Урок литературного чтения в 4 классе по теме Г.Х.Андерсен "Русалочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен "Русалочка"; 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.h._andersen_rusalochka.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка».

Тип урока: урок нового материала.

Цель: работа над сказкой Г.Х. Андерсен «Русалочка».

Задачи:

Образовательная:

- углубить знания по теме, работать над формированием осознанного, выразительного чтения.

Развивающая:

- совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление и творческие способности учащихся;

-развивать навыки литературно-художественного анализа текста, ориентироваться в книгах.

-обдумывать прочитанное.

-Развивать умения самостоятельно задавать вопросы по содержанию текста.

-Выделять характерные особенности героев.

-Формировать творческое воображение, интерес к слову, рифме.

Воспитательная:

-воспитывать любовь к чтению через нестандартную форму урока.

-воспитывать культуру общения в группах.

-воспитывать нравственные черты характера на основе содержания текста.

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Личностные:

• эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

• формирования умения работать в группе, договариваться о совместном выполнении заданий;

• способность к самооценке своей работы на основе совместного обсуждения.

Метапредметные:

 Регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

Познавательные:

-  уметь извлекать из содержания сказки информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

- анализировать поступки литературных героев на основе прочитанной сказки;

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Формы работы учащихся: Фронтальная, чтение по цепочке.

Методы: Словесные, наглядные и практические.

Средства: учебник, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Римма Андреевна. Сегодня урок литературы проведу у вас я.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные:

нацеливать на успешную деятельность.

Слово об авторе.

- Ребята, сегодня мы поговорим о Г.Х. Андерсене

Андерсен Ганс Кристиан, (1805-1875) датский писатель-сказочник

Родился в семье башмачника в Оденсе. В четыре года научился читать. Учился в школе для бедных. Четырнадцатилетний Андерсен отправился в Копенгаген. Еле сводил концы с концами, живя на те гроши, которые собирали для него доброжелатели.
В тоже время начал писать комедии.

В 1822 опубликовал сборник «Юношеские опыты», куда вошли его первые пьесы, новеллы и стихотворения. На него обратил внимание Йонас Коллин – заслуженнейший из государственных деятелей Дании. Коллин выхлопотал ему право бесплатно учиться в гимназии и ежегодную стипендию. Окончив гимназию,

В 1838 опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». Сборник принёс ему славу.

Интересные факты из жизни

  • Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы с его памятника, где первоначально сказочника должны были окружать дети, убрали все детские фигуры.
  • У Андерсена был автограф А. С. Пушкина.
  • Сказку Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л. Н. Толстой.
  • У Андерсена есть сказка про Исаака Ньютона.

Слушают.

Регулятивные:

определение темы и целей урока.

Первичное чтение

Сегодня мы познакомимся с одной из сказок Андерсена «Русалочка»

Почему она называется авторской?

Перед этим выполним речевую разминку

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

Словарная работа.

- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Устрицы – морской моллюск.

Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.

Снасти и реи – детали корабля.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

Валторна – духовой музыкальный инструмент.

Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.

Пучина – морская глубина.

Владычить – хозяйничать.

Ил – вязкий осадок на дне водоёма.

Снадобья – волшебные средства.

Муслин – лёгкая и тонкая ткань.

Штиль – полное безветрие на море.

Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.

Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.

Читаем сказку.

Отвечают.

Выполняют.

Читают.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Коммуникативные УУД:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Закрепление по теме урока.

- Кто главный герой сказки?

Русалочка

Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир земной мир

С кем живёт Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

- Какой она была из сестёр?

Самая младшая , милее всех

Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?

Вместо ног хвост, как у рыб.

- О чём мечтала Русалочка, о чём думала?

Тянуло на поверхность

- Когда она впервые поднялась на поверхность?

Поднялась на поверхность в 15 лет

- Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?

- Что произошло во время бури?

Во время бури спасла молодого принца

Как это было?

- Изменилась ли Русалочка после этого события?

Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь

Зачем?

Всё сильнее тянуло к людям

Полюбила принца больше , чем отца и мать.

- Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела лучше всех

Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?

- Как она сама об этом говорит?

Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

Итак, на что пошла Русалочка?

Отдала свой чудный голос, стала немая.

- Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

- Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

Кем стала Русалочка во дворце принца?

Стала первой красавицей при дворе.

- Любил ли принц Русалочку?

(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

- Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

_ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

- Кто и как пытался её спасти?

- Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

-Что для этого она должна сделать?

-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

Не смогла убить принца.

- Что же стало с Русалочкой?

Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

Отвечают.

Личностные:

Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Итог урока

С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Кто ее автор?

Что вы о нем запомнили?

Д.з: откройте дневники, запишите домашнее задание:

Отвечают.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что усвоено на уроке , осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.

   Младшие школьники могут быть активными и  осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым пр...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...