Стих С.Есенина «Поет зима аукает».
рабочая программа по чтению (2 класс)

     Цель:

формирование умения воспринимать и выразительно читать стих С.Есенина «Поет зима аукает».

    Задачи:

 

    Обучающие     (дидактические):

-изучить биографию С.Есенина, анализировать художественные произведения «Поет зима аукает»;

    Развивающие:

- развивать навык литературного чтения, ориентировку в тексте;

    Воспитательные:

- воспитывать чувство уверенности в любой ситуации находить выход.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2_klass_urok_chteniya.zip2.1 МБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО

Преподаватель:

Захарова К.А.

Класс, учебник (часть...)

2 класс, 1 часть «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова

Тип урока:

изучения нового материала

Тема:

Стих С.Есенина «Поет зима аукает».

Цель:

формирование умения воспринимать и выразительно читать стих С.Есенина «Поет зима аукает».

Задачи:

Обучающие (дидактические):

-изучить биографию С.Есенина, анализировать художественные произведения «Поет зима аукает»;

Развивающие:

- развивать навык литературного чтения, ориентировку в тексте;

Воспитательные:

- воспитывать чувство уверенности в любой ситуации находить выход.

Ресурсы:

Учебник, технологическая карта, планируемые результаты

Планируемые результаты

(брать из стандарта «Планируемые результаты начального общего образования»)

Предметные планируемые результаты

воспринимать и выразительно читать стих С.Есенина «Поет зима аукает»

Личностные УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении новой темы «Стих С.Есенина «Поет зима аукает»»;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности при выполнении заданий по теме.

Метапредметные УУД:

-регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об стихотворении;

- основам смыслового чтения художественных произведений, выделять существенную информацию;

-коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ресурсы:

ТВ, ПК, презентация

Этапы урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельнос-ти обучаю-щегося

1.Организа-ционный этап

Настраивает учащихся на учебную деятельность.

Создаёт эмоциональный настрой на урок…

Представление:

-Здравствуйте!

- Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Посмотрите на солнышко – улыбнитесь ему. Пусть на протяжении всего урока это милое солнышко придаёт нам оптимизма, творчества и, конечно же, хорошего настроения!

2.Этап проверки домашнего задания

Учитель организует  проверку домашнего задания для проверки освоенных умений:

-Если городу ночью холодно стало,

И ночь для него одеяло достала,

Если снегом заботливо город одела.

Какое время года прилетело? (Зима)

-Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. 

-А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворения великих русских поэтов о первом снеге.

Выполняют самопроверку домашнего задания, проводят рефлексию

3.Этап подготовки учащихся к активному и созна-тельному усвоению нового материала

Учитель организует создание проблемной ситуации.

— Итак, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке?

— Закройте глаза и шепотом произнесите: 

«З – И – М – А …»

–Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

–Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове.

С неба падают снежинки.

С неба падают снежинки.

С неба падают снежинки.

— Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?

 Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями, посвященными удивительному времени года – зиме. А вот с чьими стихотворениями?

- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: 

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты…

- Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.

Только скажут – «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

(Николай Браун)

–Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.

Работают над проблемной ситуацией, определяют тему, цель урока, мотивацию, ставят задачи.

Проводят взаимооценку деятельности

4.Этап усвоения новых знаний

-Знакомство с биографией с помощью презентации.

-Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями С. Есенина «Поет зима аукает» и «Береза».

-- Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?

1) Работа в парах

- Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
_____________облака.
А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.

- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)

- Легко ли быть поэтом?

2)Знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима-аукает».

Первичное чтение

- А теперь послушайте это стихотворение . (Читает учитель или включается аудиозапись)

- Какие картины представили?

- Какие звуки зимы услышали?

3)Словарная работа.

  • Поет – сильно дует
  • Аукает – перекликается
  • Сосняк- сосновый лес
  • Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
  • Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
  • Ковром шелковым – мягким ковром
  • Сиротливые – без родителей

4) Комментированное чтение.

    1 строфа:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

 Седые облака.

- В каком лесу оказался поэт?  (в сосновом, мохнатом) 
- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) 
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)

- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)

- С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)

- Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)

Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.

- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)

- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)

- Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою)

- О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)

- Какие они? (седые)

Что значит «седые облака»? (белые)

Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.

- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)

  2 строфа:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.

- Кто главный герой? (метелица)

- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)

- Как понимаете это выражение? Оно в прямом значении или в переносном?

- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)

- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)

- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)

- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)

- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)

- Такой приём называется сравнение.

- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)

5)Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте это стихотворение выразительно.(2-3 ученика)

Взаимооценка

Наблюдают, делают выводы, определяют пути решения проблемы.

Проводят самооценку работы на этапе

Динамическая пауза (ФМ)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

5.Этап проверки понимания учащимися нового материала

Учитель организует проверку первичного понимания усвоения учебного материала через: выполнение задания в учебнике или по карточкам:

Работа в паре. Составление синквейна.

Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Зима» из 5 строк, которые строятся по определенным правилам.

1стр.- КТО? ЧТО? (Тема)

(В 1 стр. тема называется одним словом (обычно сущ.-м))

2 стр. –Какой? Какая? Какое?(описание темы)

(Это описание темы в 2 словах (прилагательные))

3 стр.- Что делает? (описание действия)

(Это описание действия в рамках темы 3 словами)

4 стр.-1 предложение о теме

(Это предложение из 3-4 слов, показывающая отношение к теме, настроение)

5 стр.-1 слово

(Повторяет смысл третьей строки, но состоит из 1 слова)

Например,

Зима

Морозная, холодная

Аукает, баюкает, ревёт

Стучит по ставням свешенным

Злюка

Выполняют задание..., проводят взаимоконтроль, самооценку

 

6.Рефлексия учебной дея-тельности

Организует рефлексию детей разного вида (2), связав с целью урока:

-вспомните цель

-что я узнал? чему научился?

-что бы мне хотелось ещё узнать? чему научиться?

-научился… или нет?

-что у меня получалось лучше всего?

– в чём ценность новых умений?/ где в жизни я смогу их применить?;

-кто активно работал?/

-кого можем выделить и похвалить за активную работу?

Выполняют самоанализ усвоения   материала, своей деятельности

7.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель организует выбор задания из предложенных с учётом индивидуальных возможностей, обсуждает цель домашнего задания, способы его выполнения:

- Выучить стихотворение.

Дифференцированное задание:

- тот, кто выполнит ещё задание и нарисует иллюстрацию к данному стихотворению, тот лучше усвоит материал и получит дополнительную отметку.

Выбирают упражнение для домашней работы, определяют цель и способы выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

Презентация. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин "Поет зима, аукает..."...

Урок по литературе. Сергей Есенин "Поет зима - аукает"

Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала....

план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....