Урок литературного чтения во 2 классе Д. Хармс "Игра"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Коношанова Вера Викторовна

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_harms_igra_2_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Литературного чтения 2 класс

Тема: Д.Хармс «Игра».

Цели: познакомить учащихся с журналами для детей 1920—1940-х гг.; рассказать о Д. Хармсе, его творчестве; развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, интерес к чтению, внимание к авторскому слову, прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

 Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1). Приветствие (кивком головы).

2). Создание психологической обстановки.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг- другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Подарите свою улыбку и нашему гостю.

3) Игра «Счастливчик» Любым случайным способом в классе выбранный ученик,

на время урока объявляется «счастливчиком». Из предлагающихся вариантов проверки домашнего задания этот «счастливчик» имеет право выбрать любое. А если полученная на уроке отметка, не устраивает его, то можно отказаться от нее.

2.Речевая разминка.

1.Работа с прямыми слогами.

Работа в группах. (Даю время каждой группе на подготовку- 60 секунд, затем каждая группа хором проговаривает речевую разминку.)
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

 Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли:
в синем море корабли (сели на мели).

3. Сообщение темы, целей.
III. ЗАГАДКА

Не книга, не газета…

Страницами шуршал,

Читателям секреты

Рассказывал …

— Расскажите о журнале, который вы принесли на урок.

— Что из этого журнала вы приготовили к уроку?

— Кто из вас читает журналы? Какие это журналы?

Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.
(Знакомство с выставкой журналов.)

А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж»  был Даниил Хармс. Сегодня мы с вами  познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе.

4. Знакомство с Д.Хармсом.

А) Рассказ о Д.Хармсе подготовленных учащихся.

Даниил Иванович Ювачев - это настоящие имя и фамилия — родился в Петербурге.  Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски, Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.

После школы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступая на эстраде под именем Даниэля Шармса. Он очень выразительно читал стихи,  неплохо пел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал.

Он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только в поэзии, но и в жизни. В комнате Хармса стоял предмет, который удивлял всех приходивших, — он состоял из железок, досок, пустых папиросных коробок, пружин, велосипедных колес, веревок и консервных банок. Сам писатель объяснял, что это машина, которую ему захотелось иметь в доме, т. е. никак не объяснял. Он постоянно менял таблички с именем на двери.

 — Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов есть такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Торопышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.

 5. Работа над стихотворением..

— Как вы думаете, понравятся ли вам его стихи?

— Какими они будут, как вы считаете? (Веселыми, смешными. )

— Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Д.Хармса «ИГРА» Предположите, какое оно будет? О чем оно?

 Слушание аудиозаписи стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение Д. Хармса?

— Оправдались ли ваши ожидания относительно его стихотворений?

Работа в парах:

Встаньте возле выбранного вами карточки с названием жанра. (выбор карточки)

СКАЗКА

ПОСЛОВИЦА

РАССКАЗ

СТИХОТВОРЕНИЕ

БАСНЯ

ЗАГАДКА

СКОРОГОВОРКА

Почему вы так решили? Обсудите в паре.

 Ответит тот участник, который живёт ближе к школе. (Вера, Карина, Лера.)

 Садитесь, Спасибо!

В) Физминутка.

Давайте поиграем. А поможет нам в этом стихотворение Д. Хармса «Игра».
(Учитель читает стихотворение, а учащиеся выполняют все те движения, которые описываются)
Понравилась вам «Игра»? Чем?

А теперь сами попробуйте прочитать с диктором.

Что значит «по панели»? (по тротуару).

Какие слова вызвали затруднения при чтении?

Давайте поучимся их читать.

Чтение трудных слов

(«разойдитесь», «автомобиль», «сторонитесь», «панель» (нэ), «почтовый», «берегитесь», «советский».

Выборочное чтение

Подберите строчки стихотворения к иллюстрациям

Работа в группах:

Выбери правильный ответ:

1. Участниками игры были ……

(Маша, Петька, Васька, Мишка, Саша)

2. Петька изображал …….

(автомобиль, самолёт, пароход)

Петька, когда прыгнул на скамейку крикнул……

(- Я приехал!

- Стал на якорь!

- Сел на землю!)

3. Васька изображал …….

(автомобиль, самолёт, пароход)

Васька, когда прыгнул на скамейку крикнул……

(- Я приехал!

- Стал на якорь!

- Сел на землю!)

4. Мишка изображал …….

(автомобиль, самолёт, пароход)

Мишка, когда прыгнул на скамейку крикнул……

(- Я приехал!

- Стал на якорь!

- Сел на землю!)

5.Кто шёл по дороге и мешал играть мальчикам? (корова, человек, кошка)

6.Почему стихотворение называется «Игра»? (мальчики играли, мальчики бегали, мальчики кричали)

Ассистент учителя (ученик)  проверит работу –а мы с вами поиграем.

6. Игры со словами.

- Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)

- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.

- На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.

Та-та-та-та –

В нашем доме три …(кота)

Ты-ты-ты-ты –

У них рыжие… (хвосты)

То-то-то-то –

Почитай стихи ...(Барто)

Ту-ту-ту-ту –

Ты любимому…(коту)

Пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь: («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты: («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: («храбрец»).

Теперь «начала» я скажу.

Ну, отвечай: («конец»).

- Доскажите строчку. Будьте внимательны!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…(мальчики).

Коньком на льду чертили стрелочки,

В хоккей играли только … (девочки).

Это интересно.

«Почему псевдоним ХАРМС

7. Итог урока.  

Мой ассистент – корреспондент хотел бы вам задать несколько вопросов.

-С каким писателем мы познакомились на уроке?

-Как называлось его произведение?

-К какому жанру оно относится?

-Какой Хармс по характеру?

-Как он выглядит?

-Какая у него была жизнь?

-Чем любил заниматься?

-Что запомнили о писателе?

 8.Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оцените свою работу. С помощью светофора

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения с. 160-164

Сочинить стишок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...