Литературное чтение 4 класс, М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка "Ашик-Кериб"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Путинцева Ольга Александровна

Литературное чтение 4 класс, М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка "Ашик-Кериб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_konspekt.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 пробного урока литературного чтения

Учебник «Литературное чтение». Автор (ы) Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.

Класс 4 . Часть 1.  Стр 97.  ____

Образовательная система (модель) ________________________________

ТЕМА: «Турецкая сказка «Ашик - Кериб». М.Ю. Лермонтов»

Составила студентка 331 группы

Путинцева Ольга Александровна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № , класс 4 , каб. №

Дата проведения урока 25.10.2022.

Начало урока _______час _____мин.

ФИО учителя школы

ФИО преподавателя-консультанта

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

_________________, дата ________

(подписьучителя)

___________

Цель урока: познакомить учащихся с турецкой сказкой М.Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб»

Задачи урока.

  1. Личностные:
  • проявляют мотивацию к учебной деятельности
  • владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
  1. Предметные:
  • Понимают значимость произведений великого русского писателя (М.Ю. Лермонтова) для русской культуры
  • Выбирают при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра
  • Пользуются элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания
  1. Метапредметные (УУД):
  • умеют определять тему урока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.)
  • умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.)
  • умеют работать с информацией, представленной в виде текста (позн.)
  • участвуют в учебном диалоге (коммун.)
  • умеют взаимодействовать в классе и с учителем (коммун.)  
  • умеют понимать текст, опираясь  на  содержащую  в  нём  информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию (позн.)

Тип урока: урок изучения рассказа, урок изучения сказки, урок изучения басни, урок изучения былины, урок изучения стихотворения, урок изучения научно-познавательной статьи, урок изучения крупнообъёмного произведения, урок изучения нескольких произведений (нужное подчеркнуть)

Оборудование.

  • У учителя: проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями

  • У учащихся:

Оформление доски

Библиографический список:

 Учебник

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.99-113

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь!

- Прежде, чем начать, давайте проверим готовность к уроку. На партах не должно лежать ничего лишнего, все предметы лежат красиво. Ничего нас не отвлекает от урока.

- Давайте сразу сядем как прилежные ученики. Я говорю, а вы повторяете. Спина ровная, спина прижата к спинке стула, ноги с опорой на пол. Между вами и партой ваша свободно проходящая рука. Руки на парте.

- Меня зовут Ольга Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Вы, наверное, знаете, что на каждом уроке есть свои правила. На нашем уроке они тоже есть.

  1. Когда я говорю, вы все внимательно меня слушаете.
  2. Отвечаем только по поднятой руке.
  3. Когда говорит ваш одноклассник, вы его уважаем и поэтому внимательно слушаем.

- здороваются

- проверяют готовность к уроку

  1. Актуализация знаний, появление темы урока

Приёмы  работы на этапе:

  1. Выполнение заданий для восстановления опорных знаний (в том числе моделирование)
  2. Создание ПС или выполнение заданий для  выхода на тему и проблему урока
  3. Формулировка темы, проблемы и задач урока.

-  Ребята, скажите пожалуйста, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?

- Я предлагаю вам сейчас вместе со мной узнать еще больше об этом писателе.

  • В детстве Михаил Юрьевич отличался слабым здоровьем, часто болел и вообще был не самым крепким ребёнком.
  • Маленького Михаила воспитывала бабушка
  • Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта.
  • Его сразу взяли в 4-й класс, благодаря хорошей домашней подготовке к школе
  • Помимо написания стихов, Лермонтов увлекался и другими занятиями. Стоит отметить, что он был наделен и способностью живописца. Многие историки утверждают, что Михаил мог стать хорошим художником, если бы занимался живописью на профессиональном уровне.

- Отлично! Теперь вы знаете намного больше фактов об этом писателе, чем раньше.

- Что вы запомнили об авторе?

- Кто воспитывал Михаила?

-Чем увлекался писатель, помимо написания стихов?

- Михаил Юрьевич Лермонтов.

- говорят факты, которые уже знают

3.Антиципация чтения (Работа с текстом ДО чтения. Подг. первичного восприятия)

- А теперь откроем учебник на странице 97.

- Прочитайте название произведения, которое нам предстоит сегодня изучить.

- Как вы думаете, о чем это произведение?

- Какое интересное название. Обратите внимание на иллюстрацию на странице 109.

-

- Отлично, потом мы и проверим ваши предположения

- А обратите внимание, какая это сказка? Подсказка спрятана под названием произведения.

- Предположите, какой страны эта сказка?

- Верно, посмотрите на карту, вы можете увидеть эту страну на карте.

- Может кто-то из вас уже бывал в этой стране?

- А вы когда-нибудь слышали о таких сказках? А может кто-то читал?

- А какие сказки вы вообще знаете?

- Эта сказка авторская или народная?

- Как вы это определили?

- Сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. В восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами.

Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю. Лермонтова после того, как его уже не стало. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым во время ссылки на Кавказе.

- Как вы думаете, гениальный человек, это какой?

- Ребята, а что такое МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ? Как вы понимаете эти слова

- Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления.

Леге́нда - повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества.

- Поэт дал своему произведению подзаголовок «турецкая сказка»

- Так о какой местности пойдет речь?

- А вы знаете, что такое ссылка?

- Ссылка — это Царское наказание –отправление в действующую армию, под пули горцев.

- А вы знаете, что такое Кавказ?

- Все верно, это горы, в которых

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить? Какое произведение будем изучать?

- Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- отрывают учебник

- АШИК – КЕРИБ

- предположения детей

- турецкая сказка

- Турция

-ответы детей

- ответы детей

- нет

- ответы детей (бытовые, волшебные, о животных)

- авторская

- у этой сказки есть автор, поэтому она авторская.

 

- ответы детей

- ответы детей

- О Турции, о Кавказе

- ответы детей

- ответы детей

- Турецкая сказка «Ашик – Кериб»

- прочитать сказку, познакомится с ее содержанием.

4.Первичное восприятие текста (время зависит от объёма)

- Лермонтов совершенно точно передал сюжет и сохранил многие разговорные особенности.

- Поэт в своей сказке использует много турецких слов, которые затрудняют прочтение текста. Чтобы разобраться в содержании сказки, мы должны поработать в парах со словами.

- Для этого сначала вспомним правила работы в парах:

  • Говори шепотом
  • Работать должны оба на общий результат
  • Один говорит, другой слушает
  • Если не понял, переспроси
  • Свое несогласие высказывай вежливо
  • Когда закончили выполнение задания поднимите руку, чтобы учитель видел вашу готовность к выполнению следующего задания

- На ваши столах лежат карточки. Вам необходимо будет поработать в парах. В первой колонке написаны слова, которые вам могут быть непонятны, а во второй – их значение. Вам нужно будет предположить и соединить слова из первой колонки со значением. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Я засекаю время.

- Итак, что у вас получилось? Давайте сверим ваши ответы. Посмотрите на экран.

- Мы познакомились с незнакомыми словами и готовы к чтению сказки.

- Но перед тем, как мы начнем читать сказку, послушаем, как нужно выразительно ее читать.

- Во время прослушивания сказки внимательно следите за текстом. После прослушивания я у вас спрошу почему это произведение называется сказкой. Вам надо будет доказать почему это сказка.

- А еще, если вам встретятся незнакомые слова,  о подчеркните их тоненькой линией.

- Внимательно слушайте и следите по тексту.

- Ребята, вы только что прослушали часть сказки «Ашик – Кериб», какие эмоции у вас вызвала эта сказка? И почему?

- А как вы представляете Магуль – Мегери? А Ашик – Кериба?

- Что вы можете сказать о их взаимоотношениях?

- Почему это произведение называется сказка? Какие признаки сказки вы можете выделить?

- Какие новые слова вам еще встретились?

- Сопереживали ли вы кому-то из героев? Кому? Почему?

- Хорошо ли вы поняли содержание сказки?

- Для этого необходимо прочитать сказку еще раз

- вспоминают правила работы в парах.

- выполняют работу

- Слушают сказку

- Ответы детей

- Ответы детей

 - Ответы детей

- нет, сказка сложна

5.Вторичное восприятие текста (время зависит от объёма)

- Теперь текст будем читать мы, сначала вам прочитаю я, а вы внимательно следите по тексту

(Чтение первых двух абзацев)

- В каком городе разворачиваются события сказки?

- Посмотрите на экран, вы можете увидеть карту, на которой показан этот город. Сейчас этот город называется по-другому – Тбилиси.

- О каких героях идет речь в этой сказке?

 - Что вы можете сказать о них?

- А теперь по цепочке мы будем читать дальше

- Слушаем внимательно своих одноклассников (читают с 3 абзаца до стр.98)

- Итак, мы с вами прочитали часть сказки, что произошло?

- А как вы думаете, сдержит ли свое слово Ашик – Кериб?

- Предположите, что произойдет дальше?

- Хорошо, продолжаем читать дальше, также по цепочке

(Читают с абзаца «Пришел Ашик – Кериб… до стр.99 «Мой сын утонул..)

- Ребята, что вы можете сказать о Куршуд – беке?

- А почему вы так думаете?

- Какие эмоции испытала мать Ашик – Кериба?

- А какие эмоции у вас вызвал этот открывок ?

- Предположите, что будет дальше?

- Перед тем, как мы начнем читать следующий отрывок, давайте немного отдохнем

 *ФИЗКУЛЬТМИНУТКА*

- вы наверное устали?

ну тогда все дружно встали!

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

1-2-3-4-5

Открываем, поморгаем,

И урок наш продолжаем

- Мы с вами разомнулись, отдохнули, теперь готовы читать дальше

(Читают со стр. 99 «Магуль-Мегери улыбнулась … до стр.101 «… не готовился к отъезду»)

- Итак, что сказала Магуль-Мегери?

- Что произошло с Ашик – Керибом? Прочитайте

- После прочтения мы можем дать характеристику главным героям. Первая колонка будет делать характеристику АШИК-КЕРИБА, 2 колонка будет давать характеристику МАГУЛЬ-МЕГЕРИ, а 3 колонка будет охарактеризовывать КУРШУД-БЕКА.

- На экране вы можете видеть качества человека, вам необходимо выбрать те качества, которые подходят вашему герою и доказать, почему вы так считаете.

- Хорошо, теперь мы подготовимся к чтению сказки выразительно. Обратите внимание на экран.

- Эта карточка – ваш помощник при выразительном чтении

- Давайте обратимся к памятке

1. Правильно ставь ударение

2. Соблюдай паузы

3. Выбери силу голоса

4. Определи темп речи

5. Читай эмоционально

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению

- Все ли вам понятно?

- Сейчас я вам дам время подготовиться к выразительному чтению отрывка со стр. 97 «Вот раз он…» до стр. 98 « .. за нее сватается»

- На подготовку вам дается 5 минут

- Кто готов прочитать?

- Теперь давайте оценим чтение по памятке, начинаем с положительных моментов

- горд Тифлиз

- Магуль – Мегери и Ашик – Керибе

- Магуль – Мегери была дочью богатого турка, а Ашик – Кериб был беден, играл на саазе. Они любили друг друга

Читают по цепочке

- Ашик – Кериб решил, что сделает все, чтобы жениться на Магуль – Мегери

- Да

Выдвигают свои предположения

Читают

- Он очень подлый

- Он подставил Ашик – Кериба

- Она очень расстроилась

- Грустно

Выдвигают свои предположения

Читают

- Она уверена, что Куршуд-бек все выдумал

Читают

- Да

Читают выразительно

Оценивание

6. Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту (работа с текстом после чтения)

- Хорошо, когда вы прочитаете эту сказку до конца, ответьте на этот вопрос еще раз. Может быть, ваше мнение изменится

- А можете ли вы уже доказать, что это сказка?

- По началу сказки мы можем уже предположить, какая тема этого произведения?

- Почему вы так решили?

- А о чем еще эта сказка?

- А как вы думаете, почему Магуль-Мегери согласилась ждать Ашик – Кериба 7 лет?

- А почему в самом начале Ашик-Кериб не согласился на предложение Магуль-Мегери?

- Вы абсолютно правы!

- Предполагают

- Эта сказка о добре и зле

- Ашик – Кериб противостоит злу и пытается добиться своей цели

- О любви

- Потому что она тоже его любила

- Потому что он честный

6. Творческие задания в связи с прочитанным

- А теперь мы проверим то, на сколько внимательно вы читали и следили за текстом.

- Работать снова будем в парах. Ваша задача восстановить последовательность событий в сказке.

Куршуд-Бек забрал одежду у Ашик-Кериба

Жил богатый турок, у которого дочь дороже золота

Куршуд-Бек догнал Ашик-Кериба

Жил-был бедный Ашик-Кериб

Ашик-Кериб отправляется в странствие

Подруга Магуль-Мегери разбудила Ашика – Кериба

Ашик-Кериб скитается по деревням и наживает богатство

Договор Ашик-Кериба и Магуль-Мегери

- Давайте проверим.

  1. Жил богатый турок, у которого дочь дороже золота
  2. Жил-был бедный Ашик-Кериб
  3. Подруга Магуль-Мегери разбудила Ашика – Кериба
  4. Договор Ашик-Кериба и Магуль-Мегери
  5. Ашик-Кериб отправляется в странствие
  6. Куршуд-Бек догнал Ашик-Кериба
  7. Куршуд-Бек забрал одежду у Ашик-Кериба
  8. Ашик-Кериб скитается по деревням и наживает богатство

- Поднимите руку те, кто верно выполнил это задание?

- Какой из пунктов вам показался самым интересным?

- Есть ли сходство этой сказки с другими сказками, которые вы уже знаете?

- выполняют работу

- предположения детей

- ответы детей

- ответы детей

7.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин)

- Вы большие молодцы! Сегодня вы все хорошо работали!

- Вам понравилось начало сказки?

- Как вы думаете, чем закончится эта сказка?

- Вам хочется узнать, чем закончится эта сказка?

- Это вы узнаете на следующем уроке.

- Над какой сказкой мы с вами сегодня работали?

- Это обычная сказка?

- Почему она называется турецкая? Где ее написал автор?

- Посмотрите на экран. Вы видите 3 картинки. Что изображено?

- Верно, я предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

- Какую информацию вы положите в чемодан?

- А что вам предстоит обдумать?

- Какая информация вам не пригодится?

- да

- ответы детей

-да

- АШИК-КЕРИБ

- Турецкая Сказка

- Потому что, Михаил Юрьевич написал ее на Кавказе

- чемодан, мясорубка и корзина

- ответы детей

8.Домашнее задание (1 мин) учитель сказала, что сама даст домашнее задание, будет исходить из того, сколько мы успеем на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...