчики». | 1 | ||
26 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | ||
3р | Поэтическая тетрадь (10 часов) | 10ч | ||
27 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». | 1 | ||
28 | «Как неожиданно и ярко…» | 1 | ||
29 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | ||
30 | Е.А. Баратынский «Весна, весна!Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | 1 | ||
31 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | ||
32 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 | ||
33 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | ||
34 | И.А. Бунин «Листопад». | 1 | ||
35 | Внеклассное чтение. Родные поэты. | 1 | ||
36 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
4р | Литературные сказки (11 часов) | 11ч | ||
37 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | ||
38 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | ||
39 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | ||
40 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | ||
41 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | ||
42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | ||
43 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | ||
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | ||
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | ||
46 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | ||
47 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | 1 | ||
5р | Делу время – потехе час (8 часов) | 8ч | ||
48 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
49 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
50 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | ||
51 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | ||
52 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | ||
53 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | ||
54 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | ||
55 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | 1 | ||
6р | Страна детства (7часов) | 7ч | ||
56 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | ||
57 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | ||
58 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | ||
59 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | ||
60 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | ||
61 | М.М. Зощенко «Елка». | 1 | ||
62 | Обобщение по разделу «Страна детства». | 1 | ||
7р | Поэтическая тетрадь (4 часа) | 4ч | ||
63 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | ||
64 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | ||
65 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | ||
66 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
8р | Природа и мы (11 часов) | 11ч | ||
67 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | ||
68 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | ||
69 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | ||
70 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | ||
71 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | ||
72 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | ||
73 | Е.И. Чарушин «Кабан» | 1 | ||
74 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | ||
75 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | ||
76 | Проект «Природа и мы». | 1 | ||
77 | Обобщение по разделу «Природа и мы». | 1 | ||
9р | Поэтическая тетрадь (6часов) | 6ч | ||
78 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | ||
79 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | ||
80 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | ||
81 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | |||
82 | С.А. Есенин «Лебедушка» | 1 | ||
83 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
10р | Родина (5часов) | 5ч | ||
84 | И.С. Никитин «Русь» | 1 | ||
85 | С.Д. Дрожжин «Родине» | 1 | ||
86 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | ||
87 | Проект: «Они защищали Родину» | 1 | ||
88 | Обобщение по разделу «Родина». | 1 | ||
11р | Страна Фантазия (4 часа) | 4ч | ||
89 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | ||
90 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 1 | ||
91 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 1 | ||
92 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». | 1 | ||
12р | Зарубежная литература (10 часов) | 10ч | ||
93 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | ||
94 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | ||
95 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | ||
96 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | ||
97 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | ||
98 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | ||
99 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | ||
100 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | 1 | ||
101 | В Назарете | 1 | ||
102 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...