Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

svetarozhnova2018@yandex.ru

Урок по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_klass.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

  • Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
  • Развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
  • Воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);

Планируемые результаты

Предметные результаты

Ученик научится: - понимать смысл стихотворения;

- понимать настроение лирического героя.

Ученик получит возможность научиться:

- навыкам выразительного чтения лирического текста;

- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические – строят рассуждения.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

Задачи урока 1.Познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер» 2.Понять смысл всего произведения и отдельных слов 3. Читать выразительно произведение 4. Расширять словарный запас.

Организационный момент

А.С. Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение…»

«Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная»

- Сегодня мы, продолжим, последуем за мыслями великого русского писателя А.С Пушкина

- Предположите о каких его произведениях продолжим разговор? (слайд), определите тему урока?

Да, работать со стихотворением.

Что такое стихотворение? (небольшое произведение, есть рифма).

Предугадайте, о чем может рассказывать стихотворение? (о его няне)

2.История стихотворения

И вот… Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении “Зимний вечер”.

3.У стихотворения есть заголовок «Зимний вечер».

Подумайте, о чем расскажет это стихотворение, мы можем предугадать, о чем это произведение.

Какие ассоциации возникают у вас при виде картины?

Учитель говорит о природе под презентацию.

А теперь представьте: зима, вечер, Михайловское, за окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И А.С. Пушкин не остался равнодушным к этому времени года.

- Цель урока вы сформулировали верно? (Продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича и будем читать стихотворение "Зимний вечер", которое он написал, находясь в ссылке в глухом селе "Михайловское".)

3. Текст стихотворения. Учитель

Закройте глаза нарисуйте картину мысленно) Поднимите руку, кому удалось представить эту картину). Дети рассказывают о том, какие картины они представляют.

-Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

(Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.)

-Что вы можете сказать о настроении стихотворения?

- Какие чувства оно вызывает?

-От чьего имени ведется рассказ? -Какое настроение у рассказчика?

(У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.)

– Какой вы представляете няню поэта?

(Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами)

- Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

(“Мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”. _

-Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

(Он очень любит ее, заботится о ней

- Как вы думаете, зачем Александру Сергеевичу повторять два раза строки?

4. Вторичное восприятие стихотворения. Словарно-лексическая работа.

- Прочитайте Не спеша, стихотворение про себя и найдите непонятные вам слова.

В стихотворении встретились устаревшие и непонятные для вас слова. Давайте попробуем вместе объяснить их смысл.

Самостоятельная работа. (Учащиеся выделяют слова: кроет, веретено, жужжание, ветхая лачужка, кровля обветшалая).

- Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).

Словарная работа в парах с партнером по плечу

На карточке. Прочитайте, соедините слово и его толкование. Взаимопроверка - партнёром по лицу.

- Поделитесь мнением с партнером по лицу. Учащиеся соединяют значения слов и зачитывают их, подбирают синонимы

Анализ стихотворения. Выделение микротекстов.

-Как вы думаете сколько частей в тексте?

– Давайте еще раз прочитаем текст, поразмыслим над его содержанием, разделим на части, озаглавим каждую часть строками из стихотворения.

РАБОТА В КОМАНДЕ.

1.Ученик читает первую строфу. (слайд) 2 мин

-О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворения? (О буре).

- Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.

-Прочитайте описание бури. Какое оно предстаёт перед нами?

Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребёнка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.

- С помощью, каких сравнений поэт даёт нам возможность представить картину бури?

Какие строки о буре повторяются в стихотворении? Прочитайте их.

– Поэт не просто изображает бурю, а сравнивает её. С чем? (Со зверем, ребенком).

-Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

- Найдите олицетворение (Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит.)

- Как её озаглавим? 1. Буря.

- При помощи чего автору удается передать это настроение? (Поэт рисует образ бури, которая напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то ветер, шумящий соломой, то путника. Маленький и старенький домик, в котором находится лирический герой со своей няней, занесён снегом и тоже кажется одиноким).

2.Другой ученик читает вторую строфу. 2 мин

- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)

- Как автор называет дом, в котором живёт. (Ветхая лачужка)

-Какое настроение у автора? (Грустное)

-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

- Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер».

- Как её озаглавим? 2. Ветхая лачужка.

3.Ученик читает третью строфу. 2 мин

-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)

-О чём Пушкин просит няню? (спеть народную песню)

-Как он относиться к своей няне? (с нежностью и любовью)

- Передается ли это настроение обитателям избушки? (Да, передается. Лирический герой замечает, что его старушка приумолкла у окна: то ли няня устала слушать завывания бури, то ли задремала).

- Как её озаглавим? 3.Спой мне песню.

4.Ученик читает четвертую строфу. 2мин

– В чем её особенность?

– Сравните эту строфу с предыдущими строками. (Повтор).

-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)

– Зачем Пушкин использует этот прием? (Усиливает настроение рассказчика от злой бури; он хочет избавить от первоначального чувства; хочет развеселить свое сердце).

- Как её озаглавим? 4.Сердцу будет веселей.

Прочитайте последние 2 строчки.

Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.

6. Работа над выразительностью чтения

Давайте прочитаем стихотворение вполголоса выразительно.

Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /.

Работа над логическими ударениями в паре – партнёром по плечу.
Прочитайте по очереди в паре друг другу отрывок из стихотворения, подскажи напарнику, где с какой интонацией надо читать, выделите наиболее важное слово и выделите его при чтении голосом.

Первые две строки произносятся негромко, как бы издалека; логические ударения распределяются по всему составу предложения:

Буря мглОЮ небо крОет,

Вихри снежные крутя,
Следующее предложение –

ТО, как зверь она завОЕт,

ТО заплАчет , как дитЯ.

произносится с большей силой, выделяются слова зверь, завоет.
Предложение 
"То заплачет, как дитя" читается так: слово заплачет произносится тихо и медленно, как дитя - тоже тихо, но на более высоких тонах.

То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
Эти две строки читаются тревожно, слово вдруг - быстро, на слова обветшалой, зашумит падает логическое ударение, в них выделяется звук Ш, напоминающий шум, шуршание соломы.

То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко заСтуЧит.
Эти строки произносятся обеспокоенно, выделяются звуки К и Т в словах путник, к нам в окошко застучит, напоминающие стук.
"Наша ветхая лачужка
И пеЧАльна и темна"./
В слове печальна немного растягивается слог ЧА, после слова темна - пауза.
(Обращение к няне надо читать ласково, нежно, негромко). 
(Он любил свою няню. Он называет ее "мой друг", "моя старушка", "добрая подружка").
"Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?"
Эти фразы произносятся с вопросительной интонацией, логическое ударение падает на слово приумолкла, обращение моя старушка говорится нежно и ласково.
"Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?"

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будем веселей.
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
Четверостишие читается медленно, с вопросительной интонацией, выделяются слова завываньем, утомлена, дремлешь, на которые падают логические ударения.
"Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла".
При чтении этих строк в голосе выражается ласковая просьба, выделяются слова песню, синица, девица, за водой.
Конец стихотворения произносится с большей эмоциональной окраской, чем вначале.

6. Физкультминутка

7. А теперь первичное выразительное чтение,

А) Выразительное чтение двух учеников – прочитайте стихотворение, показывая настроение поэта.

Б) Хоровое чтение. Описание бури;

В) Хоровое чтение. Обращение к няне;

Г) Чтение последнего четверостишия цепочкой.

8.Работа в группах

1 группа: составление телеграммы

- Представьте, что у Пушкина возникла необходимость основную идею передать при помощи телеграммы. Ваша задача написать телеграмму, а в ней передать основную идею (главную мысль)

2 группа Какие изобразительные средства использовал поэт?

1.Как называется прочитанный текст, приведи доказательства_____________

2.Определи тему прочитанного произведения, запиши___________________

3.Какое природное явление автор описывает, как называется такой прием_____________________________________________________________

4.Найдите эпитеты:_________________________________________________

«вихри снежные», «ветхая лачужка», др.;

5.Где сравнения помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов_________________________________________________________

Где используются (метафоры – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова) ________________________________________________________________

«наша ветхая лачужка и печальна, и темна…»

3 группа : Письменно закончить предложения

Поэт доносит до читателя свои… ____________________________________

( мысли, чувства, переживания)

«Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период…

_________________________________________________________________

Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - всё это создаёт настроение…______________________________________________________

(томящей тоски)

Стихотворение помогает читателю увидеть поэта в один из … периодов жизни. ___________________________________________________________

(тяжёлых, кризисных, веселых)

7.Слушаем ответы.

8. Подведение итогов.

Итог урока

Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?

– Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями?

– Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)

Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре.

9.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (заполните карточки в поле «ПОСЛЕ» карточки)

Какие утверждения верны? Проверка в паре. Поменяйтесь партнёрами по плечу.

У – у меня многое получилось.

Р – работал с удовольствием.

О – одноклассники доставили удовольствие своей работой.

К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями.

10. Домашнее задание по выбору.
• Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».
• Выучить две первые строфы стихотворения наизусть.
• Составить устный рассказ по картине … .

3 группа : Письменно закончить предложения

Поэт доносит до читателя свои… ____________________________________

( мысли, чувства, переживания)

«Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период…

(ссылки в Михайловское)

Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - всё это создаёт настроение…

(томящей тоски)

Стихотворение помогает читателю увидеть поэта в один из … периодов жизни.

(тяжёлых, кризисных).

Обветшалая кровля-

небольшая, старенькая избушка

Ветхая –

покрывает

Веретено –

Непрозрачный воздух от тумана, тьмы

Мгла –

разрушающаяся от старости

Лачужка –

старая, разрушающаяся крыша

Кроет –

ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом

Обветшалая кровля-

небольшая, старенькая избушка

Ветхая –

покрывает

Веретено –

Непрозрачный воздух от тумана, тьмы

Мгла –

разрушающаяся от старости

Лачужка –

старая, разрушающаяся крыша

Кроет –

ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом

Обветшалая кровля-

небольшая, старенькая избушка

Ветхая –

покрывает

Веретено –

Непрозрачный воздух от тумана, тьмы

Мгла –

разрушающаяся от старости

Лачужка –

старая, разрушающаяся крыша

Кроет –

ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом

Обветшалая кровля-

небольшая, старенькая избушка

Ветхая –

покрывает

Веретено –

Непрозрачный воздух от тумана, тьмы

Мгла –

разрушающаяся от старости

Лачужка –

старая, разрушающаяся крыша

Кроет –

ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...