Урок: Литературное чтение Тема: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Класс : 1 Б
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Назарова Ольга Геннадиевна

Конспект урока чтения 1 класс. "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Литературное чтение

Тема: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Класс : 1 Б

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком «ш», буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления

Планируемы результаты(предметные): Узнавать букву Ш, читать слоги, слова с этой буквой, выделять и различать звук {ш} в словах, давать характеристику звука.

Метапредметные :

Регулятивные

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять задания под руководством учителя; уметь высказывать своё мнение;

-адекватное восприятие звучащей речи;

Коммуникативные

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  

-развивать умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

-уметь составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;

Познавательные

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время.

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, проявлять желание учиться читать самостоятельно.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

– Проверим готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Речевая разминка

– Как шипит змея?

– Как шипит гусь?

Чистоговорка: (для развития речи)

ша-ша-ша мама моет малыша
шу-шу-шу я письмо пишу
аш-аш-аш у Марины карандаш
ши-ши -ши аккуратно ты пиши
шо-шо-шо всем ребятам хорошо.

  • Дыхательная гимнастика

Упражнение «Именинный пирог»

Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Постановка учебной задачи

- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?    

- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

Формулируют учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник,стр17)

- На какие две большие группы делятся все буквы? (гласные , согласные)

- Чем гласные звуки отличаются от согласных? ( гласные можно пропеть )

- А какие бывают согласные буквы? ( мягкие, твёрдые , звонкие, глухие)

-И сегодня мы изучим букву Ша , ребята она согласная или гласная ? (согласная)

-Давайте посмотрим на ленту букв , каким цветом у нас эта буква? ( синим – значит он твёрдый)

-Теперь вместе произнесём звук Ш , и определим звонкий он или глухой?

– Рассмотрите схемы и выполните слого-звуковой анализ слов

Загадки

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я как жираф.

Я большой красивый …

-Сколько слогов в слове шкаф?(1слог)

-«Ловите звуки». Сколько звуков?(4)

-Где стоит звук {ш} в начале, середине или конце слова?( в начале)

-Произнесите ещё раз первый звук.

-Дайте характеристику этому звуку( Согласный , глухой, твёрдый)

Если ты его отточишь, 
Нарисуешь всё, что хочешь! 
Солнце, море, горы, пляж. 
Что же это? ..

-Сколько слогов в слове карандаш? Прохлопаем.(3 слога)

Сколько звуков? (8)

-Где стоит звук {ш} в начале, середине или конце слова?

-Произнесите ещё раз последний звук.

-Дайте ему характеристику.

Познавательная игра.

-  Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ]  в начале слова то вы должны хлопнуть 1 раз, если в середине -2 раза, на конце слова -3 раза.

 Шуба    крыша    карандаш               хорошо

Ушки    крошка   шутка           шиповник    крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль,  сталь,  пушок,  пух,  стук, шарф, шелк,  лист, свист, штраф, паштет, омлет

Работа с учителем

Произносят звук.

– Согласный звук [ш] глухой и всегда твердый

Знакомство с буквой Ш

ша-шо-шу-ше-ши
аш-ош-уш-еш-иш.

-На что похожа буква Ш? ( гребешок, вилы )

- А на какую букву ?(Е)

Находят букву Ш на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Из счетных палочек выкладывают букву Ш

Чтение слов (учебник, с.17)

– Прочитайте слова.

Составьте предложение со словом школа

Читают слова.

Составляют

предложение

Физкультминутка

Осуществляют профилактику утомления

Работа с текстом. Правописание ши (учебник, с. 17)

– Прочитайте текст. Рассмотрите картинку.

– Выполните задания к нему.

- О каком времени года упоминается в рассказе?

-Куда пошли дети?

-Что они собирали?

-Придумайте имена детям со звуком {ш}.

– Прочитайте правило и запомните

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.

Читают правило, заучивают

Работа с рисунками (учебник, с. 18)

– Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели?

-Посмотрите на экран где правильно написано слово шишки?

Рассматривают рисунки.

– Шишки, ягоды, шишки.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Развитие связной речи. Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки» (учебник, с. 18)

– Прочитайте стихотворение.

– О ком говорится в тексте?

Как по другому можно назвать слово  «распетушились»?( разозлились)

Читают.

Отвечают на вопросы

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ...

Конспект урока на тему: "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж"

Конспект урока на участие в конкурсе "Урок года" по русскому языку 1 класс на тему: "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж"...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически. Задачи урока...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.

Предмет: Литературное чтение в 1 классе.УМК «ШКОЛА РОССИИ» Дата проведения: 6 декабря.Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.Тема  урока:  Твёрдый согласный звук...