В. Бианки "Сова" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В. Бианки "Сова" 2 класс80 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии в ФГОС

                 

1

Тип урока

Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

2

Класс

3

Тема :

Виталий Валентинович Бианки «Сова».

4

Образовательная программа, автор

«Школа России»  Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 1, 3- изд., М.: «Просвещение», 2012 г.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Раздел: «Как хорошо уметь читать»

6

Цели урока

Содержательная цель: знакомство детей с рассказом Виталий Валентинович Бианки «Сова»  и биографией автора.

Деятельностная цель: размышлять о поступках героев рассказа, делать выводы об идее произведения.

7

Планируемые результаты:

Личностные: развивают собственное чувство ответственности за свои поступки на примере героев рассказа.

Метапредметные: овладеют навыками чтения текста, используя простейшие виды анализа текста.

Предметные:  научатся воспринимать на слух художественный текст, понимать смысл произведения. Научатся сравнивать  и характеризовать  героев рассказа.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основные дидактические  методы:

словесный, наглядный.

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Информационно-коммуникационные  технологии , технология развивающего обучения,  технология личностно-ориентированного обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Оценка учителя, самооценка, взаимооценка.

11

Средства

Презентация, учебник, тетрадь.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа, УУД

1.  Организационный момент

- Здравствуйте!

-Улыбнитесь друг другу. Вы улыбнулись и в классе стало светлей. Это наверное потому что вы все добрые люди. Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

- Здравствуйте!

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

1. Речевая разминка.

- Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки. (слайд№3)

- Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

Медведь лежит в густой тени.

Его за лапу не тяни.

- Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

-Закройте глаза повторите её.

-Произнесите скороговорку без звука.

-Проговорите скороговорку быстро в паре друг другу.

-Для чего мы работаем со скороговоркой?

2. Актуализация знаний

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Объясните, почему автор дал такое название своему произведению?

- Какова главная мысль этого рассказа?

- Кто желает сделать пересказ по плану?

3. Пробное действие

1) - В.В.Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное.

2) - Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

  • Всю ночь летает — мышей добывает,
  • а станет светло — спать летит в дупло. (Картина на доске)

- А что вы знаете об этой птице?

Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Полёт сов вполне беззвучен и позволяет им совершенно незаметно подлетать к спящим птицам. На охоте совы, проносясь неслышно над землёй, издают время от времени резкий крик, вспугивающий своей неожиданностью добычу. Обычную пищу сов составляют мелкие грызуны; более мелкие виды сов питаются преимущественно крупными насекомыми, а некоторые — рыбой. На птиц совы нападают редко. По-видимому, при охоте на грызунов в почти полной темноте совы ориентируются по звуку, так как обладают очень хорошим слухом.  Совы могут месяцами жить без воды.

3) - Итак, произведение В.В. Бианки, которое мы будем с вами изучать, называется «Сова». Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение: сказка, рассказ, басня, стихотворение?

Выполнение речевой разминки.

«Музыкант»

Ответы детей.

Мы должны любить и охранять природу. Природа и человек одно неразрывно связанное целое.

Человека и природы.

В.В. Бианки  «Сова»

- Ответы детей.

3.Этап выявления места и причины затруднения

- Что мы не можем определить?

 - Почему?

- Мы не можем определить жанр произведения

- Потому что мы не читали этот рассказ

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Так какая цель нашего урока?

- Чему еще будем учиться на уроке?

 - Построим план наших действий.

                   

                       

- Прочитать рассказ В.В. Бианки «Сова» и узнать, о чем идет речь в этом произведении, определить его жанр.

-

  1. Прочитать произведение.
  2. Ответить на вопросы к тексту.
  3. Выяснить главную мысль текста.
  4. Определить жанр произведения


5. Этап реализации построенного проекта

         1. Слово об авторе

-    - Что вы знаете о В.В. Бианки?

     

2. Чтение текста цепочкой по частям.

-  Мы с вами будем читать и вести диалог с автором, задавать автору вопросы,  сами искать на них ответы,  и проверять свои предположения по ходу чтения. Если у вас возникают вопросы к автору или вам встретятся непонятные слова, сразу остановимся и разберемся.

1) Чтение и анализ 1-ой части

- Объясните значения слов: молоком белит, отчаянная голова, хоронишься, утекай

- Считал ли старик Сову своим другом?

- О чем мудрая Сова предупреждала старика?

- Послушался ли он ее совета?

2) Чтение и анализ 2-ой части

- Объясните значения слов: раздолье, приволье, шмель, воск, клевер, кормовистый, цветень, тощать, пойло, молоко все жиже да жиже,

-  Что же произошло, когда Сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет

- Почему шмели нужны лугу?

-Что произошло с клевером на лугу?

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

-Что произошло с коровой?

-Что же пришлось сделать старику?

3) Чтение и анализ 3-ей части

- Простила старика сова?

- Как все восстановилось в природе?

- Простила старика сова?

- Как все восстановилось в природе?

3. Определение жанра произведения

- На какой вопрос вы не могли ответить в начале урока?

- К какому же жанру относится прочитанное произведение?

Физминутка

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

- Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина

- Виталий Бианки  учит детей любить природу, бережно относиться к ней.

Утекает - убегает. Наземь — на землю.

 Кормовистый клевер - предназначенный для корма скоту. Цветень - пыльца, мелкие жёлтые зёрнышки. Хорониться - прятаться, таиться. Раздолье - много места. Как бы худа не вышло - как бы беды не было. Чай белить - добавлять молоко в чай. Молоко все жиже да жиже — менее жирное. Пойло - питательное питьё для скота. Уваживать - уважать

Признаки сказки:

-зачин;

- повторы;

-звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения,

-сказочные слова и выражения;

-троекратный повтор;

- борьба добра и зла;

-добро побеждает зло;

- концовка.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова. (1)
  • Молока у Коровы мало.(4)
  • Шмели на чужих лугах гуляют.(3)
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.(6)
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.(2)
  • Пошел Старик Сове кланяться.(5)

Взаимопроверка. Слайд

Восстанавливают план текста.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

- Почему это рассказ включен в раздел «О братьях наших меньших?»

- В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сова – мыши – шмели- клевер – корова – молоко - чай

9. Этап рефлексии УД на уроке

1. - Над каким произведением работали?

- Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

- А как вы, дети, можете помочь природе?

2. - Закончите предложения :

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

3. Д.З. Выберите себе домашнее задание (Слайд 8):

  1.  Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору по плану.

 2.         Чтение по ролям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...