Технологическая карта урока литературного чтения Б.С. Житков «Про обезьянку» (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б. С. Житкова: умение анализировать рассказ, формирование навыка осознанного чтения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать жанровые особенности рассказа как литературного произведения;
  2. уметь объяснять значение трудных слов, используя различные приёмы;
  3. уметь анализировать рассказ, читать выразительно, читать «про себя» в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения, находить необходимую информацию в учебнике, анализировать её содержание.

Развивающие:

  1. развивать интеллект, аналитическое мышление;
  2. развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
  3. формировать и совершенствовать все виды речевой деятельности школьника;
  4. расширять словарный запас.

Воспитательные:

  1. пробуждать добрые чувства;
  2. воспитывать умения оценивать поступки героев произведения;
  3. воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе;
  4. способствовать развитию умения анализировать свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_obezyanku.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 15.02.2021

Школа: № 148

Класс:

Урок: литературное чтение

Время: 10:40-11:20   Кабинет: 113

Студент: Латмарина Марина  

Группа: 36

Учитель: Гужова Ю. Э.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока: Б.С. Житков «Про обезьянку»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б. С. Житкова: умение анализировать рассказ, формирование навыка осознанного чтения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать жанровые особенности рассказа как литературного произведения;
  2. уметь объяснять значение трудных слов, используя различные приёмы;
  3. уметь анализировать рассказ, читать выразительно, читать «про себя» в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения, находить необходимую информацию в учебнике, анализировать её содержание.

Развивающие:

  1. развивать интеллект, аналитическое мышление;
  2. развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
  3. формировать и совершенствовать все виды речевой деятельности школьника;
  4. расширять словарный запас.

Воспитательные:

  1. пробуждать добрые чувства;
  2. воспитывать умения оценивать поступки героев произведения;
  3. воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе;
  4. способствовать развитию умения анализировать свои поступки.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Метод:

Словесный

Прием: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

3.Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

- Меня зовут Марина Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку.

Апельсины и бананы очень любят обезьяны. – 1 ряд.

Любят детки, любят мамы. – 2 ряд.

Могут съесть их килограммы – 3 ряд.

Любят папы-обезьяны апельсины и бананы. – вместе.

- Прочитайте с веселой интонацией.

- А сейчас прочитайте скороговоркой, т. е. быстро, но чётко проговаривая слова.

- Прочитайте с вопросительной интонацией. Молодцы.

  1. Показывают

готовность к уроку.

2. Выполняют действия,

которые дает учитель.

Фронтальная

Презентация

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: уметь приветствовать учителя и одноклассников;
  • Метапредметные: настраивать себя на продуктивную работу;
  • Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Наглядный;

Словесный: беседа, подводящий, побуждающий диалог

1.Актуализирует знания, подводит к теме урока.

- Перед тем как мы начнём знакомиться с новым произведением, давайте вспомним, что вы уже изучили. Для этого посмотрите на экран. Вы видите перед собой портреты уже известных вам писателей. Ваша задача назвать всех и вспомнить по произведению написанных этими писателями, которые вы уже читали. Ответы пишите на листочках, которые лежат у вас на парте.

Смотрят на экран, выполняют задание.

Фронтальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Предметные: уметь разгадывать криптограмму;

• Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• Личностные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; высказывать свое мнение (точку зрения).

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий, побуждающий диалог, беседа

  - Ребята, посмотрите на экран. Перед вами слова с перемешанными буквами. Для того, чтобы узнать тему нашего урока, составьте слова правильно.

Бьназоеяк (обезьянка)

Алчмьки (мальчик)

Оатврищ (товарищ)

- Посмотрите на экран, и по мере готовности поднимайте руку. Какие слова получились?

- Так же, рассмотрите иллюстрации на слайде. Что вы на них видите?

- Что будем сегодня изучать?

- Совершенно верно!Сегодня мы изучим рассказ. Вы знаете что такое рассказ?

Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей. Его отличительные черты:

- повествуется об одном событии;

- небольшое количество действующих лиц;

- небольшое по объему;

- можно поделить на три части: вступление, основная часть, заключение.

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

2. Формулирует совместно с учениками цель и план урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Давайте составим план нашей работы.

- Хорошо ребята, верно.

Смотрят на экран, составляют слова.

- Мальчик

- Обезьянка

- Товарищ

- Мальчик с обезьянкой, хулиганство  

- «Про обезьянку»

1.Формулируют тему

урока.

- Рассказ «Про обезьянку»

2.Формулируют цель

урока.

-Познакомиться с

произведением

3. Составляют план

урока.

  1. прочитать рассказ Б. С. Житкова;
  2. работа со сложными словами из текста;
  3. чтение отрывка произведения;
  4. ответить на вопросы в учебнике;
  5. подвести итоги.

Фронтальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: умение предполагать, о чём текст; умение планировать работу с текстом;
  • Метапредметные: принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • Личностные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; высказывать свое мнение (точку зрения).

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: подводящий, побуждающий диалог, беседа.

Частично - поисковый

Рассказывает о писателе

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым писателем Борисом Степановичем Житковым.

- Борис Степанович Житков (1882-1938) – выдающийся советский детский писатель, путешественник. Основной профессией на протяжении всей жизни Бориса Житкова было морское дело. В первую очередь он был именно моряком. Ещё в молодости он совершил кругосветное плавание во время работы на исследовательском судне. А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу. Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.

 Выставка книг данного писателя.

- Посмотрите, это произведения, которые написал Б.С. Житков.

Книги Житкова, сделавшие его известным всей читающей России: «Храбрый утёнок», «Про слона» и «Морские истории». Читали ли вы какие-нибудь эти произведения?

Давайте подробнее рассмотрим книгу «Морские истории».

Организует словарную работу

-Хорошо. Перед тем, как мы начнём читать произведение, давайте познакомимся с трудными словами.

- Посмотрим, какие есть в словаре.

- Объясните слова.

- А теперь посмотрим на слайде.

- Читаем хором.

- Молодцы!

-Сейчас будем читать данный рассказ по абзацам. Открываем страницу 83 и начинаем читать по одному предложению все по порядку, начиная с первой парты.

- Хорошо, ребята.

- Давайте проанализируем прочитанный отрывок.

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Как попала обезьянка к мальчику?

 

- Какой характер был у обезьянки?

- Какие неприятности она приносила домочадцам?

- Почему она так себя вела?

- Как выглядела обезьянка?

- Почему невозможно стало держать Яшку в доме?

- Молодцы!

- Слушают учителя.

- Аршин - Старая русская мера длины

Шинель -пальто со складкой на спине

Давеча – недавно

Оплеуха - Удар рукой по щеке

Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.

Вавилоны - кривые линии.

За пазуху - под рубаху

Набрюшник под курткой – брюхо - это живот.

Сконфузился - застеснялся.

- Дети начинают читать рассказ.

- Рассказ ведётся от имени двенадцатилетнего мальчика.

- Обезьянку подарил товарищ Юхименко.

- Яшка был очень шкодливым, шустрым, любил проказничать.

Фронтальная

Презентация

  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
  • Метапредметные: формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами.
  • Личностные: самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: чтение рассказа;

Словесный: ответы на вопросы, беседа;

Частично-поисковый

Выборочное чтение.

- Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа. (Выборочное чтение)

- Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Найдите отрывок из произведения и давайте прочитаем его по ролям.

- Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?». Когда мы так говорим?

- Расскажите, как выглядела обезьянка. Найдите описание Яшки в учебнике.

- Как встретили обезьянку в семье мальчика? (пересказ текста)

- Как решили оставить Яшку на ночь? А почему?

- А теперь найдите и прочитайте в учебнике момент, как ловили Яшку (чтение цепочкой).

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Презентация, учебники

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: понимать содержание прочитанного; формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнении о проблеме;
  • Метапредметные: проявлять интерес к общению на уроке;
  • Личностные: эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Метод: практический.

Прием:

Самостоятельная работа.

   Организует самостоятельную работу

- Сейчас проверим, насколько внимательно вы читали произведение и хорошо ли вы помните подробности текста. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте).

- Молодцы ребята, давайте обменяемся работами с соседом по парте, чтобы проверить.

- Вы должны выставить оценку за работу по критериям. «5» - 1 ошибка

«4» - 2-3 ошибки

- Молодцы, ребята. Передайте работы с последней парты вперед.

- Выполняют самостоятельную работу.

- Проверяют работы.

Индивидуальная

Презентация, раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: знать: содержание произведения; умение работать самостоятельно при выборе ответов по тексту;
  • Метапредметные: контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
  • Личностные: формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Метод:

Практический

Прием:

Упражнения, работа в парах

Организует работу в парах

- Сейчас я вам раздам карточки, и мы будем работать в парах.

- Вспомните правила работы в парах.

Докажите, что жанр произведения «Про обезьянку» - рассказ. Выберите верные утверждения.

- повествуется об одном событии;

- небольшое количество действующих лиц;

- небольшое по объему;

- присутствует ритм, рифма;

- повышенная эмоциональность;

- можно поделить на три части: вступление, основная часть, заключение.

- Проверим данную работу, сравнив с эталоном.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились!

Вспоминают правила работы в парах.

Выполняют работу в парах.

Проверяют работу.

Парная, фронтальная

Презентация, раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других;
  • Метапредметные: формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнении о проблеме;
  • Личностные: заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: формулирование выводов, обобщение

Метод: «Плюс-минус-интересно»

   1.Организует анализ урока с точки зрения

поставленных целей.

-Подведем итоги нашего урока

- Посмотрите на экран и выберите из всех известных вам авторов того, о котором мы сегодня говорили.

-С каким его рассказом мы познакомились?

-Какую цель мы себе ставили?

-Достигли цели?

-Какие трудности возникали?

2.Проводит работу по самооценке.

-Запишем домашнее задание:

Подготовить пересказ рассказа «Про обезьянку» с 83-96.

Нарисовать иллюстрацию.

- Ребята, вы большие молодцы.   

- И некоторым ученикам я поставила оценки.

- А теперь мы оценим нашу работу на уроке.

Заполните таблицу.

ц.PNG

- Всем большое спасибо за урок. До свидания!

Отвечают на вопросы, анализируют.

Среди портретов выбирают А. С. Житкова.

Берут домашнее задание

Оценивают свою деятельность на уроке.

Прощаются с учителем

Фронтальная, индивидуальная

Презентация, раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Метапредметные: осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;
  • Личностные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...

Технологическая карта урока литературное чтение на тему: "В. Осеева "Почему?"" 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)Тема:  «В. Осеева «Почему?»». Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Почему?"; помочь осознать и сформ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...