Технологическая карта урока Ф.И.Тютчев "Чародейкою зимою".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Знакомство с произведением Ф.Тютчева "Чародейкою зимою". Научатся выразительно читать, анализировать стихотворение, находить средства художественной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс
Тема: Фёдор Иванович Тютчев «Чародейкою зимою…».
Тип: урок изучения нового материала (первичное знакомство со стихотворением).
Цель: ввести учащихся в мир поэзии Фёдора Ивановича Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
- формировать умение анализировать поэтический текст;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте.
Развивающие:
- развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
- развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
Воспитательные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
- воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательность к окружающему миру;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи.
Формируемые УУД
Личностные:
-проявлять положительное отношение к учебному предмету;
-проявлять интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
-уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
-фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные:
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
-ориентироваться в информационном материале учебника.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других, включаться в диалог с учителем;
-уважать другую точку зрения.
Предметные:
-осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
-наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.
Метапредметные:
-формировать интерес к учению;
-оценивать правильность выполнения действия;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
I. Организационный момент | |||
- Здравствуйте, ребята. -Какое время года сейчас по календарю? Как вы думаете, по каким признакам можно сказать, что это зима? | Приветствуют учителя, слушают, занимают рабочие места. Зима. Стало холодно, морозно, выпадает снег, листья на деревьях опали, лужи покрываются льдом. | Л: положительное отношение к учебному предмету; проявлять внимание, желание больше узнать. | |
II. Актуализация знаний | |||
- Чем вам нравится зима? Ребята, скажите, а бывали ли вы в лесу зимой? Что вы видели там? Чему удивились? Что запомнили? - Молодцы, вот вы о зиме говорите красиво. Мы не поэты, но учиться красиво выражать свои мысли мы должны у мастеров художественного слова. Главное, что вы видите, чувствуете красоту природы. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в зимний лес. Прежде чем отправиться в путешествие, проведём словарную разминку. Посмотрите на экран. Подберите синонимы к слову ЧАРЫ. К слову ОЧАРОВАТЬ. К слову ЧАРОДЕЙКА. Можно ли эти слова использовать в описании зимы и зимнего леса? - Какие стихотворения вы знаете о зиме? Назовите авторов. | Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках, лепить снеговиков, строить крепости, кататься с горки на ледянках. Да… Колдовство. Заколдовать, заворожить. Колдунья, волшебница. Да. | П: ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее. | |
III. Постановка цели урока | |||
- Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! В каждом стихотворении поэт описывает зиму по-своему. Вспомните, как изображает зиму Александр Сергеевич Пушкин? - У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". Но зима может быть и совсем иной, такой, какой отразил её в своём стихотворении Фёдор Иванович Тютчев. - Посмотрите на портрет этого великого русского поэта. Фёдор Иванович родился в 1803 году в Овстуге Орловской губернии | А.С.Пушкин «Зимнее утро». А.С. Пушкин «Зимняя дорога» Тема зимы. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. | П: ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее. Р: организовать сотрудничество с учителем и сверстниками. К: слушать, слышать и вступать в диалог. | |
IV. Физ. минутка | |||
- Давайте немного отдохнём. Повторяйте движения за мной. Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны) Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в сторону и смотрят.) Слева елка на нас глядит Снежинки в небе кружатся, (прослеживают взглядом) И на землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх) | Следуют указаниям учителя, повторяют движения вместе с учителем. | ||
V. Первичное восприятие нового материала | |||
- В будущем вам предстоит узнать ещё много замечательных произведений Фёдора Ивановича, а сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений. Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, как изобразил зиму Фёдор Иванович в этом стихотворении. - Понравилось вам стихотворение? Чем? - Теперь давайте прочитаем стихотворение выразительно по строфам. Первую строфу читает. Здесь дана сноска на слово «чудный». Прочитайте, что обозначает это слово под стихотворением. - Как вы думаете, о Ком или о чём это стихотворение? Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. - Какой литературный прием использовал автор? Каким красивым словом называет поэт Зиму? Читает вторую строфу … - Поэт по-особенному видит картину жизни зимнего леса, и, размышляя о её красоте и загадочности, как он говорит о лесе? - Почему он так сказал? Какое слово, рядом стоящее, помогает ответить на этот вопрос? Это, что за приём? Лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны и ждёт того времени, когда его разбудит солнце. Ещё одно необычное выражение «окован лёгкой цепью пуховой». - Как понять это выражение? Что это за средство художественной выразительности? Встречались ли вам в литературных произведениях люди или животные, о которых можно сказать «не мертвец и не живой – сном волшебным очарован»? Расскажите о них. Читает третью строфу … Как изменяется лес под лучами солнца? - Как вы понимаете слова «ослепительная краса»? Здесь дана сноска на слово «мещет». Прочитайте, что обозначает это слово. - Какая картина представилась вам, когда вы слушали и читали стихотворение? - Каким настроением проникнуто стихотворение? (весёлое ли, грустное, торжествен-ное, загадочное и т. д.) | Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение. Читают стихотворение про себя. Работают по строфам. Прекрасный, удивительный. О зиме. Наверно, хотел показать, что Зима живая… Олицетворение. Чародейка. Сном волшебным очарован. Эпитет. Метафора. Спящая красавица. Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой. Необыкновенная красота… Мечет, образовано от слова «метать». Волшебное, загадочное… Чувства волшебства, очарования… Слушают учителя. | Р: организовать сотрудничество с учителем и сверстниками. Л:-выражать положительное отношение к процессу познания. П: - устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии. | |
VI. Работа с картиной И.И. Шишкина «Зима» | |||
Работа с репродукцией картины И.И. Шишкин «Зима». -Ребята, в начале урока мы с вами говорили, что красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание бессмертных шедевров. Перед вами картина известного художника И.И. Шишкина «Зима».
- Каким изобразил лес художник? - И стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой». | Работа в группах. Группа подберёт в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца. | К: Освоение способов совместной деятельности П: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию. | |
VII. Обобщение и систематизация полученных знаний | |||
- Какие чувства вы испытали при чтении? Что вы чувствовали? - Волшебную сказку стихотворения нам помогают представить не только слова, а и то, как оно построено. Мы чаще всего встречаем стихи, написанные четверостишьями. В стихотворении Ф. И. Тютчева 3 строфы по 5 строк. Пятая строчка в стихотворении усиливает ощущение сказочности, таинственности и колдовства. Если убрать пятую строчку - исчезнет тайна, которая достигается с помощью необычных слов. Поэт не просто рассказывает нам о природе, он показывает её. А, показывает он нам это с помощью средств художественной выразительности. Каких? - Прочитайте стихотворение полностью с выражением. | Олицетворение, эпитет, метафора. Ученик читает стихотворение выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонации. | Р: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. К: - формирование умения слушать и слышать | |
VIII. Рефлексия. Подведение итогов | |||
- Наш урок подходит к концу и путешествие заканчивается. Скажите, с каким произведением мы сегодня знакомились? Кто автор? -Что вы запомнили из биографии автора? - Я советую вам прочитать больше стихотворений Фёдора Ивановича. Спасибо за урок! | Со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева. | Р: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | |
IX. Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"
На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-154255-1546579503.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2 «В» КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ВЕЛИГУРА М.В. Тема: «Чародейкою зимою околдован, лес стоит…»
Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-43062-1570618353.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/21/picture-1021143-1545422605.jpg)
Технологическая карта урока по Музыке. Тема урока: Здравствуйте, гостья-зима. "Зимушка-зима", стихи М.Пляцковского, музыка Е.Ботярова.
Урок получения новых знаний...
Технологическая карта урока окружающего мира «Где зимуют птицы?» (1 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.Задачи урокаДидактические:Формировать представления учащихся о птицах...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-1487925-1696417155.jpg)
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....