Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему "Работа с детскими книгами. Фольклор.Использование аппарата"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иванова Анастасия Леонидовна

Цель: углубить знания учащихся о русском фольклоре,  его   малыми жанрами: пословицами, скороговорками, загадками.

Планируемые результаты:

Личностые

•        приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора;

•        овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

Метапредметные

•        определять существенный признак произведения по темам, жанрам и видам;

•        самостоятельно заполнять таблицы для представления информации;

•        планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

•        выстраивать последовательность выбранных действий;

•        устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

•        корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.29 КБ
Файл samoanaliz.docx19.74 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx75.21 КБ
Файл 1_gruppa.docx13.45 КБ
Файл 2_gruppa.docx13.97 КБ
Файл 3_gruppa.docx13.57 КБ
Файл 4_gruppa.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 «Б» классе

Тема: Работа с детскими  книгами по теме «Фольклор»: использование аппарата.

Цель: углубить знания учащихся о русском фольклоре,  его   малыми жанрами: пословицами, скороговорками, загадками.

Планируемые результаты:

Личностые

•        приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора;

•        овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

Метапредметные

•        определять существенный признак произведения по темам, жанрам и видам;

•        самостоятельно заполнять таблицы для представления информации;

•        планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

•        выстраивать последовательность выбранных действий;

•        устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

•        корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

•        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Предметные:

•        различать и называть отдельные жанры фольклора;

•         находить примеры произведений фольклора.

Оборудование:

  • Для учителя: презентация, предметы творчества русского народа (матрешка, деревянная ложка, свистульки, лукошко), карточки с картинками  и вопросы для игры «Ассоциации».
  • Для учащихся: детские книги, таблицы, раздаточный материал, учебник, листочки, ручки.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2 мин.)

Приветствие. Настрой. Учитель обращает внимание на предметы русского народного творчества (ложка, матрешка, лукошко, свистульки).

-Ребята, посмотрите на  предметы декоративно-прикладного творчества и скажите, какой народ их смастерил? Обратите внимание, какие они?

- Они все разные и каждая имеет свою особенность.

Приветствуют гостей. Настраиваются на урок.

Фронтальная работа. Высказывают предположения.

- Это предметы творчества русского народа. Они все разные.

2. Актуализация знаний и представлений по теме урока. (3мин)

- А каким еще творчеством занимался русский народ, связанным с литературным чтением?

Задание по ФГ.

- Посмотрите на экран и скажите, что вы видите на лепестках ромашки? --  Перечислите, что является жанром фольклора? Будьте внимательны здесь есть лишние слова. (Слайд 1)

Фронтальная работа.

Формулируют полные ответы.

-Устным народным творчеством (фольклором).

- Мы видим жанры фольклора.

- выбирают и называют жанры только  фольклора (загадки, потешки, пословицы, скороговорки, сказки, былины, небылицы, заклички, колыбельные)

Лишние – басня и рассказ, потому что это сочиняют авторы, а не народ.

3. Постановка целей  и задач урока. (4 мин)

- Сегодня матрешка приготовила для вас задания. Давайте справимся с этими заданиями и определим тему и цель урока.

Игра «Ассоциации».

Учитель достает из матрешки картинки для игра «Ассоциация», напечатанные наводящие вопросы.

(картинка книга, картинка уста) (вопросы: для определения темы «Что вы принесли на урок?», для формулирования цели: «Чему будем учиться? При возникновении сложности в формулировании «Вы принесли книги для чего? Научиться чему?» (Слайд 2,3)Молодцы, вы отлично справились с этой игрой.

Фронтальная работа.

Дают полные развернутые ответы.

Формулируют тему урока «Работа с книгами на тему фольклор». Учиться работать с жанрами фольклора, получать знания о фольклоре из книг.

4. Обобщение, систематизация, применение знаний. (20 мин)

- Далее переходим к работе с книгами. Каждая группа должна заполнить таблицу, используя книги, которые лежат у вас на столах. Внимательно изучите задание. Распределите обязанности в группе. В конце своей работы сделайте вывод о проделанной работе.

Задание по формированию ФГ, самостоятельная деятельность (частично-поисковый метод)

1 группа: заполняет таблицу по жанрам.

Песенка - это

Закличка - это

Скороговорки - это

Считалка – это

Загадка - это

Пословица - это

2 группа: заполняет таблицу по загадкам.

Вид  загадки

Пример

Загадки-описания

Загадки сравнения

Загадки описания действий предмета

Загадки противопоставления

Загадки вопросы

Загадки описания свойств, признаков предметов

3 группа: работает таблицей о  пословицах.

Темы пословиц

Пример

О родине

О труде

О человеке

О природе

О дружбе

О знании и учении

О книге

О смелости

4 группа: работает с таблицей о скороговорках.

Виды

Пример

Скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же корнем.

Скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова.

Скороговорки, в которых переставляются или меняются звуки.

Групповая работа. Работают в группах. Заполняют таблицы с помощью информации из книжек.

Физминутка.  (3 мин)

Предлагаю одному учащемуся выйти к доске и провести физминутку. Когда он называет жанр фольклор, то все хлопают в ладоши. Когда не жанр фольклора просто встают.

Все выполняют физминутку, а один ребёнок берёт из лукошка карточки со словами, названиями жанров фольклора.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)

- Сейчас каждая группа представит свою работу. (Слайд 4-6)

Представляют свою работу и сверяют с готовым вариантом, на экране. Анализируют допущенные ошибки. Делают вывод о проделанной работе.

7. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)

Подведем итог урока.

- Какая была тема урока? Какую ставили цель? Добились этой цели?

- Запишите на листочки свои знания, полученные на уроке, что узнали, чему научились.

- Давайте сложим наши полученные знания на уроке в Матрешку. Порадуем ее нашими знаниями о фольклоре.

Фронтальная работа. Формулируют ответы.

-Работа с книгами «Фольклора».

- научиться работать с книгами, получать информацию. Поставленная цель достигнута.

Самостоятельно записывают предложения на листочек, озвучивают их, затем помещают в Матрешку.

8. Домашнее задание. (1 мин.)

Домашнее задание будет ребята, творческим. Вам нужно будет сочинить свой любой жанр фольклора на выбор, а ткже можно несколько разных жанров. Посмотреть мультфильм https://youtu.be/hjoAIiHcyT4

Фронтальная работа.

 Разбираются с домашним заданием.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения в 3 «Б» классе

 учителя начальных классов Ивановой А.Л.

Тема  урока:  Работа с детскими  книгами по теме «Фольклор»: использование аппарата.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: углубить знания учащихся о русском фольклоре,  его   малыми жанрами: пословицами, скороговорками, загадками.

Планируемые результаты:

Личностые

•        приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора;

•        овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

Метапредметные

        определять существенный признак произведения по темам, жанрам и видам;

•        самостоятельно заполнять таблицы для представления информации;

•        планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

•        выстраивать последовательность выбранных действий;

•        устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

•        корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

•        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Предметные:

•        различать и называть отдельные жанры фольклора;

•         находить примеры произведений фольклора.

         На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.  Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ИКТ была направлена на достижение поставленных целей. 

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 3 класса, результаты  психолого-педагогической  характеристики класса. 

    С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование в начале урока задания «Ромашка», игра «Ассоциации» от матрешки, что  способствовало систематизации знаний. Это позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность.  На этапе реализации самостоятельной деятельности детей была организована работа в группах с использованием частично-поискового метода при работе с детскими книгами.

На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская грамотность, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока.  На уроке пыталась использовать метапредметные связи с русским языком, литературным чтением.  Использованы различные виды контроля на уроке: ученик-ученик (при групповой работе), самоконтроль, оценка учителя в завершении урока. Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена физминутка. Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС

                  В процессе урока я обращалась к уже имеющимся у детей знаниям и умениям, работала над созданием атмосферы взаимной заинтересованности учеников в работе друг друга, когда они работали в группах.  Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. 

Домашнее задание творческого характера было выдано в конце урока.

На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты. Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.  Все поставленные задачи удалось реализовать. Урок способствовал развитию интереса к урокам родного языка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОЛЬКЛОР з агад-ки сказки рассказ б ыли- ны басня колыбельная пословицы с корого- ворки п отеш-ки с чита-лки з ак-лички

Слайд 3

ТЕМА УРОКА Работа с детскими книгами по теме «Фольклор»

Слайд 4

ЦЕЛИ УРОКА Научиться работать с книгами; Получить знания о жанрах фольклора ; Узнать их особенности.

Слайд 5

1 группа Закличка - это малый жанр фольклора. Скороговорки - это произведение фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые слова. Считалка – это малый жанр фольклора Загадка - это Небольшое произведение, в котором нужно назвать предмет или явление по их признакам или действиям. Пословица – это произведение фольклора, краткое мудрое изречение.

Слайд 6

2 группа Вид загадки Пример Загадки-описания Бел как снег, в чести у всех, В рот попал- там и пропал. Загадки сравнения Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. Загадки описания действий предмета Кланяетя , кланяется, Придёт домой – растянется. Загадки противопоставления Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной: Иголок очень много , А нитки - ни одной Загадки вопросы Кто на себе дом носит ?

Слайд 7

3 группа Темы пословиц Пример О родине Родина – мать умей за нее постоять. О труде Труд корми, а лень портит. О человеке Не все то золото, что блестит. О природе Весна красна цветами, а осень плодами. О дружбе Один за всех и все за одного. О знании и учении Ученье – путь к уменью. О книге Кто много читает, тот много знает. О смелости Смелость города берёт

Слайд 8

4 группа Скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же корнем. Боронила борона по борованному полю. Скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова. Идёт козёл с косой козой, идёт козел с босой козой, идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом. Скороговорки, в которых переставляются или меняются звуки. Макар да кошка, комар да мошка.



Предварительный просмотр:

Найди определения жанров и впиши в таблицу

Закличка - это

Скороговорки - это

Считалка – это

Загадка - это

Пословица - это

Сделайте вывод:_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Найди примеры  загадок для каждого вида.

Вид  загадки

Пример

Загадки-описания

Загадки сравнения

Загадки описания действий предмета

Загадки противопоставления

Загадки вопросы

Загадки описания свойств, признаков предметов

Сделай вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Найди пословицы для каждого вида.

Темы пословиц

Пример

О родине

О труде

О человеке

О природе

О дружбе

О знании и учении

О книге

О смелости

Сделай вывод о проделанной работе______________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Найдите скороговорки на каждый вид.

Виды

Пример

Скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же корнем.

Скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова.

Скороговорки, в которых переставляются или меняются звуки.

Сделайте вывод о проделанной работе_________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "По страница детских журналов»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с детскими изданиями периодической печати; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам и журналам.Планируемые результаты:Предмет...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...