Коррекционное занятие. Уроки К.Д. Ушинского. "Два козлёнка"
методическая разработка (4 класс) по теме

Алейникова Анджела Николаевна

Цель: коррекция нарушения речи у детей.

Задачи: закрепить правильное произношение звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся; научить учеников  самостоятельно определять  тему занятия; отработать технику  выразительного чтения рассказа; развивать память, эрудицию, творческие способности учащихся, мелкую моторику, ориентацию в пространстве, умение управлять куклами; научить критически относится к себе, своим поступкам, анализировать поведение и действия в социуме, формировать понятия «хорошо – плохо».

Оборудование: карточки, интерактивная доска, зеркала, мультимедийное оборудование, презентация,  ширма, декорации, куклы для кукольного театра, книги К.Д. Ушинского, С. Михалкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение    Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа №26 г. Краснодара

                                                   

Коррекционное занятие:

Уроки К.Д.Ушинского.

                                 «Два козлёнка»

Воспитатель:  А.Н.Алейникова

Краснодар

2014г.

Цель: коррекция нарушения речи у детей.

Задачи: закрепить правильное произношение звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся; научить учеников  самостоятельно определять  тему занятия; отработать технику  выразительного чтения рассказа; развивать память, эрудицию, творческие способности учащихся, мелкую моторику, ориентацию в пространстве, умение управлять куклами; научить критически относится к себе, своим поступкам, анализировать поведение и действия в социуме, формировать понятия «хорошо – плохо».

Оборудование: карточки, интерактивная доска, зеркала, мультимедийное оборудование, презентация,  ширма, декорации, куклы для кукольного театра, книги К.Д. Ушинского, С. Михалкова.

Ход занятия:

1.Артикуляционная гимнастика:

Цель: научить правильному произношению звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся.

1.Чашечка

2.Вкусное варенье

3.Маляр.

2. Вступительное слово:

Цель: активизировать внимание учащихся,  нацелить на             восприятие нового материала, подвести учеников к самостоятельному обозначению  темы занятия.

У каждого человека свои черты характера. Все люди разные. Но  каждый бывает сердитым, упрямым, так и доброжелательным, ласковым. Может вы слышали такие выражения:

Надулся как индюк, упрямый как ослик, ласковый как кошка? Наблюдая за поведением животных, можно увидеть черты, присущие и людям. Как вы понимаете эти выражения? Какому животному К.Д. Ушинский посвятил свой рассказ, вы узнаете из загадки.

3.Загадка:

С бородою,  а  не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

(козёл).

Послушайте, что написал К. Д. Ушинский о двух козликах.

4. Выразительное чтение рассказа.

 Цель: отработка техники  и выразительного чтения рассказа.

Два козлика.

Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Одновременно перейти ручей было невозможно: приходилось кому-нибудь вернуться  назад.  Дать дорогу и подождать.

- Уступи мне дорогу! -  сказал один

- Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, - отвечал другой, - пяться назад, -  я первый вошёл на мостик.

- Нет, брат, я гораздо  постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

    Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокрой: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

5 .Работа над содержанием рассказа.

Цель: проверка понимания прочитанного.

Вопросы:

1.Как называется рассказ?

2.Кто автор рассказа?

3.Как называет К.Д. Ушинский козликов?

4.Почему они упрямые?

6.Чем закончилась история?

7.Бывает ли так, что вы упрямитесь, как козлики?

6. Чтение рассказа по ролям.

Цель: отработка техники чтения и выразительного чтения рассказа, подготовить учащихся к инсценировке  рассказа.

7. Физминутка:

 Цель: снятия умственного напряжения, смена вида деятельности, стимуляция двигательной активности.

Козлик.

Утром встал козёл на лапки,       (потянулись, руки вверх)

Приготовился к зарядке              (рывки руками перед грудью)

Повернулся влево, вправо,           (повороты)

Приседанья сделал справно.        (приседания)

Сам себе почистил пух,               (наклоны головы влево вправо)

Поскорей за парту– плюх!          (присели).

8.  Скороговорка.

Цель: автоматизация звукопроизношения, развитие памяти.

У Зои своя коза,

Зовут её  Егоза.

Не знает Зоя покоя

С козою своей Егозою.

Учитель: Почему слова «Егоза» и «Зоя» пишутся с большой буквы? Почему не знает Зоя покоя с козою своей Егозою? Послушайте, какие поговорки сложила народная мудрость об упрямстве.

9. Работа над поговорками.

Крепок как дуб, упрям как козёл.

У упрямого на голове хоть кол теши.

Ему говорить, что в стену горох лепить.

Упрямого в семи ступах не утолчёшь.

10.Словарь.

Цель: обогащение словарного запаса, работа над эрудицией и кругозором.

КОЛ – короткий шест с заострённым концом.

 ТЕШИ – рубить вдоль слоев дерева, делать ровным.

Ступа- сосуд, в котором толкут, измельчают что-то. 

11. Упражнение.  Хорошо – плохо.

Цель: научить критически относится к себе, своим поступкам, анализировать поведение и действия в социуме, формировать понятия «хорошо – плохо».

Быть упрямым хорошо или плохо?

Вы были упрямыми?

Всегда ли упрямство вредно?

Когда вам упрямство помогло?

Как избавиться от упрямства?

12. Правило:

  1. Уважать других людей.
  2. Учиться выслушивать и понимать других людей.
  3. Договариваться между собой.
  4. Слушать советы старших
  5. Быть толерантным.

 Словарь:

Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

14. Инсценировка рассказа (кукольный театр). 

Цель: развитие креативных способностей учащихся, мелкой моторики, ориентации в пространстве, умение управлять куклой.

Сценка

Два упрямых козлика

Встретились на середине мостика,

Попытались они решить,

Кто дорогу должен уступить.

Долго они рядились, пока в воду не свалились.

- Я козлик, ме-ме-ме,

Направляюсь я к реке.

Через мостик перейду,

На тот берег попаду.

А на том берегу высоком

Второй козлик ходит скоком.

- Я козлёнок, ме-ме-ме,

Направляюсь я к реке.

Через мостик перейду.

На тот берег попаду.

И стоят на мосту козлята

Как упрямые ослята.

- Дай пройти ты мне скорей!

- Нет уж, я тебя шустрей.

Уступи дорогу сам,

А не то дам по рогам!

Долго так они решали,

Пока в воду не упали…

C:\Users\Домашний\Desktop\2 а фото\DSC03431.JPG

15.  Творческая деятельность.

Написать пожелания козликам на сердечках и подарить им. Чтение пожеланий учениками, игравших козликом.

16. Графический диктант.

Цель: развитие пространственного мышления, ориентации в пространстве, коррекция оптической дизартрии и дизграфии. C:\Users\Домашний\Desktop\2 а фото\DSC03426.JPGC:\Users\Домашний\Desktop\2 а фото\DSC03428.JPG

C:\Users\Домашний\Desktop\2 а фото\DSC03429.JPG

17.   Рефлексия.                                                  

  1. Что нового вы узнали на занятии?
  2. Как называется рассказ и кто автор?
  3. Какие черты характера описал К. Д. Ушинский в рассказе?
  4. Как избавиться от упрямства?
  5. Что такое толерантность?
  6. Придумайте продолжение рассказа, так чтобы козлики благополучно перешли через мостик.
  7. Какое у вас настроение после занятия, нарисуйте.

18. Приложение (карточка, презентация).

Список литературы:

  1. Беседы по рисункам «Уроки К.Д. Ушинского»  Дедова М.В.
  2. «Школа физминуток»     В.И. Ковалько
  3. «1000 загадок» Н.В. Елкина.

Приложение.

                                                                      _____________________

Два козлика.

                                                                              К.Д. Ушинский.

Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Одновременно перейти ручей было невозможно: приходилось кому-нибудь вернуться  назад.  Дать дорогу и подождать.

- Уступи мне дорогу! -  сказал один

- Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, - отвечал другой, - пяться назад, -  я первый вошёл на мостик.

- Нет, брат, я гораздо  постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

    Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокрой: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ : «УРОКИ К.Д. УШИНСКОГО. «ДВА КОЗЛЁНКА» Воспитатель ГБС(К)ОУ школы №26 V вида Краснодарского края г. Краснодара Алейникова А.Н.

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика: 1.Чашечка 2. Вкусное варенье 3. Маляр.

Слайд 3

Надулся как индюк. Упрямый как ослик. Ласковый как кошка.

Слайд 4

ЗАГАДКА: У кого рога длиннее хвоста? С бородою, а не старик, С рогами, а не бык, Не конь, а брыкается, Доят, а не корова, С пухом, а не птица, Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

Слайд 5

«Два козлика» К. Д. Ушинский.

Слайд 6

Вопросы: 1.Как называется рассказ? 2.Кто автор рассказа? 3.Как называет К.Д. Ушинский козликов? 4.Почему они упрямые? 6.Чем закончилась история? 7.Бывает ли так, что вы упрямитесь, как козлики?

Слайд 7

ФИЗМИНУТКА: Козлик. Утром встал козёл на лапки , ( потянулись, руки вверх) Приготовился к зарядке ( рывки руками перед грудью) Повернулся влево, вправо, ( повороты) Приседанья сделал справно. ( приседания) Сам себе почистил пух , ( наклоны головы влево вправо) Поскорей за парту– плюх! ( присели )

Слайд 8

СКОРОГОВОРКА: У Зои своя коза, Зовут её Егоза. Не знает Зоя покоя С козою своей Егозою.

Слайд 9

Пословицы: Крепок как дуб, упрям как козёл. У упрямого на голове хоть кол теши. Ему говорить, что в стену горох лепить. Упрямого в семи ступах не утолчёшь.

Слайд 10

СЛОВАРЬ : КОЛ – короткий шест с заострённым концом. ТЕШИ – рубить вдоль слоев дерева, делать ровным. СТУПА – сосуд, в котором толкут, размельчают что-то.

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЕ: «ХОРОШО - ПЛОХО». ХОРОШО - ПЛОХО - МОЖНО ДОБИТЬСЯ ЦЕЛИ МОЖНО ПОТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ, МОЖЕТ ДОВЕСТИ ДО БЕДЫ .

Слайд 12

ПРАВИЛА « КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ УПРЯМСТВА »: Уважать других людей; Учиться выслушивать и понимать собеседника; Договариваться между собой; Слушать советы старших; Быть толерантным

Слайд 13

СЛОВАРЬ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

Слайд 14

ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА.

Слайд 15

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «СЕРДЕЧКИ С ПОЖЕЛАНИЯМИ КОЗЛИКАМ»

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ: Что нового вы узнали на занятии? Как называется рассказ и кто автор? Какие черты характера описал К. Д. Ушинский в рассказе? Как избавиться от упрямства? Что такое толерантность? Придумайте продолжение рассказа, так чтобы козлики благополучно перешли через мостик. Какое у вас настроение после занятия:

Слайд 17

СПАСИБО ЗА СТАРАНИЕ

Слайд 18

КОЗЛИК

Слайд 19

КОЗЛИК

Слайд 20

КОЗЛИК

Слайд 21

КОЗЛИК

Слайд 22

КОЗЛИК

Слайд 23

КОЗЛИК

Слайд 24

КОЗЛИК

Слайд 25

КОЗЛИК

Слайд 26

КОЗЛИК

Слайд 27

КОЗЛИК

Слайд 28

КОЗЛИК

Слайд 29

КОЗЛИК

Слайд 30

КОЗЛИК

Слайд 31

КОЗЛИК

Слайд 32

КОЗЛИК

Слайд 33

КОЗЛИК

Слайд 34

КОЗЛИК

Слайд 35

КОЗЛИК

Слайд 36

КОЗЛИК

Слайд 37

КОЗЛИК

Слайд 38

КОЗЛИК

Слайд 39

КОЗЛИК

Слайд 40

КОЗЛИК

Слайд 41

КОЗЛИК

Слайд 42

КОЗЛИК

Слайд 43

КОЗЛИК

Слайд 44

КОЗЛИК

Слайд 45

КОЗЛИК

Слайд 46

КОЗЛИК

Слайд 47

КОЗЛИК

Слайд 48

КОЗЛИК

Слайд 49

КОЗЛИК

Слайд 50

КОЗЛИК

Слайд 51

КОЗЛИК

Слайд 52

КОЗЛИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"

Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.            2. Обогощать словарь учащихся....

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Открытый урок (коррекционное занятие и урок труда).

ТЕМА:  Коррекция основных психических функций    на               Интегрированном занятии с уроком труда.Цель: 1 За...

Коррекционный час. Уроки К.Д. Ушинского. "Бишка".

Цель: коррекция нарушений речи в процессе работы с текстом.Задачи: актуализация знаний о домашних животных, работа над словарным запасом, развитие фонетико-фонематического восприятия, автоматизация зв...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"

Рабочая  программа  коррекционного  курса  "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  литературному  чтению"...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"

Рабочая  программа  коррекционного  курса "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  математике"...

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...