Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

svetarozhnova2018@yandex.ru

Технологическая карта урока литературного чтения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

Развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);

Планируемые результаты

Предметные результаты

Ученик научится: - понимать смысл стихотворения;

- понимать настроение лирического героя.

Ученик получит возможность научиться:

- навыкам выразительного чтения лирического текста;

- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулируют ответы на  поставленные вопросы по содержанию произведения; логические – рассуждают о прочитанном.

Регулятивные: формулируют  задачи деятельности на уроке с помощью учителя; строят последовательность действий на уроке; воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

Задачи урока 1.Познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»  2.Понять смысловое содержание произведения и отдельных слов   3. Выразительное чтение произведение   4. Расширение словарного запаса.

Организационный момент

А.С.Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение…»

«Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная»

- Сегодня мы, продолжим, исследовать  мысли  великого русского писателя А.С Пушкина

- Предположите о каких его произведениях продолжим разговор ? (слайд), определите тему урока?

Да, работать со стихотворением.

Что такое стихотворение? (небольшое произведение, есть рифма).

Предугадайте О чем может рассказывать стихотворение? (о его няне)

2.История стихотворения

И вот… Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Одно из стихотворений А..С.Пушкин посвятил ей своей «подруге дней суровых»

3.У стихотворения есть заголовок «Няне».

Подумайте,  о  чем расскажет это стихотворение, можно ли предугадать, о чем оно.

Какие ассоциации возникают у вас при прослушивании стихотворения?

А теперь представьте: зима, вечер,  за окном бушует метель, а в печи потрескивают дрова. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И А.С. Пушкин не остался равнодушным к этому времени года.

- Цель урока вы сформулировали верно? (Продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича и будем читать стихотворение "Няне", которое он написал, находясь в ссылке в глухом селе "Михайловское".)

3. Текст стихотворения .

Закройте глаза нарисуйте картину мысленно  (поднимите руку, кому удалось представить эту картину). Дети рассказывают о том, какие картины они представляют.

-Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

( Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.)

-Что вы можете сказать о настроении стихотворения?

- Какие чувства оно вызывает?

-От чьего имени ведется рассказ?

-Какое настроение у рассказчика?

(У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.)

– Какой вы представляете няню поэта?

( Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами)

- Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

(“Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
”.)_

-Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

(Он очень любит ее, переживает оней)

4. Вторичное восприятие стихотворения. Словарно-лексическая работа.

- Прочитайте , стихотворение  про себя не спеша  и найдите непонятные вам слова.

В стихотворении встретились устаревшие и непонятные для вас слова. Давайте попробуем вместе объяснить их смысл.

-Словарная работа.(Кровля, ветхая, лачужка, обветшалой)

Это архаизмы — это устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова,.

Голубка – ласковое обращение к женщине .

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости .

Светлица – светлая парадная комната в доме .

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

5. Анализ стихотворения. Выделение микротекстов.

-Как вы думаете сколько частей в тексте?

– Давайте еще раз прочитаем текст, поразмыслим над его содержанием, Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?  ( Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.)

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне. 

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми? (В самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.)

Вторые две строки   Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
( Строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.)

Следующие четыре строки.  Ты под окном своей светлицы.
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
(Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.)

- Как можно понять выражение “горюешь, будто на часах? (Очень долго тоскует)

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:(Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.)

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
  (Переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.)

А теперь откроем ещё один секрет этого стихотворения – если взять это стихотворение в сборники , то мы увидим что А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике.

Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания…

Это пятая часть картинного плана. “То чудится тебе…”. ( Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба….)

-Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

Композиция – это построение художественного произведения.

Как построено стихотворение?

На какие части можно его разделить? 

1 часть - обращение лирического героя  к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом

6. Игра “Литературные исследователи”. (Приемы)

Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни?

Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.

Метафора:  тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”). 

-Шёпотом прочтите стихотворение. Что услышали? Какие звуки мы словно слышим – ш, ж, ш, с, ш, ч, д, п., щ, ч, т… Можно услышать звук спиц, шаги старой няни. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания. Музыкальный, почти песенный ритм.

Определите, с какой интонацией надо читать строки: 1-2 – с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно, в раздумье

7. Работа над выразительностью чтения. 

И так исследование продолжается. Вам предстоит исследовать стихотворение с точки зрения знаков препинания. Прочитаем стихотворение с учетом всех знаков препинания. Обратите внимание на многоточия. Возьмите тексты, напечатанные на листах. По памятке, помещённой ниже, расставьте паузы, логическое ударение, обратите внимание на остальные пункты памятки.

Карточка №1.

1) Расставь паузы.

Знаки препинания

Счёт при паузе

Обозначение

,

раз

I

. - :

Раз, два

II

? !

Раз, два, три

III

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

После прочтения заголовка текста

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

2) Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение, чертой.

3) Прочитай вслух.

- Инсценировка 

Сколько героев? Назовите их. Как читать Пушкину? Что должна делать няня? Распределение ролей, элементы костюмов.

- Коммуникация

Работа по карточке №2.

Какие чувства может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:

- привязанность,

- любовь,

- жалость,

- сострадание,

- нежность,

- уважение,

- восхищение,

- забота,

- тоска,

- страдание от разлуки,

- чувство вины за долгое отсутствие,

- признательность за время, проведённое вместе,

- благодарность,

- настроение одиночества и тревоги,

- затерянность, заброшенность,

- тихая радость,

- светлая печаль,

- радость, восторг…

Выбери те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне.

Подтверди свой выбор словами из стихотворения.

8. Рефлексия. Обобщение, выставление оценок.

Читая стихотворение “Няне”, мы видели, что Пушкин показывает состояние человека.

Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?

Какое чувство мучает поэта? ( Поэт любил эту старую женщину, жалеет, называл “голубкой” свою крепостную крестьянку. Видит образ женщины до мельчайших деталей. (“Спицы медлят в наморщенных руках), чувствует ее душевное состояние, тоску, разделяет её предчувствия (поэтому может быть, и не заканчивает стихотворение).

Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? Докажи.

Что особенно запомнилось на уроке?

Что понравилось?

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

О чём хочется продолжить разговор?

А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?

Продолжите фразу:

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

9.Домашнее задание

- выучить стихотворение наизусть;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...