Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь № 2
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Остапчук Юлия Юрьевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr.uroka_21.12.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ сош №30 г.Электроугли

Остапчук Ю.Ю

Тема урока: Развивающий час. Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь № 2», 3 класс,Литературное чтение ,авт.Климанова, Горецкий

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока:

Деятельностная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по  разделу « Поэтическая тетрадь № 2», закрепить их на практике.

Развивающая цель: развивать речь- обогащение словарного запаса; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей.

Воспитательная цель: формировать глубокое уважение к поэтам ХIХ века, к языку и умению грамотно выражать свои мысли; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать доброту, человеколюбие, нравственный самоконтроль.

Планируемые результаты:

Предметные:научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; сравнивать произведения поэтов; группировать произведения по темам

Метапредметные:познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно («Что мы уже знаем по данной теме?», «Что мы уже умеем?»), связывают с целевой установкой урока;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Форма работы : работа в группах

Оборудование : презентация, карточки с тучками и солнышками, жетоны, портреты: Бунина, Бальмонта, Некрасова; буклеты с заданиями на каждого ребенка, словарь настроения на каждого ребенка, учебники литературного чтения, карточки со скороговорками, выставка книг.

 Ход урока

Организационный момент.

 Приветствие гостей.

Дорогие ребята, сегодня мне бы хотелось начать урок литературного чтения со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо (слайд 1): 
"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы … (умные) , как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно … (работать) над собой, ставить новые … (цели) и стремиться к их достижению".

Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы совершим с вами необычное путешествие. В пути нам пригодятся знания, смекалка, сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

Обобщение и закрепление знаний учащихся.

-Для того, чтобы понять о чем пойдет речь на нашем уроке, давайте посмотрим и подумаем, о чем напомнят нам эти иллюстрации?(ответы детей)

Вы правы, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по страницам Поэтической тетради. Она не зря носит такое название. Вы должны будете показать свои творческие способности, вспомнить авторов стихотворений, читать стихи, определять автора. И в конце урока сделаете вывод: почему же эти произведения объединили в поэтическую тетрадь.

Итак, какова цель нашего урока?(ответы детей) (слайд 2)

-Для путешествия нам необходимо разделиться на 3 группы «Знатоки», «Грамотеи» и «Умники». За правильные ответы группа будет получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выявим истинных знатоков изученных произведений. Деление происходит путем жеребьевки, каждая группа занимает своё место.

Давайте вспомним с вами правила работы в группе (ответы детей)

Релаксация

-Ребята, на столе у вас лежат тучки и солнышки. Поднимите тучки, если настроение плохое и солнышки, если настроение хорошее.

Ну, а теперь настало самое время посоревноваться

1 . Разминка.(слайд)

Речевая разминка

Наш урок я предлагаю начать традиционно и немного поиграть в «Лото скороговорок». Известно, чтобы разговаривать, надо уметь говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно. У вас на столе скороговорки, я вам дам минуту, чтобы вы успели их отработать (чтение жужжащим способом).

 «Лото скороговорок»

(Ученик называет звук, говорит скороговорку и называет номер тем самым передавая очередь чтения другому)

Подбери рифму.

Я показываю и читаю слог, а вы придумываете небольшое предложение из 3–4 слов. Последнее слово должно заканчиваться на этот слог.

Ри – ри – ри – (сидят на ветке снегири).
Са – са – са – (на траве блестит роса).
Ши – ши – ши – (я люблю вас, малыши).
Зу – зу – зу – (за рога ведут козу).
Но – но – но – (мы сейчас пойдём в кино).

Ко-ко-ко- (я люблю парное молоко)

2.Выбери поэта

 Вам нужно выбрать тех авторов, творчество которых мы изучали в этом разделе, подобрать фамилию, имя, отчество. От каждой группы выходит один представитель

 Федор Иванович Тютчев

Некрасов Константин Дмитриевич

Бунин Николай Алексеевич

Бальмонт Иван Алексеевич

Афанасий Афанасьевич Фет

Иван Саввич Никитин

Проверим, справились ли ребята (слайд)

3. Малая родина

Это очень хорошо знать поэтов и писателей знать в лицо, знать как их зовут, потому что они жили на той же земле, что и мы с вами сейчас живем и любим нашу Родину, малую родину. Как вы думаете, для наших писателей важна была малая родина? И что означает слово малая родина?(ответы детей). Задание будет звучать так- подберите название географического объекта к портрету писателя.

Давайте проверим(слайд)

4.Узнай поэта

У вас на столе лежат буклеты, на странице 1 даны некоторые факты из жизни писателей данного раздела. Прочитав, вы должны не только назвать фамилию, но и выбрать его портрет. Представитель команды зачитывает отрывок из биографии, называет фамилию и показывает портрет.

Задание команде «Знатоки»

«Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательская жизнь началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинять что-то вроде стихов или сказки...» (И. Бунин)

Задание команде «Грамотеи»

«Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошел и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу») (К. Бальмонт).

Задание команде «Умники»

« Поэт, прозаик, критик, издатель. Родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был ярым крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А. Некрасов).

- И так, вы узнали писателей, молодцы, а сейчас отправимся дальше.

5.Объясни и докажи

- Следующее задание вы найдете в своих буклетах на странице 2.Вы уже знаете, что строчки в стихотворении записываются особым образом - в столбик. Является ли это произведение стихотворением? (Идет обсуждение в группах и от каждой группы выступает один человек)

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

и сам про себя удалую,

хвастливую песню поет.(ответы детей)

1. Здесь есть рифма: большую – удалую, бьет — поет.

2. Есть ритм, стихи ритмичны. Его можно прохлопать.

З. Описание выразительное в стихотворении.

4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.).

Слайд-признаки стихотворения

6. Физминутка видео

7. Назови автора 

- А теперь давайте соотнесём автора и его произведение – Кому из авторов принадлежат эти строки?

Пушисты ли сосен вершины, 
Красив ли узор на дубах?
(Н.А.Некрасов)

Есть на полях моей Родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов.
(И.А.Бунин)

Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.

(Н.А.Некрасов)

Там где не достала – лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, – будет и седой.
(К.Д.Бальмонт)

В стремительности радостно – звериной,
Он красоту от смерти уносил.
(И.А.Бунин)

Чем жарче день, тем сладостней в бору

(И.А Бунин)

8.  «Красивые» слова»

Следующее задание вы найдете в буклете на странице 3.В стихотворениях авторы используют красивые слова. Все эти красивые слова в литературе называются “изобразительно – выразительные средства языка”.

Это:

МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации;

СРАВНЕНИЕ – изображаемое явление сравнивается с другим, по какому – либо общему для них признаку;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – неживые предметы, явления природы встают перед нами как живые образы.

Ваша задача такая:

1-я группа – в стихотворении “Не ветер бушует над бором” стр.169, найти примеры олицетворения. Объяснить значение слова ПАЛИЦА

2-я группа – в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы” стр.170, найти сравнения. Объяснить значение слова ЗИПУН

3-я группа – работают со стихотворением «Золотое слово», стр.173 найти метафоры. Объяснить значение слова КУТЕРЬМА

Легко подчеркните карандашом в тексте. (Дети находят, зачитывают)

9.Музыка и поэзия слайд

– Вот перед вами 3 иллюстрации времён года. Прошу вас посмотреть внимательно, подумать и сказать к какому стихотворению подходит данная иллюстрация. Докажите это отрывками из текстов. 

Команда «Знатоки» -иллюстрация осень

Команда «Грамотеи» - иллюстрация зима

Команда «Умники»- иллюстрация весна

– Какие по настроению эти произведения? (На столах словари настроений.)

– Так почему же эти произведения объединили в одну поэтическую тетрадь?

(Ответы детей.)

– И для того ещё, ребята, чтобы вы прониклись красотой природы, чтобы она была для вас источником вдохновения, красоты, отдыха. Запомните навсегда правило “НЕ НАВРЕДИ!”.

Дорогие ребята, я очень рада, что вы помните и восхищаетесь творчеством этих писателей, мы с вами собрали великолепную выставку книг поэтов данного раздела, а какие слова благодарности вы бы сказали этим великим людям? Если бы вы писали письмо, за что бы вы их поблагодарили и кого именно?

Итог урока. Оценки. Рефлексия. Дом. задание.

Мне сегодня тоже понравилось как вы работали, вы показали настоящее командное братство. Мне очень понравилось как вы читаете стихотворения. Мне бы очень хотелось, чтоб и в дальнейшем вы будете интересоваться поэзией. Для чего это нужно делать? (ответы детей)

- Мы завершаем наше путешествие, и в качестве дом задания, я хотела бы посоветовать вам познакомиться с другими произведениями этих поэтов . Прочитав их, вы убедитесь еще раз, что

Поэзия –мир чувств, впечатлений и переживаний.

Поднимите солнышко или тучку в зависимости от вашего настроения.

Я хочу вас поблагодарить за сегодняшний урок. А теперь давайте посчитаем сколько же у вас жетонов? В любом случае все мы сегодня победители от общения с великими русскими поэтами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 4 класс.

Урок для детей с ЗПР, обобщения и систематизации знаний...

Тест "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь № 2" (2 полугодие)" 3 класс. Дата публикации: 23.05.2016г.

Презентация для проведения теста по теме "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь № 2" (2 полугодие)" 3 класс, адаптированная к системе оценке качества образования ProClass....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...