Конспект урока по литературному чтению 4 класс . Тема : В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Горбачёва Яна Александровна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_4_klass_2.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»                             ДАТА 18.01.2021

Студент: Горбачёва Яна

Класс и учитель: 4 «Б»; Даниленко Анна Владимировна

Тема урока: В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: : познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; создание условия для раскрытия смысла художественного произведения.

Задачи урока:

Дидактические: показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого.

Развивающие: развивать интеллектуальные качества; способствовать развитию познавательного интереса учащихся;

Воспитательные: воспитывать умения общаться и работать в группах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

-Здравствуйте меня зовут Яна Александровна .Сегодня проведу у вас урок  литературного чтения.

На доске записана пословица «Без труда и отдых не сладок.»

-Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Я вижу, вы готовы отлично потрудиться.

Приветствуют учителя

Воспринимают речь учителя

Смысл её в том, что прежде, чем отдохнуть, нужно поработать

Беседа с мотивирующим приемом

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Определяет предметные рамки учебной деятельности.

К –слушают, слышат и понимают речь учителя.

Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения

  1. Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Проверка домашнего задания :пересказ текста.

-Внимательно послушайте стихотворение:

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Какую поставим цель на урок?

Выполняют

Воспринимают

О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

познакомиться с  биографией В. Голявкина, прочитать рассказ, выяснить основную мысль рассказа.

Чистоговорка

Беседа

Подводящий диалог

Наглядные- интерактивная презентация

Качественная оценка

Ф

Слайд презентации

Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

Р – осуществляет целепола-гание, планирование деятель-ности, формулирует задачи

К - строит монологическое и диалогическое высказывание

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятель-ности.

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности;

3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

Слово об авторе

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом – институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия художеств) по специальности театрально-декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года – в журнале «Костер» был напечатан рассказ «Как решался сложный вопрос». В 1959 году вышла первая книга рассказов «Тетрадки под дождем». Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых «Привет вам, птицы!». Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин – признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: «Валька-Руслан и его друг Санька» (по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа», «Боба и слон». Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

- Откройте с.29.

-Прочитайте название рассказа.

- Предположите, о чем рассказ.

Что такое горчица? 

- А попробуйте изобразить такое лицо, будто вы съели горчицу.

- А теперь  все же узнаем, о чем пойдет речь в рассказе.

Прослушивание аудио-записи рассказа

- Скажите, от чьего имени ведется рассказ?

- Мы с вами сейчас  перечитаем рассказ  и составим план этого рассказа и проанализируем, какие чувства испытывал главный герой в каждой части рассказа.

Прочитайте сначала до слов «Ходи себе и ходи».

О чем говорится в этой части?

- Как можем озаглавить эту часть?

- Какие чувства испытывал герой?

- Читаем дальше, 2 часть до слов «вздохнул и дальше пошел»

- Как можем озаглавить эту часть?

-Какие чувства испытывал герой после встречи с шофером?

- Какое отношение у шофера к мальчику?

- Чему научила эта встреча мальчика?

- Прочитайте 3 часть до слов «значит, я опоздал немножко».

- Озаглавьте часть.

-Какие чувства испытывал мальчик?

- Как относятся изобретатели к мальчику?

- Чему могла научить эта встреча?

4 часть до  слов «Ребят никого не видно»

-Озаглавьте.

- Какие чувства испытывал мальчик?

-Как отнесся дворник к герою?

- Чему учит эта встреча?

- Сколько встреч еще будет у мальчика?

- С кем он встретиться?

Воспринимают информацию

«Никакой я горчицы не ел».

Предполагают

Горчица – это популярная приправа от светло-желтого до коричневого цвета

- От имени мальчика.

- Прогульщик.

-Хотел петь, радовался свободе.

- Шофер.

- Вздохнул и дальше пошел.

-Прогнал.

Мальчик не умеет ничего, не смог ему помочь, только отвлекал.

- Делай то, что умеешь.

Предполагают

- Изобретатели.

-Удивление, обида, возмущение.

- Смеются над ним. Иронизируют.

-В мире много непознанного. Познай!

- Дворник.

-Нечем заняться, скучно, обидно.

-Злится, прогнал.

Метла для работы.

-Не мешай другим работать.

-Строители, кондуктор, экскаваторщик.

Проблемно-поисковый метод, практический

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Учебник

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

К - Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

П - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Р - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средста их осуществления.

Проявление познавательного интерес

4.Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

- А сейчас я предлагаю поработать в парах. Выберите в карточке и подчеркните только те прилагательные, которые помогут охарактеризовать мальчика, тем самым мы соберем портрет главного героя.

Карточка  «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

- Какова главная  мысль данного произведения?

-Чему учит нас этот рассказ?

 Выполняют

 Безделье никогда не в радость.

-Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дела. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно учиться. Учит не быть бездельником и лодырем.

Практический.

Подводящий диалог

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

карточка

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

П -устанавливают причинно-следственные связи, моделируют задачи, таблицы

К -строят монологическое и диалогическоевысказывание

Проявляют познавательный интерес

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).

Образовательная задача этапа урока:проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых  условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.

Тест по рассказу В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

Ф.И. ______________________________

1.Куда мальчик спрятал сумку?

а) в шкаф

б) за дверь

в) под лестницу

г) под стул

2. С какого раза шофер услышал мальчика?

а) с 1

б) со 2

в) с 3

3.Где находилась метла?

а) у дворника в руках

б) лежала на дорожке

в) стояла у стены дома

г) была навалена на дерево

4.Что сказал мальчику дворник ?

а) –Ты откуда, мальчик?

в)-Давай, помоги !

г) Не тронь метлу!

5. Кто кричал мальчику?

а) дворник

б) рабочие

в) шофер

г) кондуктор

6.Что сказали сделать мальчику двое мужчин?

а)толкнуть дом

б)принести метлу

в) пнуть дерево

7. На каком виде транспорта катался герой?

а) такси

б) автобус

в) трамвай



8.Сколько кругов на трамвае сделал мальчик?

а) 1

б) 3

в) 4

г) 2


9.Кого не возит бесплатно кондуктор ?

а) двоечников

б) пенсионеров

в) прогульщиков


10.Кто сказал мальчику: «А ты как будто горчицей объелся»

а) шофер

б) дворник

в) экскаваторщик

г) кондуктор

10г

Самостоятельная работа

Самооценка

И

Карточки

Слайд

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития

Р – выполняет контроль  иоценку работы.

К - оказывает помощь товарищу в случаях затруднений

Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

Проверим, как вы запомнили содержание прочитанного. Игра «верю - не верю»

  1. На улице была весна, светило солнышко
  2. Главный герой залез на строительные леса и любовался городом.
  3. Дворник разрешил взять метлу мальчику
  4.  На трамвае мальчик доехал до кольца
  5.  Свой портфель герой носил с собой
  6. На улице мальчик громко пел.
  7. Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки

 

Верю

Не верю

Не верю

Верю

Не верю

Верю

Не верю

Практический.

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Презентация

учить анализировать делать выводы, сравнивать

П -устанавливает причинно-следственные связи

К -строит монологическое и диалогическое высказывание

Проявляет познавательный интерес  к результату учебной деятельности

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

-Какова тема нашего занятия?

-Что вызвало затруднения на занятии?

Все ли было понятно?

 - Какое настроение вызвал у вас урок?

 Оцените свою работу на уроке

- Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) Мне понравилось…

Домашнее задание :отвечаете на вопросы в конце рассказа.

- Спасибо за урок. До свидания!

Участвуют в обсуждении урока

Выполняют требование учителя

Отвечают на вопрос

Выполняют рефлексию.

Прощаются

Беседа

Качественная оценка

Ф

Рефлексивные карточки

Овладение звуками и буквами русского языка, оговаривание их основных различий

П –выполняет рефлек-сию учебной деятельности.

К - аргументировано выражает свое мнение.

Выполняет самооценку резуль-тата учебного труда

Учитель:_______________________________

Руководитель практики:___________________________

Оценка:________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мыс...