Рабочие программы
рабочая программа по чтению (1 класс)

Пнева Елизавета Дмитриевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_liter.chtenie1_klass.docx39.64 КБ
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 44»

______________________________________________________________________

«Согласовано»

Руководитель МО

И.С. Очирова

________________

Протокол № ___ от

«____»____________2020  г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МАОУ  «СОШ  №44 »

В.Б. Лыгденова

_____________________

«____»____________2020 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ  №44»

Б.Л. Банзарханова

 ________________

Приказ № ____ от «___»____2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Литературное чтение

           1 «А» класс

              2020-21 учебный год

Учитель: Пнева Е.Д

Учитель начальных классов

Принят на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2020 г.

Улан-Удэ

                                                                   2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению,  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторских программ  «Литературное чтение» («Школа России». Сборник рабочих программ 1- 4 классы.  Москва, «Просвещение», 2011 г.)

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: 

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;  формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  •  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

   Приоритетной   целью   обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Формы реализации программы: фронтальная; парная; групповая индивидуальная.

Методы реализации программы: практический; объяснительно - иллюстративный; частично - поисковый;  исследовательский;        наблюдение; проблемно - поисковый;  информативный.

 Способы и средства: модели и таблицы; технические средства; рисунки; дидактические материалы.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • формирование основ гражданской личности;
  • формирование психологических условий развития общения;
  • развитие ценностной  сферы личности на основе общечеловеческих  принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности и, инициативы и ответственности личности;
  • Изучение литературного чтения должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению
  • способность к реализации творческого потенциала;
  • формированию морали, как необходимости определённого поведения;
  •  развитие совести, как нравственного самосознания личности;
  •  принятие личностью национальных ценностей;
  • готовность выражать и отстаивать свою общественную позицию
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование  чувства    гордости   за свою Родину, российский   народ  и  историю  России, осознание  своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических    ценностных ориентаций.
  2. Формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда  на ми   в его органичном  единстве  и  разнообразии природы, народов, культур, религий.
  3. Овладение  начальными  навыками  адаптации в динамично  изменяющемся и  развивающемся мире.
  4. Развитие  доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,  понимания  и сопереживания  чувствам  других  людей.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и   причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь   свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  1. Формирование   первоначальных  представлений  о единстве  и  многообразии языкового и  культурного  пространства России, о языке как  основе национального самосознания.
  2. Понимания  учащимися того,  что  язык  представляет собой  явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
  3. Сформированность  позитивного  отношения к правильной устной  и  письменной  речи  как  показателям общей  культуры и  гражданской  позиции человека.
  4. Овладение  первоначальными представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,   пунктуационных) правил речевого этикета.
  5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил   постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  6. Освоение  первоначальных научных  представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании,   морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно- тематический план по «Обучению грамоте»

темы

   

          Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

 Подготовительный  период

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при  произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих  звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.  Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова  со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой  структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство  с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

14

2.

Букварный (основной)    период

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений  небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения.  Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи.

Звуковая культура.

 Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу  ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному  интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

58

3.

 Послебуквар

ный период

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.

20

Всего за год:

92

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно- тематический план по «Литературному чтению»

№ темы  

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводный урок

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

1

2

Жили-были буквы

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.  

Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

6

3

Сказки, загадки, небылицы

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого

7

4

Апрель, апрель. 3венит капель!

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок».

6

5

И в шутку и всерьёз

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

7

6

Я и мои друзья

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

7

7

О братьях наших меньших

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

Рассказы В. Осеевой.

Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

6

Всего за год:

40

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата проведения

(планируемая)

Дата поведения

(фактическая)

«Азбука» – первая учебная книга. Правило поведение на уроке.

1.09

Речь устная и письменная. Предложение.

4.09

Слово и  предложение. Пословицы о труде

6.09

Слог. Дикие и домашние животные

7.09

Ударение. Семья. Взаимоотношениие в семье.

8.09

Звуки в окружающем мире и в речи.

11.09

Звуки в словах. Природа родного края

13.09

Слог-слияние. Правило безопасности в быту

14.09

Повторение и обобщение .

15.09

Гласный звук а, буквы А, а.

18.09

Гласный звук о, буквы О, о.Взаимопомощь

20.09

Гласный звук и, буквы И, и.Дружба и взаимоотношение

21.09

Гласный звук ы, буква ы. Учение это труд

22.09

Гласный звук у, буквы У, у.Учение путь к умению

25.09

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.

27.09

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

28.09

Согласные звуки к, к’, буквы К, к.

29.09

Согласные звуки т, т, буквы Т, т.

2.10

Согласные звуки т, т, буквы Т, т

4.10

Согласные звуки л, л, буквы Л, л.

5.10

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.

6.10

Согласные звуки в, в’, буквы В, в.

9/10

Гласные буквы Е, е.

11.10

Согласные звуки п, п’, буквы П, п.

12.10

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

13.10

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

16.10

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

18.10

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

19.10

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

20.10

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

23.10

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

25.10

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.

26.10

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.

27.10

Буква я- показатель мягкости

30.10

Закрепление пройденого материала

Строчная и заклавная я, Я

Строчная и заклавная я, Я

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж.

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.

Гласные буквы Ё, ё.

Гласные буквы Ё, ё.

Звук j’, буквы Й, й.

Звук j’, буквы Й, й.

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

Гласные буквы Ю, ю.

Гласные буквы Ю, ю.

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.

Гласный звук э, буквы Э, э.

Гласный звук э, буквы Э, э.

Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.

Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.

Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Проект «Русский алфавит».

Послебукварный период (18 часов)

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям.

Беседа «Одна у человека мать – одна и родина»

К. Ушинский «Наше Отечество».

История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские».

В. Крупин «Первый букварь».

А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг.

Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка.

К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей.

К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей.

К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица».

В.В. Бианки «Первая охота».

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

М.М. Пришвин «Предмайское утро».

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

«Песенка-азбука».

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука».

Проект «Живая Азбука».

Проект «Живая Азбука».

Наши достижения.

Блок «Литературное чтение»

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Жили-были буквы (7 часов)

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.

Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

Творческая  работа: волшебные превращения. Проект: «Ландшафтный дизайн»

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок».

Конкурс чтецов.Оценка планируемых достижений.

Сказки, загадки, небылицы (8 часов)

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба».

«Теремок». «Рукавичка».

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

Викторина «Русские народные песенки. Английские народные песенки».

Потешки. Герои потешки.

Небылицы. Сочинение небылиц.

Сказки А.С. Пушкина.

Русская народная сказка «Петух и собака».

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов)Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева,Т. Белозёрова, С. Маршака.

Литературная загадка. Сочинение загадок.

Проект «Ландшафтный дизайн»

Чтение стихотворений наизусть.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений.

И в шутку и всерьёз (6 часов)Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой.

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина.

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.

Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Оценка планируемых достижений.

Я и мои друзья (6 часов)Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа,

В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших (5 часов)Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

Рассказы В. Осеевой.

Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского

Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

Оценка достижений.

126-132

Резевные уроки



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 44»

         «Согласовано»

Руководитель МО

 Очирова И.С. ________

Протокол № ___

от «____»_________2019г.

           «Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МАОУ  «СОШ  №44 »

Хакимова Э.О.________

«____»___________2019г.

        «Утверждаю»

Директор

МАОУ «СОШ  №44»

Банзарханова Б.Л._________

Приказ № __________от

«___»____2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературоное чтение

4 класс

      2019-20 учебный год

                                                                                                                     Учитель: Пнева Е.Д

Учитель начальных классов

       

Принят на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2019 г.

      Улан-Удэ

2019 г.

                                            Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, примерной авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение», (УМК «Школа России»), на основе учебно-методического комплекта «Школа России», Основной образовательной программой МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ, учебным планом МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ.

       

      Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

            Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении следующих задач:

- знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества;

- важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире;

- в процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;

- на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

- курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

               

Место предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 102 часа, 3 часа в неделю.

 Программа ориентирована на работу по  УМК «Школа России»:

1.Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2-М.: Просвещение, 2013.Часть 1, 2.

2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс. (Диск МР3),авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко, 2013.

                         

 Формы контроля знаний и умений учащихся

-фронтальный , индивидуальный опрос;

- письменный контроль;

- самостоятельные дифференцированные работы;

- тесты;

- взаимоконтроль.( работа в парах. Один задает вопрос, а другой отвечает.)

- выставка рисунков. (Соотнеси строки из произведения и рисунок).

- работа в группах.(Назначается «Команда смекалистых». Они готовят «хитрые» вопросы к уроку.)

                                       Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметны результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачам осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлен понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематического чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элем тарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, пои вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тестов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справными источниками;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

                     Формы организации учебного процесса:

- традиционный урок (урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок);

  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

                                 

                                      Методы и средства обучения

Беседа, рассказ, заучивание стихов наизусть .выразительное чтение, анализ художественного текста. Печатные, аудийные.

                                             Содержание курса

1

Летописи. Былины. Жития.- 8ч

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

2

Чудесный мир классики- 18ч

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,

«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,

«Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик

убрал камень».

А. П. Чехов «Мальчики»

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

3

Поэтическая тетрадь-10ч

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».
И. А. Бунин «Листопад»

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста

4

Литературные сказки-11ч

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Умение размышлять над содержанием
произведений, выражать своё отношение к
прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

5

Делу время - потехе час-8ч

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицыне ел»

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

6

Страна детства-7ч

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

7

Поэтическая тетрадь-4ч

В. Я. Брюсова «Опять сон»,

«Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с

бугорка», «Наши царства»

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста

8

Природа и мы -11ч

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный

9

Поэтическая тетрадь -6ч

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста

10

Родина – 5ч

И. С. Никитин «Русь», , С. ,Д. Дрожжин «Родине».

А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком  блеске»

Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

11

Страна Фантазия -4ч

Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Длись»»

определение эмоционального характера  текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: сформирование умения Формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

12

Зарубежная литература – 10ч

 Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

 Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

Умение размышлять над содержанием произведений. выражать своё прочитанному, отвечать на держанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла

                                       Тематическое планирование

  №

п/п

                                        Тема урока

Кол час

Дата проведения

                       Летописи, былины, жития (8 часов)

 8ч

1

Знакомство с учебником. Летописи.«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

3.09

2

«И вспомнил Олег коня своего»

Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1

5.09

3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

6.09

4

«Три поездки Ильи Муромца»

1

10.09

5

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

1

12.09

6

«Житие Сергия Радонежского»

1

13.09

7

Проект: «Создание календаря исторических событий»

1

17.09

8

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

1

19.09

                Чудесный мир классики (18 часов)

18ч

9

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

20.09

10

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

24.09

11

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

26.09

12

Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах

1

13

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

1

14

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

15

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

17

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина

1

18

М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. «Дары Терека»

1

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

21

Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. «Детство»

1

22

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»

1

23

А.П. Чехов. Биография. «Мальчики».

1

24

 Внеклассное чтение. В мире приключений.

1

25

А.П. Чехов «Мальчики».

1

26

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

Поэтическая тетрадь (10 часов)

10ч

27

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...».

1

28

«Как неожиданно и ярко…»

1

29

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

1

30

Е.А. Баратынский «Весна, весна!Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

1

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

32

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

33

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

34

И.А. Бунин «Листопад».

1

35

Внеклассное чтение. Родные поэты.

1

36

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Литературные сказки (11 часов)

11ч

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

39

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

40

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

47

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

1

Делу время – потехе час (8 часов)

48

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

49

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

50

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

1

51

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

1

52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

54

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

55

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

Страна детства (7часов)

56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

57

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

58

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

59

К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»

1

60

К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»

1

61

М.М. Зощенко «Елка».

1

62

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

Поэтическая тетрадь (4 часа)

63

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

64

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

65

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

66

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Природа и мы (11 часов)

11ч

67

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

69

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

70

А.И. Куприн  «Барбос и Жулька»

1

71

М.М. Пришвин «Выскочка»

1

72

М.М. Пришвин «Выскочка»

1

73

Е.И. Чарушин «Кабан»

1

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

75

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

76

Проект «Природа и мы».

1

77

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1

Поэтическая тетрадь (6часов)

78

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

1

79

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

80

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»  

1

81

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

82

С.А. Есенин «Лебедушка»

1

83

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

10р

Родина (5часов)

84

И.С. Никитин «Русь»

1

85

С.Д. Дрожжин «Родине»

1

86

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

1

87

Проект: «Они защищали Родину»

1

88

Обобщение по разделу «Родина».

1

11р

Страна Фантазия (4 часа)

89

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

90

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

1

91

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

1

92

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

1

12р

Зарубежная литература (10 часов)

10ч

93

Д. Свифт  «Путешествие Гулливера»

1

94

Д. Свифт  «Путешествие Гулливера»

1

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

96

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

97

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

100

С. Лагерлёф «Святая ночь»

1

101

В Назарете

1

102

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...