статья "Формирование художественного восприятия произведений К.Г. Паустовского"
статья по чтению (4 класс)

 В статье  описываются особенности аналитического подхода при работе над рассказом К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности через художественное восприятие произведений К.Г. Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский прочно  вошёл в программу классного чтения для детей младшего школьного возраста. Встречи с  его произведениями завораживают учащихся, приносят радость. А особенности поэтики писателя: подтекст, тонкий изящный юмор, антропоморфизм, полуфункциональность пейзажа, смысловая и эмоциональная насыщенность детали, - всё это  является благодатным материалом для формирования читательской грамотности и культуры младших школьников.  

Произведения Паустовского дают возможность формировать у детей  комплекс  читательских умений:  понимать сюжет, вычленять  и описание в ткани текста, понимать характер персонажа, оценивать его не только через поступок, но на основании других, более сложных изобразительно-выразительных средств; воспринимать пейзаж, чувствовать юмор, подтекст.

Названные  умения формируются при аналитическом подходе к произведениям  писателя. Рассмотрим некоторые приемы  при работе над рассказом К.Г. Паустовского, с которым ребята знакомятся на последнем году обучения в начальной школе.  

«Корзина с еловыми шишками»

Сюжет этого рассказа достаточно прост.  Гораздо сложнее композиция произведения. Каждый её компоненет значим.

В пейзажной экспозиции определяется тема произведения, расстановка персонажей и создаётся эмоциональный настрой к дальнейшему восприятию событий. Описание интерьера в рассказе подготавливает к восприятию эпизода, раасказывающего о том, как творил композитор.

Интересен главный образ в рассказе – музыка. Два разных, случайно встретившихся  человека: ребёнок и старый композитор, стали духовно близкими людьми благодаря музыке. Ракрыть сущность и значение этого образа – главная задача уроков, посвященных чтению и анализу рассказа.

Чтобы достичь максимального педагогического воздействия, первое чтение лучше всего сделать комбинированным. Учитель прочитает пейзажные и музыкальные отрывки и тем самым задаст нужный  эмоциональный настрой для чтения и восприятия рассказа детьми, а дети будут читать повествовательные эпизоды.

В процессе второго, просмотрового и выборочного чтения уточняется сюжет, называются и частично перечитываются основные события, каждое из которых (эпизод, тематический отрывок) называется, озаглавливается, перечитывается.  Здесь важно учить детей видеть границы событийных эпизодов, выявлять их в композиции текста.

Если на первом уроке в центре внимания была повествовательная  канва произведения, осмысление предметно-событийного плана, то на следующих уроках следует раскрыть детям позицию автора и художественные особенности произведения.

При проверке домашнего задания ещё раз усваивается сюжет, показывается связь двух разных, но одинаково важных персонажей  через  музыку.  

Работе над этим образом и отводится большая часть урока.  

Прежде всего  перед  ребятами ставится задача посмотреть, как музыка изображена в произведении. Сопутствующие вопросы  подводят к выводу о том, что музыка – главный образ произведения.  

В эпизоде сочинения музыки:

- Помогает ли пейзаж услышать музыку?

- Что испытывает Григ в момент творчества?

- Кто является слушателями Грига? Как воспринимают они звуки музыки?

При работе над вторым эпизодом – Дагни получает подарок:

- Дагни впервые на симфоническом концерте. Какое впечатление произвела на неё музыка?

- Как Дагни слушает музыку, посвящённую ей.

- Что же слышит Дагни?

- В чём же сила музыки Эдварда Грига?  

Его музыка заполонила собой всё пространство. Она – живая, зовёт к счастью, в ней слышен голос самого композитора, который открыл Дагни «то прекрасное, чем должен жить человек»

Такой подход при работе над произведением К.Г. Паустовского позволяют научить детей хорошо ориентироваться в композиции больших текстов, правильно воспринимать описания природы, способствует пониманию особого, свойственного именно Паустовскому видения мира, человека, природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.

Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....

рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

Урок посвящен знакомству с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Рассказ содержит фрагменты описания лесного пожара. В урок литературного чтения включается материал, который помогает формиров...

Сообщение по теме «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста»

       Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.      ...

Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

«Воспитание младших школьников через художественное восприятие мира»

Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов. Очень важно, чтобы изумительн...