С.Михалков "Упрямый козлёнок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гончарова Эльвира Наильевна

Урок литературного чтения, конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx73.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема урока

Произведение С. Михалков « Упрямый козлёнок»

Тип урока

 Изучение  нового материала

Цель и задачи урока:

1.Познакомить обучающихся с произведением С. Михалкова « Упрямый козлёнок».

 2.Создать условия для формирования выразительного и осознанного чтения в рамках технологии критического мышления.

3. Содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения

С. Михалкова

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

–формировать потребность в систематическом чтении;

-овладевать элементарными приёмами  анализа художественного произведения, используя литературоведческие понятия;

- формировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героя, определять главную мысль произведения.

- развивать  эмоционально-нравственную  отзывчивость, понимание и сопереживание героям произведения;

-формировать собственную позицию в понимании ответственного отношения к родным, к семье, к друзьям;

- анализировать поступки героев произведения, соотносить их с реальными жизненными ситуациями.

Регулятивные

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать,  контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учить работать по предложенному плану, высказывать своё предположение;

Познавительные

- овладевать навыками смыслового чтения текста  в соответствии с целями и задачами;

-строить  речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные

-уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событиям;

- уметь сотрудничать в группе, в паре.

-аргументировать собственную позицию, вырабатывать общую позицию

Вид используемых на уроке средств

Презентация, мультимедийный проектор, аудиозапись, запись на доске, печатные листы с биографией автора, мультфильм, ноутбуки.

Ход  урока

Стадии урока

Содержание этапов. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Стадия вызова

Портрет С.Михалкова на доску

1.Организационный момент.

Слайд 1

-Я, Гончарова Эльвира Наильевна, учитель «ЦО «Тавла»-СОШ №17», рада видеть ваши лица, ваши глаза. Вы все талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много  умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. И думаю, что сегодняшний урок литературного чтения принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!

2. Составление кластера.

-С произведениями, какого жанра работали на последних уроках?

-На какие две большие группы можем разделить все сказки?

-Народные, в свою очередь, делятся на…?

-Чем отличаются народные и литературные сказки?

-Какой раздел закончили изучать?

3. Приём «Корзина идей». 

 Слайд 2- портрет писателя.

 -Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите  на портрет этого человека?

4. Приём «Чтение с пометами»

Слайд 3- пометы

Прочитайте сведения об авторе, делая пометы при чтении:

«+» - новое для меня

 «-» - не знал (думал иначе)
«V» - уже знал
«?» - есть вопросы

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его семья имела дворянские корни. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Окончив школу, юный поэт  работал в нескольких местах до тех пор, пока не стал сотрудником газеты «Известия», пусть даже внештатным. В то время его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны. Однако после печати поэмы «Дядя Степа» еще более прославился. Во время Великой Отечественной войны Сергей работал военным корреспондентом. Наибольшую известность принесли произведения для детей (стихи, сказки, басни). Сергей Михалков стал одним из авторов  текста новой версии гимна. Именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.



Подробнее:
https://obrazovaka.ru/alpha/m/mixalkov-sergej-mihalkov-sergey#ixzz5kok2KgB5

Подробнее:
https://obrazovaka.ru/alpha/m/mixalkov-sergej-mihalkov-sergey#ixzz5kojbTx1I

Эмоциональный настрой.

Дети составляют  из карточек на доске кластер.

Сказка.

Народная и литературная.

Бытовые, волшебные, анималистические.

Предположения детей.

Читают биографию автора

( листы у каждого). При чтении карандашом выставляют пометки на полях

+ уже знал

! узнал новое

? хочу узнать

Озвучивание помет. Вывод: будем знакомиться  с его произведением.

-Почему мы знакомимся с этим писателем?

-Какое это может быть произведение по жанру? О ком?

4. Приём «Мозговой штурм».

Слайд 4- иллюстрация к сказке.

Посмотрите внимательно на иллюстрацию к сказке. Сделайте предположения и запишите их, работая в паре.

- О ком или о чём будет произведение?

- Где будут происходить события?

- Что могло произойти с этим героем? Почему?

- Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только на иллюстрацию. Может кто-то догадался, какое произведение мы будем читать?

-Теперь проверим наши предположения и прочтём название произведения.

-А как связан портрет С. Михалкова с этим произведением?

5.Сформулируйте тему и цели урока, используя опорные фразы.

Слайд 5-опорные слова.

Познакомиться с ….. (литературной сказкой)

Выделять главную… текста (главную мысль)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

6. Приём «Верите ли вы?»

Слайд 6-таблица.

-Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы?», для  этого заполните 1-ый столбец таблицы.

Высказывание

+ или -

+ или -

1

История с Козлёнком произошла во время грозы.

2

Козлёнок оказался на островке.

3

Друзья пришли на помощь Козлёнку.

4

Хрюшка помогла Козлёнку.

5

История закончилась печально.

А теперь отложите таблицу до конца урока. Мы ещё к ней вернёмся.

Будем читать его произведение.

Литературная сказка.

Повторяют правила «вежливого спора»

-высказав своё мнение, спроси партнёра «Ты согласен?»

- слушай партнёра внимательно;

-если ты не согласен, выскажи своё мнение.

Ответы детей.

Называют тему урока.

 Формулируют цели урока, используя опорные фразы.

Самостоятельное заполнение таблицы.

2. Стадия

осмысления

По ходу сбор синквейна

Прилагательные на доску

(Шторка)

(Шторка)

Глаголы на доску

(Шторка)

Физ.минутка

«Козлик».

3.Рефлексия по итогам урока.

Фронтальная работа 

Слайд 7

-Прежде чем начнём знакомиться с произведением, нам необходимо объяснить значение некоторых слов.

Логово-

место  отдыха, спячки или выведения детенышей у некоторых зверей

Лакомиться-

наслаждаться

Вплавь-

плывя по воде

Телеграф-

устройство для передачи каких-нибудь сигналов на расстояние при помощи электричества по проводам

Пеликан-

птица                                                                             C:\Users\Михаил\Desktop\1.jpg

Охапка-

количество чего-либо, умещающееся в обхвате рук C:\Users\Михаил\Desktop\2.jpg

-Теперь проверим наши предположения и познакомимся с литературной сказкой

С. Михалкова « Упрямый козлёнок».

1. Просмотр мультфильма « Упрямый козлёнок».

Слайд 8

-Предлагаю внимательно посмотреть начало мультфильма и ответить на вопрос:

- Что узнали о главном герое сказки?

- Обратите внимание на музыку, как меняется её характер?

После просмотра.

-Что произошло с Козлёнком? Каких качества героя отметим?

-Проверим, прочитав 1 часть сказки.

Чтение детьми 1-ой части "по цепочке".

2. Чтение 2-ой части учителем. Дети следят по тексту. (Описание грозы).

Слайд 9(Шторка)

- Теперь вы поняли, почему изменилось настроение музыки?

- Автор использует эпитеты, описывая грозу. Назовите их.

- С кем сравнивает автор молнию и гром? Как называется этот литературный приём?

- Какое средство изобразительности речи ещё использует С. Михалков? Как их понимаете?

3. Чтение 3-ей части самостоятельно, затем по ролям вслух.

- Прочитайте про себя текст до слов

Козлёнок опять остался один. Приготовьтесь к чтению по ролям.

- Сколько героев участвует в этой сцене?

- О каком качестве Хрющки говорит её поступок?

4. Прослушивание аудиозаписи 4 части (до конца стр. 130). Дети следят по тексту.

 

Слайд 10

- Следующую часть предлагаю послушать и ответить на вопросы:

-Что случилось, когда уплыла Хрюшка?

- Кто пришёл на помощь Козлёнку?

Слайд 11

(Шторка)

5. Самостоятельное чтение 5-ой части (до конца стр.131). 

-Читайте внимательно, потом мы проверим, кто самый внимательный.

 После чтения игра "Голова-хвост".

- Дикая утка Кряква...(рассказала всем собравшимся о том, как она летела над лугом, который стал озером, и как она увидела на маленьком островке одинокого Козлёнка).

- Все, как один,...(согласились с Кряквой).

- Неожиданно, в самый разгар работы...(прилетел Воробей).

- Она только многозначительно...(посмотрела на своих друзей пеликанов).

- Молодцы, внимательно читаете.

- Что решили сделать лесные жители?

- Что из этого получится, узнаем, посмотрев мультфильм дальше.

- Подготовьте вопросы по содержанию для своих одноклассников.

6.  Просмотр  шестой части (мультфильм).

Слайд 12

-Этот  мультипликационный фильм был снят в 1961 году в Москве. Он сразу полюбился детям.

-Что делали звери, птицы, разбойники?

- Как помогали бобры?

-А почему они так поступали?

- Почему у зверей  получилось справиться с разбойниками и спасти Козлёнка?

Слайд 13

(Шторка)

7. Концовку читают дети "по цепочке" (или учитель). Приём "Чтение с остановками".

- Зачем устроили приём?

- Почему для Кряквы почётное место?

-Почему Свинья явилась неожиданно для всех?

-Что значит, поступили по-свински?

- Несолоно хлебавши, это как?

- Почему история могла иметь печальный конец?

 

1. Решение теста

-Кто готов проверить свои знания содержания текста и выполнить интерактивный тест? (2 ученика)

-А остальным в это время предлагаю поработать в группах.

2.Приём «Шесть шляп мышления». Работа в группах.

Слайд 12

1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни Козлёнка.

2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с Козлёнком?

3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение С. Михалкова?

4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках героев сказки. Какие трагические события могли произойти с Козлёнком?

5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории, которая могла иметь весьма  печальный  конец.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение? Дайте свои советы героям произведения.

Проверка работы групп.

2. Итог работы.

-Почему благополучно закончилась удивительная история Козлёнка? 

 

-Кто виноват в том, что Козлёнок попал в опасную ситуацию? 

-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для действующих лиц сказки – Козлёнка и Хрюшки? 

 -К чему может привести упрямство и непослушание? 

Можно ли проходить мимо чужой беды?

Проверка результатов теста.

-А как справились с тестом знатоки сказки?

-Молодцы, все ребята работали хорошо и помогали мне.

3. Проверка получившегося синквейна.

4. Проверка таблицы «Верите ли вы?»

Слайд 15-16

-Чьи предположения оказались верными? Молодцы!

-Наш урок подходит к концу.

-А теперь на левую ладонь положите знания, которые вы уже имели. На правую ладонь - полученные сегодня знания. Хлопком соединяем ладони и говорим «Спасибо!»

-Кому и за что мы  сказали спасибо?

-Спасибо за хорошую работу на уроке!

Слайд 17

Смотрят начало мультфильма, делают предположения.

Лёгкая, весёлая/тревожная.

-упрямый, непослушный.

Слушают вторую часть, отвечают на вопросы, находят эпитеты, олицетворения, фразеологизмы.

-сильный ветер; ослепительная молния; оглушительный гром; большая, чёрная туча; ужасающий дождь)

-олицетворение (молния и гром гонятся;

-фразеологизмы (не помня себя от страха; промок до ниточки).

Подбор глаголов для синквейна

( убежал, испугался, просил, плакал). Дополнение синквейна.

-Козлёнок, Хрюшка, автор.

-безразличие к чужой беде.; равнодушие.

Прослушивание и ответы на вопросы.

Ответы детей

Просмотр мультфильма.

Ответы на вопросы

Индивидуальная работа за ноутбуком.

-Звери работали дружно.

Дети работают в группах.

Два ученика в это время выполняют интерактивный тест на ноутбуках.

Дети озвучивают свои ответы.

-Друзья не оставили героя в беде.

Дети озвучивают свои отметки.

Одноклассникам за помощь, себе за хорошую работу, учителю за новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие. Уроки К.Д. Ушинского. "Два козлёнка"

Цель: коррекция нарушения речи у детей.Задачи: закрепить правильное произношение звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся...

Конспект урока литературного чтения "С.Михалков «Упрямый козлёнок»" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: С.Михалков "Упрямый козленок"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. Михалков «Упрямый козлёнок»» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  создание  условий  для ознакомления обучающихся с фактами из биографии С. Михалкова и произведения «Упрямый козлёнок»; продолжить работу над форм...

10.04 Упрямый козлёнок

10.04 Упрямый козлёнок...