Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению

Богоутдинова Валентина Федоровна

С. Чарушин Теремок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_teremok.doc111.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1классе по программе «Школа России»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: формирование позитивного отношения к слушанию и чтению книг. Учить пересказу, научить различать народные и авторские сказки.

Задачи.

      Предметные: знакомство с понятием "авторская сказка; умение выразительно читать целыми словами и по ролям; делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

     Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными выразительными средствами и оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев;

    Метапредметные:  

Познавательные: уметь соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: планировать свои действия в присутствиис поставленной  задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: уметь использовать речь для сравнения произведений   художественной литературы ( авторская или народная сказки) и выявлять авторскую и свою точку зрения.

    познавательные УУД : умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; уметь определять новый жанр литературного произведения сравнивая произведения разных жанров; уметь оценивать свою эмоциональную реакцию; знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь прогнозировать содержание произведения, соответствующее его названию, ключевым словам; уметь устанавливать причинно - следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме; уметь оценивать поступки героев и сравнивать их  характеры, выдвигать другие варианты окончания сказки и обосновывать их.

   регулятивные УУД: уметь различать способ и результат действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные  в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

   коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности;  уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение,  оценивать высказывания.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение « 1 класс- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, портрет автора  Е.И.Чарушина,  выставка книг со сказками( народными и авторскими ), иллюстрации к русской народной сказке  «Теремок», книга со сказкой  «Теремок», маски героев сказки, карточки с загадками, презентация, напечатанные пословицы: «В тесноте да не в обиде.  Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен».

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: индуктивный и дедуктивный, аналитический, словесный, наглядный, частично- поисковый, работа с книгой, познавательная игра.

Этап урока

Деятельность учителя

УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: Проверка готовности к уроку класса и оборудования, эмоциональный  настрой на дальнейшую работу.

Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Сядьте ровно, ножки вместе,

Ручки полочкой на стол,

Начинаем разговор..

Настроение у всех хорошее?

Проверим готовность к уроку.

  

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Регулятивные:

организация рабочего места.

2.Актуализация знаний.

Цель: готовность и осознание потребности к активной познавательной деятельности.

1.Посмотрите на картинку, составьте книги по порядку, какое слово у вас получиться?

Сказки.

Познавательные: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных авторов.

3.Целеполагание

Цель: учить видеть проблему, ставить проблемный вопрос, определять тему урока.

Сказки

Авторские

Русские народные

1.

- Объясните, какие сказки называют народными, а какие - авторскими.

- Какие народные сказки вы знаете?

- Какие авторские сказки вы знаете?

2.. Прочти  пословицу.

«С..аз..а    -   ложь, да в ней    ..амё..,    добры…    …олодца..     уро..»

Какие буквы закрыты карточками?

Объясните смысл этой пословицы?

Познавательные: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать знаки, символы. Уметь работать по схеме.

4.Решение проблемы. Подготовка к чтению сказки Е.И.Чарушина

«Теремок»

Цель: обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Цель: использовать речь для регуляции своих действий.

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ЦЕЛОСТНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ТЕКСТА.

  1. Эвристическая беседа.

Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

                    (Теремок)

На экране рисунок теремка. Постепено появляются изображения животных – жильцов теремка.

  1. Словарная работа.

Прочтите слова на слайде сначала по слогам, а потом целыми словами.

Ос-та-но-ви-лась

Остановилась

В те-ре-моч-ке

В теремочке

Не-вы-со-ком

Невысоком

Не от-ве-ча-ет

Не отвечает

Рас-пе-вать

Распевать

У-вёр-тыш

Увёртыш

заб-ра-лась

забралась

Объясните значение слова «увёртыш»?

3.Физминутка

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки, отдохнём,

Физминутку проведём.

Раз – поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

4.Чтение сказки вслух учителем с показом картинок на экране, ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА СКАЗКИ  ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Познавательные: уметь прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя.

Личностные: умение испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

5. Первичное закрепление

Цель: закрепить навыки ролевого чтения.

Выразительное чтение сказки по ролям/

- При чтении выделяйте слова интонацией и паузой - конец предложений. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера героев сказки.

Коммуникативные: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения и вносить корретивы.

6. Закрепление с проговариванием.

Цель: сравнить и выявить отличие авторской сказки от русской народной.

1.Анализ произведения.

2. Подготовка к пересказу сказки.

- Отгадайте загадки - имена героев сказки Е. Чарушина "Теремок".

 Кто косой и очень ловкий,                                     Он зубами щёлк, щёлк.

Любит сладкую морковку?                                       На охоту вышел...?

                    (Заяц.)                                                                     (Волк.)

Прыг да шлёп по дорожке                                         Он любит мёд,

Голова, четыре ножки.                                               Зимой он спит.

                    (Лягушка.)                                               Весной хороший аппетит!

                                                                                                     (Медведь.)

Водит за собой цыплят,                                             Под полом  скребусь,

Словно няня в детский сад.                                       А кошки боюсь.

                    (Курица.)                                                                 (Мышка.)

3. Пересказ сказки.

4. Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к этой сказке:

В тесноте да не в обиде.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Согласие крепче каменных стен.

5. Познавательная игра «Чьё прозвище?»

На доске написаны названия героев сказки:

                               лиса - (кумушка, сестричка);

                               волк - (бирюк, хватыш, "зубами щёлк");

                               медведь -( толстопятый, косолапый, всем пригнётыш);

                               кот - (серый лоб, мурлыка);

                               коза - (дереза);

                               лягушка - (квакушка);

                               мышка - (норушка);

                               заяц - (побегайчик, серый, длинноухий, хваста);

                               курица - (ряба,пеструшка).

- Как героев назвал автор сказки - Е. Чарушин?

- Найдите в книге, прочитайте.

6. Сравни:

* Что общего у авторской сказки «Теремок» и русской народной?

* В чём различие?

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; знать её строение и свойства.

Коммуникативные: Уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками участвуя в активной деятельности.

7. Рефлексия

Цель: дать качественную оценку деятельности на уроке.

-Какие сказки называют авторскими?

-Чему учит нас эта сказка?

-Интересно ли вам было на уроке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Оцените свою работу на уроке при помощи "светофора".

Личностные: самооценка.

8.Домашнее задание.

Пересказ сказки,  нарисовать рисунок.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...