Внеурочное занятие в 3 классе по теме "Литературный мир Даниила Хармса"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Верисокина Марина Алексеевна

Внеурочное занятие в 3 классе по теме "Литературный мир Даниила Хармса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_harms.docx28.97 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Марина Алексеевна Верисокина,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №25» г. Курска

Открытое занятие в 3 классе на тему

«Литературный мир Даниила Хармса»

1. Паспорт занятия

Тема занятия: «Литературный мир Даниила Хармса»

Тип занятия: открытия новых знаний

Цель: знакомство с жизнью и парадоксально-игровой поэзией Д. Хармса, привитие интереса к литературе и чтению, развитие творческих способностей, речевой изобретательности, артистических способностей.

Задачи:

  • выяснить причины обращения писателя к жанру парадокса;
  • провести словарную работу над термином парадокс;
  • обучать приёмам понимания текста, формировать положительную мотивацию для совершенствования навыка осознанного и выразительного чтения;
  • развивать память, внимание, воображение, ассоциативное мышление, артистические навыки, формировать читательские и речевые умения;
  • прививать интерес к литературе и чтению, способствовать развитию эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, социализации детей.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь прогнозировать содержание произведения;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера;
  • слушать собеседника.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- формирование умения понимать и удерживать тему и цели занятия

- планировать пути решения поставленной проблемы;

- формировать умение оценивать свою работу на занятии.

Познавательные УУД:

     -формирование критического мышления;

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД:

   -формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Личностные:

  • формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
  • формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
  • формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
  • формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей.

Ресурсы занятия: компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация, выставка книг Д.Хармса, карточки со стихотворениями Д.Хармса, песочные часы, звоночек, мячик, видео «Жил-был мальчик», запись мультфильма «Весёлый старичок» (по стихотворению Д.Хармса).

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

2. Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел уже звонок,

Начинается наше занятие.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И тихонько садитесь по местам.

Приветствие гостей, друг друга, пожелание друг другу удачи.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Создание положительной мотивации

(2 мин.)

- Садитесь поудобнее и слушайте внимательно!

- Смотрите, сегодня мне будет помогать задавать вопросы – вот этот яркий мячик.

- А ты любишь бегать, летать и скакать?

- А у тебя в квартире живут 44 чижа?

- А в зоопарке и цирке бывал?

- А ты можешь раскрутить мяч на одном пальце?

- А ты можешь досчитать до миллиона?

- А кто из вас любит сочинять разные неправдоподобные и фантастические истории?

- А может, ты хочешь оказаться в далёкой Бразилии, сейчас, немедленно?

- Минуту терпения!

- А я знаю одного человека, который, как и вы, любит играть, ходить в цирк и зоопарк, сочинять разные неправдоподобные и фантастические истории.

- Хотите с ним познакомиться?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

принимают учебную задачу.

3. Включение в тему занятия

(4  мин.)

Просмотр фильма о Данииле Хармсе, о его детстве «Жил-был мальчик» (слайд-шоу с фото, озвученное записью с пластинки «Радионяня»)

- С творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться? (слайд с фотографией поэта)

- Чем удивителен этот человек?

Смотрят фильм о Данииле Хармсе, о его детстве, ставят перед собой задачи.

Регулятивные:

определяют и формулируют цель, задачи занятия.

4. Работа над темой занятия

(13 мин.)

1. Игра «Очень-очень вкусный пирог»

- Я хотела бы узнать, а любите ли вы ходить в гости? Даниил Хармс тоже очень любил принимать гостей. Предлагаю нам отправиться в гости к Даниилу Хармсу и поиграть в его любимую игру, которую он сам придумал. Хотите поиграть в такую игру? А называется эта игра «Очень-очень вкусный пирог».

- Но прежде, чем начать игру, нужно подготовиться. Для этого поработайте в парах.

- У вас на столе лежат белые листочки со стихотворением Даниила Ивановича Хармса, но в них пропущены слова.

- Попробуйте продолжить строчку стихотворения, подберите подходящее слово, рифму.

Время на выполнение – 1 минута (песочные часы)

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе … позвал (созвал)

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый … пирог.

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости … не идут.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек … отломил (откусил)

Когда же гости подошли,

То даже крошек … не нашли.

- Давайте проверим то, что у вас получилось. Но только необычно.

- А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.

– Читайте стихотворение по двустишию хором по «цепочке» и постарайтесь передать, какие чувства переживает герой, о чем он думает, произнося каждую строку.

- А ребята, сидящие за первой партой, объявят громко название стихотворение. А каждая пара хором будет произносить своё двустишие.

- Потренируйтесь.(30 секунд, песочные часы)

- Внимание, внимание начинаем нашу игру.

Работают в парах.

Продолжают строчку стихотворения, подбирая подходящее слово, рифму.

Проверяют выполнение задания. Читают стихотворение по двустишию хором по «цепочке», стараясь передать чувства героя.

Коммуникативные

слушают других, высказывают своё мнение.

Регулятивные:

учитывают правила работы в паре.

Коммуникативные

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

планируют работу.

Предметные: читают выразительно стихотворение, определяя темп и тон чтения, соблюдая паузы и выделяя логические ударения.

Коммуникативные

слушают других, высказывают своё мнение.

Познавательные:

обобщают, делают выводы.

Познавательные:

высказывают предположения.

Коллективное чтение стихотворения детьми.

- Молодцы, вы очень правильно подобрали рифму, и получилось целое стихотворение. Настоящие поэты.

- Даниил Хармс не оставил нам правильного варианта, надеясь на вашу смекалку. И вы не подвели!

- Вам понравилось играть?

- Почему вы улыбались, когда прочитали это стихотворение? Чем вам оно понравилось?

- Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Куда же исчез пирог?

2. Стихи-загадки Д.Хармса

- Даниил Хармс правда очень любил загадки и прятал их в своих стихотворениях.

- Он надеялся, что его стихи-загадки будут читать догадливые, умные дети. А вы же такие? Я уверена, что вы именно такие ребята.

- Готовы отгадать загадки Хармса?

- Их вам загадают ваши одноклассники.

- Вот послушайте и угадайте.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Отгадывают загадки.

Кораблик

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

Мышки

Ч то это было?

Я шел зимою вдоль болота

В галошах,

В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических Крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки:

Какие странные

Дощечки

И непонятные

Крючки!

Что же это было?

Лыжи, коньки

- Молодцы! Все загадки отгадали.

3. Рассказ «Загадочный случай»

- Ребята, Даниил Хармс так любил загадки, что иногда с ним происходили и в жизни происходили загадочные истории.

- Послушайте небольшую историю, рассказанную самим поэтом, которую он положил в основу рассказа «Загадочный случай».

Это невероятно! Кто объяснит мне, что произошло? Вот уже третий день я лежу на диване, и меня от страха трясет. Я ничего не понимаю.

Случилось это так.

В моей комнате, на стене, висит портрет моего приятеля. Третьего дня, когда я убирал свою комнату, я снял портрет со стены, вытер с него пыль и повесил его обратно. Потом я отошел, чтобы издали взглянуть, не криво ли он висит. Но когда я посмотрел, то у меня похолодели ноги, а волосы встали на голове дыбом: на меня глядел страшный бородатый старик в дурацкой шапочке (слайд). Я с криком выскочил из комнаты.

Как мог приятель в одну минуту превратиться в этого странного бородача? Мне никто не может объяснить этого...

- Ребята, вы поняли, почему так получилось?

- Да! Портрет перевернули! (слайд)

- А давайте представим, что мы в комнате у Даниила Хармса . И поможем ему завершить уборку.

Слушают историю.

Коммуникативные

воспринимают текст с учётом поставленной задачи.

Познавательные:

вступают в диалог, высказывают предположения.

4. Физкультминутка

(2 мин.)

Раз-два-три-четыре-

Подметаем мы в квартире.

Пять-шесть-семь-восемь-

Мы ковры пропылесосим.

Тряпку чистую возьмём

И на полках пыль протрём.

А потом польём цветы.

Раз-два-три-четыре-пять-

Дружно сели мы опять!

Повторяют движения за учителем.

Личностные результаты:

формирование позитивного отношения к своему здоровью.

4. Продолжение работы над темой занятия

(12 мин.)

4. Значение слова «парадокс»

- Многие замечали, что Даниил Хармс не такой как все. Ему не нравился унылый мир взрослых. И поэта называли мастером парадокса. А что такое парадокс?

- Где можно найти толкование слова?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича, с которым мы часто работаем на уроках.

- Я уже выписала словарную статью из словаря. Давайте с ней познакомимся (слайд).

- Прочитайте значение этого слова сначала про себя.

- А теперь вслух.

Толкование слова из толкового словаря Ожегова:

Парадо́кс - 1. ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения; мысль, мнение, существенно расходящиеся с общепризнанными взглядами.

2. Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

Высказывают свои предположения.

Читают толкование слова парадокс сначала про себя, а затем один учащийся вслух.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

учитывают правила работы в группе.

Предметные: читают выразительно стихотворение, определяя темп и тон чтения, соблюдая паузы и выделяя логические ударения.

Личностные:

формирование интереса к чтению, потребности в чтении

Познавательные:

вступают в диалог, высказывают предположения.

5. Стихотворения Д. Хармса и парадокс

- Я предлагаю вам поработать в группах и найти в предложенных стихотворениях парадокс, т.е. странное мнение или странную ситуацию, что-то невероятное.

- Для этого ребята, сидящие за первыми партами, подсядьте к ребятам, сидящим за второй партой.

- Не забудьте договориться, кто в вашей группе будет выразительно читать это стихотворение, а кто объяснять, где в стихотворении парадокс.

Время для работы – 2 минуты. (песочные часы)

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорее бы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит и кричит и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит.

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший:

"Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть".

Все окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою... булку.

Я сегодня лягу раньше

Я сегодня лягу раньше,

Раньше лампу погашу,

Но зато тебя пораньше

Разбудить меня прошу.

Это просто удивленье

Как легко меня будить!

Ты поставь на стол варенье, -

Я проснусь в одно мгновенье.

Я проснусь в одно мгновенье,

Чтобы чай с вареньем пить.

- Молодцы! Понравились стихотворения Даниила Хармса? А чем?

- Готовясь к занятию, чтобы познакомить вас с творчеством Даниила Хармса, я сходила в школьную библиотеку и взяла книги со стихотворениями поэта.

- Сегодня я верну эти книги Галине Андреевне, и вы сможете взять их и познакомиться поближе.

Выставка книг Даниила Хармса.

6. Мультфильм «Весёлый старичок»

- Стихи Даниила Хармса легко представить тому, кто обладает фантазией и воображением. Поэтому, по многим из них были сняты мультфильмы. Давайте посмотрим один из них, в основу которого легло стихотворение Даниила Хармс «Весёлый старичок», с одноимённым названием.

Беседа после просмотра мультфильма

- А какое настроение у этого стихотворения и мультфильма?

- Есть ли в нём парадокс?

- Сегодня мы прикоснулись к удивительному миру поэта Даниила Хармса. Это был веселый и талантливый человек, который не забыл, что такое детство.

Работают в группах.

Просмотрят мультфильм «Весёлый старичок».

Отвечают на вопросы учителя.

7. Рефлексия

(4 мин.)

- А теперь возьмите чистый лист, лежащий перед вами. Обведите свою ладонь. В центре ладошки напишите имя и фамилию поэта, с творчеством которого мы знакомились на занятии.

- Теперь представьте, что каждый палец – это позиция, по которой необходимо написать своё ощущение. Только старайтесь писать кратко, как будто sms.

1. Большой палец – Охарактеризуйте одним словом какой Даниил Хармс в вашем представлении.

2. Указательный палец – А как бы вы назвали его стихотворения? Только используйте другое прилагательное.

3. Средний палец – Какое настроение у вас было, когда вы слушали и читали стихи Даниила Хармса?

4. Безымянный палец – Хотели бы вы, чтобы такие стихотворения появились в учебниках? Поставьте плюс или минус.

5. Мизинец – А какого цвета было сегодняшнее занятие? Раскрасьте ноготок на мизинце.

- Кто захочет поделиться со мной своими мыслями и чувствами, то можно после занятия положить свою ладошку ко мне на стол, как будто передать мне своё рукопожатие.

Обводят свою ладонь, выполняют задания учителя.

Регулятивные:

самоконтроль;

самооценка.

Личностные результаты:

оценивают собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность.

8. Завершение занятия

(2 мин.)

- Многие поэты, полюбившие творчество Даниила Хармса, взяли на вооружение его приёмы. Наш известный поэт Роман Семёнович Сеф тоже сочинил стихотворение с неоконченными строками. И я предлагаю закончить наше занятие игрой Романа Сефа, потому что следующее занятие будет посвящено именно этому поэту.

- Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы должны будете назвать антоним к слову.

- Встаньте в круг около меня.

Учитель читает наизусть стихотворение.

Прощальная игра

Роман Семёнович Сеф

А вот прощальная игра...

Нам книгу

Закрывать пора;

Мы все надеемся,

Что с ней

Ты стал

Немножечко умней,

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин,

И, если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

"Hаоборот"

Скажу я слово

"Высоко",

А ты ответишь:

"Hизко".

Скажу я слово

"Далеко",

А ты ответишь:

Встают вокруг учителя и договаривают подходящее по смыслу слово.

Близко

Скажу я слово

"Потолок",

А ты ответишь:

Пол

Скажу я слово

"Потерял".

И скажешь ты:

Нашёл

Скажу тебе

Я слово

"Трус",

Ответишь ты:

Храбрец

Теперь

"Hачало"

Я скажу, -

Hу, отвечай:

Конец

Учитель протягивает детям свою ладонь, а дети кладут свои сверху. Затем покачать вверх и вниз.

- Молодцы! До следующего занятия! Спасибо всем!

Пожелание друг другу удачи.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытое занятие «Литературный мир Даниила Хармса» Курс «В мире книг» (общекультурное направление) по внеурочной деятельности. 3 класс Верисокина М.А.

Слайд 4

Даниил Хармс ( Даниил Иванович Ювачёв )

Слайд 6

Парадокс – странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

Слайд 7

Парадокс - ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Слайд 9

ХАРМС ДАНИИЛ ИВАНОВИЧ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия 2 класс ФГОС; кружок «БУМАГОПЛАСТИКА».Тема: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ТЕМА: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: создать условия для закрепления у учащихся зна...

Внеурочное занятие 2 класс: «Я имею право …»

Цель занятия:формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:2. Помочь детям осознать, что н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (Внеурочные занятия) 3 класс

Программа для внеурочных занятий по плаванию для третьего класса, 1 раз в неделю, всего 35 часов...

Внеурочная занятость детей класса

В списке указаны кружки, секции, которые посещают дети...

Внеурочное занятие : Путешествие в мир литературного вымысла . Даниил Хармс «Врун».

Выявить значение литературного вымысла для создания и понимания смысла произведения  на примере произведения Д.Хармса «Врун»...