Урок развития речи
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тасина Мария Александровна

4 класс 2 отделение школы для слабослышащих детей. Технологическая карта урока развития речи. Тема: Подготовка к изложению "Купание медвежат" по В.В. Бианки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта 

урока развития речи

Учитель: Тасина М.А.

2019 - 2020 уч. год

Тема: Подготовка к изложению «Купание медвежат» (по В.В. Бианки)

Класс: 4 класс 2 отделение

Дата проведения: 8.11.2019

Цель: подготовить обучающихся к письменному пересказу (изложению) рассказа 

Планируемые результаты

Предметные

- формирование  связности и последовательности изложения текста;

- осмысление прочитанного рассказа;

- формирование умения делить текст на части, озаглавливать их;

- формирование умения составлять план текста;

- развитие умения пересказывать текст по плану своими словами.

Метапредметные

познавательные УУД:

- расширение и уточнение значения слов по данной теме;

- обогащение словарного запаса обучающихся на материале урока;

- формирование навыка беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения.

коммуникативные УУД:

- формирование осознанного построения речевого высказывания;

- формирование точного выражения своих мыслей;

- участие в речевой коммуникации;

- составление высказываний на основе личных впечатлений с опорой на схемы и слова.

регулятивные УУД:

- развитие умения постановки учебной задачи,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выполнение учебного действия в парах.

Коррекционно-развивающие

- развитие связной речи обучающихся на материале урока;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале урока;

- развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей.

Личностные

- формирование положительного отношения к учению;

- развитие навыка рефлексии: выражение эмоций при оценке своей деятельности на уроке;

- развитие навыка понимания причин успеха и неудачи;

- формирование навыка оценки деятельности товарищей на уроке, понимание их причин успеха и неудачи;

- формирование навыка контроля результатов своей деятельности и товарищей;

- формирование модели поведения в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.

Межпредметные связи:

«Окружающий мир» - тема «Разнообразие животных» 4 кл.

«Русский язык (формирование грамматического строя речи) – тема «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предмета» 4 кл.

Ресурсы занятия (оборудование): текст «Купание медвежат» по В.В. Бианки (адаптированный в соответствии с образовательными возможностями обучающихся), словарь, таблички, карточки с заданиями, рисунки к рассказу, листы самооценивания.


Ход урока

Этапы урока

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые методы, приёмы, формы

Реализация коррекционно-развивающей направленности урока

I. Организация начала урока

1. Приветствие

2. Проверка работы слухового аппарата/

кохлеарного импланта

3. Мотивация на учебную деятельность

Побуждает к приветствию.

Проверяет наличие и состояние слухового аппарата/кохлеарного импланта.

Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.

Просит проявлять инициативу

- Ребята, поздоровайтесь.

- Какой сейчас урок?

- Вспомните, как надо работать на уроке?

Приветствуют учителя.

Сообщают учителю о готовности к уроку.

Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя, определяют форму работы.

- Здравствуйте.

- Сейчас урок развития речи.

- На уроке надо внимательно слушать учителя и товарищей, исправлять ошибки товарища, правильно говорить.

Слово учителя.

На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по развитию слухового восприятия (с использованием экрана / смены местоположения педагога по отношению к обучающимся) или слухозрительного восприятия.

При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.

II. Основной этап урока

1. Постановка учебной задачи

2. Прогнозирование плана учебной деятельности

3. Объяснение оценивания своей деятельности на уроке

4. Припоминание названия рассказа

5. Уточнение содержания рассказа

1) чтение рассказа по цепочке

2) выполнение словарно-стилистических упражнений

а) нахождение предложений в тексте

б) замена предложений из рассказа своими словами

в) оценивание учениками своей деятельности

г) подбор предложений из рассказа к рисункам

д) оценивание учениками своей деятельности

  1. Выбор формы организации деятельности

  1. Составление характеристик героев

  1. Оценивание учениками своей деятельности

  1. Физкультминутка

  1. Составление плана рассказа

  1. Определение количества частей

  1. Озаглавливание пунктов плана

  1. Чтение плана с доски

  1. Оценивание учениками своей деятельности

  1. Пересказ текста

  1. Пересказ рассказа по частям

  1. Оценивание учениками своей деятельности

Просит обучающихся определить цель и задачи урока (чему будут учиться на уроке)

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

Предлагает составить план.

- Составим план урока.

- На уроке мы будем:

План урока:

  1. 1. Уточнять содержание рассказа.
  2. 2. Составлять плана рассказа.
  3. 3. Пересказывать рассказ.

Предлагает прочитать план урока.

Разъясняет, как обучающиеся будут оценивать свою и деятельность одноклассников на уроке.

Предлагает рассмотреть листы самооценивания.

- Ребята, сегодня вы сами будете ставить себе оценки за каждый этап урока. У вас на партах лежит карточка. За каждое выполненное задание вам надо нарисовать смайлик. В конце урока мы посмотрим, какие смайлики у вас получились.

Предлагает вспомнить название рассказа, который читали на прошлом уроке.

- Вспомним, какой рассказ вы читали на прошлом уроке.

Предлагает выполнять задания по составленному плану урока.

- Первый пункт плана – уточнение содержания рассказа. Для этого будем выполнять задания.

Первое задание - читать рассказ по цепочке.

- Оцените своё чтение. Нарисуйте смайлик.

Предлагает выполнять задания на карточке. Выбирает маленького учителя №1.

- Будем выполнять следующее задание.

- Кто хочет быть маленьким учителем?

- Я выбираю …

- …, выходи к доске, … будет маленьким учителем.

- … , ты будешь задавать ребятам вопросы.

- Вы внимательно слушайте, правильно отвечайте. (ученикам можно пользоваться текстом рассказа)

- …, дай задание ребятам.

Предлагает маленькому учителю устно оценить ответы товарищей.

- …, как ребята справились с заданием?

Выбирает маленького учителя №2.

- Кто ещё хочет быть маленьким учителем?

- Я выбираю …

- …, дай задание ребятам.

Предлагает маленькому учителю устно оценить ответы товарищей.

- …, как ребята справились с заданием?

Предлагает ученикам оценить выполненное задание

- Ребята, оцените себя, как вы справились с этим заданием, нарисуйте смайлик.

Предлагает выполнять задания: подобрать строки из рассказа к рисункам.

- Послушайте следующее задание.

- Ребята, я нарисовала рисунки к рассказу.

- Найдите и прочитайте, какие строчки подходят к каждому рисунку.

Предлагает ученикам оценить выполненное задание

- Ребята, оцените себя, как вы справились с этим заданием, нарисуйте смайлик.

Выбирает форму организации учебной деятельности (парами). Просит проявлять инициативу.

Предлагает разбиться на пары и выполнить задание на карточках: подобрать имена прилагательные, которые характеризуют действующих лиц рассказа, работая в парах. Раздает карточки.

- Будете работать в парах.

- У вас на партах лежат карточки с заданием.

- Вам надо подобрать имена прилагательные, которые характеризуют действующих лиц рассказа.

Медведица (какая?) …, …

Медвежата (какие?) …, …

Охотник (какой?) …, …

- Работайте дружно, потом будем проверять.

Предлагает проверить выполненное задание: каждой паре прочитать свои характеристики.

- Давайте проверим, как справилась с заданием первая пара.

- Читайте свои характеристики, остальные внимательно слушайте, вы будете дополнять ответы.

Предлагает ученикам оценить выполненное задание

- Оцените себя, как вы справились с этим заданием, нарисуйте смайлик.

Предлагает сделать физминутку.

- Ребята, давайте подвигаемся. Выходите на середину класса, будем говорить стихотворение и выполнять движения.

Обращает внимание на второй пункт плана урока.

Предлагает составить план рассказа, работая в парах

- Второй пункт плана – составление плана рассказа.

- Сейчас вы также в парах будете составлять план рассказа.

- Сколько частей в рассказе?

- Сколько будет пунктов плана?

- Вам надо составить план рассказа, а потом мы будем выбирать лучшие названия и составлять общий план рассказа.

Предлагает проверить названия пунктов плана.

- Как вы озаглавили первую часть?

(выбор лучших названий)

- Как можно озаглавить вторую часть? и т.д.

На доске появляется план рассказа.

- Прочитайте план рассказа, который у нас получился.

На доске:

План:

1. Встреча охотника с медведицей и медвежатами.

2. Медведица купает первого медвежонка в речке.

3. Купание другого медвежонка.

4. Медвежата остались довольны купанием.

Предлагает ученикам оценить выполненное задание. 

- Оцените себя, как вы справились с этим заданием, нарисуйте смайлик.

Обращает внимание на третий пункт плана урока.

- Посмотрите на план урока. Что мы должны делать дальше?

Предлагает ученикам пересказать рассказ по частям своими словами.

- Будем пересказывать 1-ю часть. Надо пересказывать текст своими словами.

- Перескажите 2-ю часть рассказа и т.д.

Предлагает оценить выполненное задание

- Оцените себя, как вы справились с этим заданием, нарисуйте смайлик.

Слушают учителя. Обсуждают. Отвечают на вопрос. Формулируют.

Составляют (коллективно) план урока.

Читают план урока.

Слушают учителя.

Слушают учителя. Отвечают на вопрос.

Вспоминают название рассказа.

- Мы читали рассказ «Купание медвежат» В. Бианки.

Слушают учителя.

Выполняют задания.

Читают рассказ по цепочке.

Оценивают свое чтение.

Слушают учителя.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

- Я хочу быть маленьким учителем.

- Выберите меня, пожалуйста.

Маленький учитель №1 читает задание на карточке. (Приложение 3)

Я буду читать предложения, а вы найдите и прочитайте, как об этом говорится в рассказе.

  1. Неожиданно охотник услышал треск веток. (Вдруг он услышал громкий треск сучьев.)
  2. С медведицей были забавные медвежата. (С ней были два весёлых медвежонка.)
  3. Медвежонок кричал, махал лапами, хотел убежать. (Медвежонок визжал, барахтался.)

Маленький учитель устно оценивает ответы товарищей.

Слушают учителя. Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

- Я хочу быть маленьким учителем.

Маленький учитель №2 читает задание на карточке. (Приложение 4)

- Я буду читать предложения из рассказа, а вы скажите своими словами.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки. (Охотник шёл вдоль берега реки. Наш знакомый охотник шёл по берегу лесной реки.)

Из чащи на берег вышла большая бурая медведица. (Из густого леса на берег вышла бурая медведица.)

Мать догнала его, надавала шлепков. (Медведица догнала медвежонка и отшлёпала.)

Маленький учитель устно оценивает ответы товарищей.

Самооценивание (рисуют смайлик на листах самооценки)

Слушают учителя.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Находят предложение к рисунку, читают его. Приложение 5.

Охотник испугался и залез на дерево.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

Самооценивание (рисуют смайлик на листах самооценки)

Слушают учителя. Обсуждают.

Отвечают. Формулируют.

Выполняют задания на карточках в парах. Подбирают имена прилагательные, характеризующие героев рассказа. Приложение 6.

Медведица (какая?) большая, крупная, бурая, строгая, сердитая

Медвежата (какие?) весёлые, озорные, непослушные, смешные, забавные, трусливые

Охотник (какой?) осторожный, осмотрительный, внимательный, наблюдательный

Каждая пара читает свои характеристики (имена прилагательные, остальные дополняют ответы.

Самооценивание (рисуют смайлик на листах самооценки)

Выполняют движения и проговаривают стихотворение.

Приложение 7.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Определяют количество частей в рассказе

- В рассказе 4 части.

- Будет 4 пункта плана.

В парах составляют план рассказа.

Обсуждают. Формулируют.

Читают свои планы рассказа.

Выбирают лучшие названия.

Читают план рассказа с доски.

Самооценивание (рисуют смайлик на листах самооценки)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Будем пересказывать рассказ.

Пересказывают рассказ по частям своими словами.

(См. словарь Приложение 2)

Самооценивание (рисуют смайлик на листах самооценки).

Фронтальная работа

Работа с маленьким учителем №1

Работа с маленьким учителем №2

Работа в парах

Работа в парах

На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос

с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

При затруднениях в построении речевого высказывания обучающиеся используют опорные речевые таблицы, наглядность, учебные ситуации.

При проведении физкультминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание.

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).

Осуществляется индивидуальный подход к «слабым» обучающимся (индивидуальные карточки с опорным словарём, таблички с вариантами ответов).

III. Организация окончания урока

  1. Рефлексия учебной деятельности
  1. организация подведения итогов.

  1. домашнее задание

  1. самооценка достижений обучающихся

  1. общая оценка учителя

Подводит итог урока с учетом плана деятельности.

Задаёт и объясняет домашнее задание.

- Посмотрите на план урока, всё ли мы успели сделать на уроке?

- Что получилось на уроке? На следующем уроке вы будете писать изложение текста.

- Домашнее задание будет пересказывать весь рассказ своими словами.

Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на уроке.

Обращает внимание на листы самооценки.

- Посмотрите на листы самооценивания. Какие смайлики у вас получились.

- Расскажите, как вы работали на уроке. Выберите нужный ответ.

- Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке? Выберите смайлик.

Оценивает деятельность, речевую активность и произносительную сторону речи детей на уроке. Выставляет оценки за урок.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают способы выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Оценивают свою и коллективную деятельность на уроке.

Приложение 8.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Определяют, чему научились, как исправить ошибки.

Фронтальная работа

Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи.


Приложения

Приложение 1.

Текст «Купание медвежат»

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки. Вдруг он услышал громкий треск сучьев. Охотник испугался и залез на дерево. Из чащи на берег вышла большая бурая медведица. С ней были два весёлых медвежонка.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался. Но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков. А потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

(По В.В. Бианки)

Приложение 2.

Словарь

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки. - Охотник шёл вдоль берега реки (… по берегу лесной реки).

Вдруг он услышал громкий треск сучьев. – Неожиданно (внезапно…) он услышал (как что-то затрещало…) громкий треск веток.

Охотник испугался и залез на дерево. - Охотник испугался и влез на дерево. Охотник вздрогнул от неожиданности и забрался на дерево.

Из чащи на берег вышла большая бурая медведица. - Из густого леса на берег вышла бурая медведица. Из леса показалась (появилась …) большая медведица. Она была коричневого цвета.

С ней были два весёлых медвежонка.  - С ней были два озорных (смешных, неуклюжих, непослушных, забавных …) медвежонка. С ней были озорные (смешные, неуклюжие, непослушные, забавные …) медвежата.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот. - Медведица аккуратно (бережно …) взяла (подхватила…) одного медвежонка зубами за шиворот. Медведица аккуратно (нежно …) ухватила одного медвежонка зубами сзади за шею.

Она стала окунать его в речку. - Она начала опускать (погружать…) его в речку (в воду…).

Медвежонок визжал, барахтался. – Медвежонок кричал, не слушался. Медвежонок махал лапами, хотел вырваться, убежать.

Но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. – Но медведица не отпускала медвежонка, пока хорошо не вымыла его.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. - Другой медвежонок испугался холодной ванны и стал удирать в лес ( … испугался купания в холодной воде и стал убегать …).

Мать догнала его, надавала шлепков. – Медведица догнала (настигла …), его и отшлёпала.

А потом – в воду, как первого. А затем стала мыть и купать, как первого медвежонка.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием. - Оказавшись снова на суше, оба медвежонка были рады, что искупались. Оказавшись опять на берегу, медвежата были рады купанию.


Приложение 3.

Карточка для маленького учителя №1

Я буду читать предложения, а вы найдите и прочитайте, как об этом говорится в рассказе.

  1. Неожиданно охотник услышал треск веток. - Вдруг он услышал громкий треск сучьев.
  2. С медведицей были забавные медвежата. - С ней были два весёлых медвежонка.
  3. Медвежонок кричал, махал лапами, хотел убежать. - Медвежонок визжал, барахтался.

Приложение 4.

Карточка для маленького учителя №2

Я буду читать предложения из рассказа, а вы скажите своими словами.

  1. Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки. - Охотник шёл вдоль берега реки. Наш знакомый охотник шёл по берегу лесной реки.

Из чащи на берег вышла большая бурая медведица. - Из густого леса на берег вышла бурая медведица.

  1. Мать догнала его, надавала шлепков. – Медведица догнала медвежонка и отшлёпала.

Приложение 5.

Рисунки к рассказу

Охотник испугался и залез на дерево.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

Приложение 6.

Карточка для составления характеристик героев

Подбери имена прилагательные, которые характеризуют действующих лиц рассказа:

Медведица (какая?) ____________________________________________________________

Медвежата (какие?) ____________________________________________________________

Охотник (какой?) ______________________________________________________________

Приложение 7.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Наклоны вперёд и назад.

Вращение плечами.

Рывки руками перед грудью.

Вращение головой.

Садятся за парты.

Приложение 8.

Карта самооценивания

Карта самооценки

ФИ _______________________________________

Дата ___________ класс ________

Оцени выполнение заданий

1

2

3

4

5

Оцени свою работу на уроке

Как ты работал(а) на уроке?

На уроке я работал(а) активно.

Я старался (старалась).

Я -молодец!

Я доволен (довольна) своей работой на уроке.

У͜ меня́ не͜ всё получи́лось.

Я могу́ рабо́тать лу́чше.

Я бу́ду стара́ться рабо́тать хорошо́.

Какую оценку ты поставишь себе за работу на уроке?

Выбери смайлик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...